Санкционирование расходов: учет принятых обязательств
Казенные учреждения должны вести учет показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на предназначенных для этого счетах санкционирования расходов. В статье рассмотрим особенности учета обязательств.
Принятые бюджетные обязательства
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).
Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него ЛБО, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).
Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Исходя из п. 2.1 Порядка N 98н*(1) основанием для постановки на учет ОФК бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные в соответствии с приложением 1 к названному порядку (по форме 0531702), представленные учреждением в ОФК, в случае если бюджетное обязательство возникло из:
- государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд реестр контрактов;
- договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов, или договора аренды (далее - договор).
Если бюджетные обязательства возникли в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам), договором, по которому не требуется оформление в письменной форме, а также в соответствии с договором на оказание услуг, выполнение работ, заключенным учреждением с физическим лицом, не являющимся ИП, они принимаются к учету на основании принятых к исполнению ОФК документов для оплаты денежных обязательств, представленных учреждением согласно Порядку N 87н*(2).
В частности, такой порядок учета применяется для учета бюджетных обязательств, связанных:
- с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
- с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением бюджетных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде).
Кроме того, учреждению необходимо помнить, что оно вправе принять решение о применении данного порядка учета бюджетных обязательств для учета бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с договорами, сумма которых не превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами и расчеты по которым осуществляются наличными деньгами (в силу Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У названная сумма - 100 000 руб.).
К сведению. Проектом о внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н*(3) планируется утвердить форму 0504824 "Уведомление о принятии обязательства". Она применяется для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоров, контрактов, исполнительных листов, служебных командировок и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому (бюджетному) учету на текущий финансовый год и плановый период.
В пункте 140 Инструкции N 162н*(4) указано, какие показатели включаются в бюджетные обязательства, а в Письме Минфина РФ от 21.01.2013 N 02-06-07/155 разъяснено, в каком объеме их следует учитывать:
- обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, предусмотренные условиями заключенных в отчетном периоде учреждениями государственных (муниципальных) контрактов (договоров), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году, - в сумме заключенных контрактов, договоров;
- обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам учреждений, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в объеме утвержденных ЛБО;
- обязательства по выплате работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников учреждений командировочных расходов (в том числе авансовых платежей), иных выплат (суточных, разъездных и т.п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, - в сумме начисленных обязательств (выплат);
- обязательства по оплате обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся (воспитанникам) в государственных образовательных учреждениях, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, - в сумме начисленных обязательств (выплат);
- публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат). Например, в Письме Минфина РФ от 12.07.2012 N 16-01-08/55 было разъяснено, что отдельные выплаты, установленные федеральными законами от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются публичными нормативными обязательствами, каждому из которых должен быть присвоен уникальный код целевой статьи федерального бюджета. В частности, направления расходов, предназначенные для отражения расходов федерального бюджета на осуществление публичных нормативных выплат и код целевой статьи, перечислены в п. 4.2.3 разд. III Указаний о применении бюджетной классификации*(5);
- обязательства по выплате обусловленных законодательством РФ платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в сумме начисленных обязательств (платежей);
- обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленные вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в сумме начисленных обязательств (выплат);
- иные расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в сумме принятых обязательств.
Принятые денежные обязательства
Денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).
Учреждение подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, - в соответствии с платежными документами.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств учреждений (п. 6 ст. 219 БК РФ).
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком N 87н, оплаты денежных обязательств. В частности, данными документами являются заявка на кассовый расход (ф. 0531801), заявка на получение наличных денег (ф. 0531802), заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851), заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844). Они представляются учреждением в ОФК.
Согласно п. 141 Инструкции 162н в показатели принятых денежных обязательств:
Включаются | Не включаются | |
Расчеты с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей - юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований | ||
Данные соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (разница между дебетовыми оборотами, отражающими получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовыми оборотами, отражающими возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) - предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей | Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты | |
Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" - начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году | Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет | |
Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 1 304 02 000 "Расчеты с депонентами", 1 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" - исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет | ||
Расчеты с подотчетными лицами, в разрезе контрагентов (подотчетных лиц) | ||
Дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета этого счета - полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей | Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, числящиеся на начало отчетного года по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты | |
Дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" - полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет | ||
Расчеты по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ | ||
Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (1 303 02 730-1 303 13 730) - начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи) | Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты | |
Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (1 303 02 830-1 303 13 830) - обязательства по уплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей прошлых лет, числящихся на начало текущего года), исполненные в текущем периоде | ||
Расчеты по расходам на обслуживание долговых обязательств | ||
Аналитические данные по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам": в сумме кредитовых оборотов - начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие к исполнению в текущем финансовом году; в сумме дебетовых оборотов - исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств |
Бюджетный учет принятых обязательств
Бюджетный учет показателей принятых учреждениями обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных изменений в показатели принятых учреждением в текущем году обязательств в рамках бюджетной деятельности ведется на следующих счетах (п. 139 Инструкции N 162н):
- 1 502 01 000 "Принятые обязательства". Предназначен для учета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах, утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований, ЛБО, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств);
- 1 502 02 000 "Принятые денежные обязательства". Учитываются суммы денежных обязательств, принятые учреждением в пределах доведенных ему ЛБО (бюджетных ассигнований).
Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (п. 320 Инструкции N 157н*(6)).
Принятие обязательств (денежных обязательств) учреждением в текущем году рассмотрим на примере.
Пример 1
Согласно выставленным счетам контрагентов учреждение приняло обязательства в пределах выделенных ему ЛБО в январе 2014 года по статье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ в размере 75 000 руб., по статье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ - 55 000 руб. Данные обязательства были оплачены. Кроме того, учреждение заключило договор в январе 2014 года на поставку мягкого инвентаря на сумму 300 000 руб., перечислив предоплату по нему в размере 90 000 руб. (30%).
Указанные операции необходимо отразить проводками:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства по статьям КОСГУ | 1 501 13 212 | 1 502 11 212 | 75 000 |
1 501 13 225 | 1 502 11 225 | 55 000 | |
1 501 13 310 | 1 502 11 310 | 300 000 | |
Приняты денежные обязательства по статьям КОСГУ | 1 502 11 212 | 1 502 12 212 | 75 000 |
1 502 11 225 | 1 502 12 225 | 55 000 | |
1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 90 000 |
Перенос показателей по санкционированию
По общему правилу согласно п. 312 Инструкции N 157н не переносятся на следующий год остатки по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО текущего финансового года.
В частности, показатели (остатки) по санкционированию, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:
- показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
- показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
- показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.
Рассмотрим на примере перенос остатков по принятым обязательствам.
Пример 2
У казенного учреждения сформировались остатки по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - неисполненные принятые обязательства в сумме 145 000 руб. по статье 310 КОСГУ. Необходимо перенести этот остаток на счет принятых обязательств текущего финансового года.
В бюджетном учете данную операцию нужно отразить проводкой:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перенос показателей принятых и не исполненных учреждением обязательств первого года, следующего за текущим, на текущий финансовый год | 1 502 21 310 | 1 502 11 310 | 145 000 |
О. Фурагина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н.
*(2) Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(5) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(6) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"