Последние изменения в план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) федеральным государственным бюджетным учреждением (ФГБУ) вносились по состоянию на 01.10.2013. Затем до конца 2013 года по приносящей доход деятельности возникли расхождения по ряду статей КОСГУ, изменения по которым не были отражены в плане ФХД.
В порядке, определенном учредителем ФГБУ, установлена ежеквартальная периодичность внесения изменений. Информация о планах и результатах деятельности учреждения размещается на официальном сайте.
Возможно ли наличие расхождения между фактическими расходами и доходами ФГБУ, а также расходами и доходами, утвержденными в плане его финансово-хозяйственной деятельности?
Из положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) следует, что бюджетные учреждения составляют План финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД), который утверждается учредителем (пп. 6 п. 3.3 ст. 32). Общие положения к порядку составления и утверждения Плана ФХД содержатся в приказе Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Требования). На основании этого документа учредители разрабатывают нормативные акты для подведомственных им учреждений, которыми учреждения руководствуются при составлении Плана ФХД.
В пункте 2 Требований сказано, что государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют План ФХД в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с Требованиями.
В ходе исполнения Плана ФХД часто возникает необходимость корректировки первоначальных плановых показателей в силу того, что они не отвечают фактическим показателям. Требованиями допускается корректировка Плана ФХД. При внесении изменений в План ФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений в План ФХД (п. 19 Требований). Также отметим, что периодичность внесения изменений в план ФХД Требованиями не установлена.
Согласно п. 22 Требований План ФХД бюджетного учреждения (с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План ФХД (с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.
В соответствии с п. 3.4 и п. 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ бюджетные учреждения должны обеспечить открытость и доступность учредительных документов, а также информации о планах и результатах своей деятельности (далее - информация об учреждении) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок предоставления и размещения информации об учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте www.bus.gov.ru (далее - Официальный сайт) утвержден приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н (далее - Порядок 86н). В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка 86н на официальном сайте учреждение формирует и предоставляет информацию, в том числе о Плане ФХД.
В случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов (п. 15 Порядка 86н).
Обычно анализ Плана ФХД проводится на предмет:
- соответствия цели деятельности учреждения нормам законодательства;
- видов деятельности, относящихся к уставной деятельности;
- перечня услуг, относящихся к основным видам деятельности в соответствии с уставом;
- приобретенного за счет выделенных собственником средств имущества;
- рациональности расходования сумм субсидий на выполнение задания учредителя;
- поступлений от оказания учреждением услуг, в соответствии с уставом учреждения относящихся к его основным видам деятельности, которые предоставляются физическим и юридическим лицам на платной основе, а также поступлений от приносящей доход деятельности.
Поэтому в данном случае при возникновении расхождений между фактическими расходами и доходами бюджетного учреждения, а также расходами и доходами, утвержденными в плане его финансово-хозяйственной деятельности, вопрос о нарушении законодательства следует рассматривать по двум направлениям:
- обоснованность получения доходов в рамках приносящей доход деятельности;
- квалификация расходов в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
По нашему мнению, в случае, если фактические доходы бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности не превышают доходы, утвержденные в Плане ФХД, можно говорить об обоснованности получения таких доходов. В случае превышения фактических доходов над запланированными речь может идти об отвлечении ресурсов учреждения от осуществления деятельности в рамках государственного задания, сформированного в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности.
В отношении расходов отметим следующее. В силу ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств. При этом специалисты Минфина России указывают, что в отношении таких учреждений нецелевое использование средств, определенное ст. 306.4 БК РФ, возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
С учетом вышесказанного, полагаем, целесообразно в рассматриваемом случае:
- внести изменение в План ФХД по состоянию на 31.12.2013, с учетом всех сложившихся расхождений;
- утвердить План ФХД с учетом изменений в установленном порядке;
- разместить на официальном сайте информацию о внесенных изменениях в План ФХД.
К сведению:
Поскольку периодичность внесения изменений в план ФХД нормами права не установлена и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений (п. 2 Требований), Вы можете обратиться к учредителю по вопросу изменения периодичности внесения изменений в план ФХД, чтобы иметь возможность своевременно корректировать данные.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
16 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.