Обязательные страховые взносы
В России наряду с обязательным государственным страхованием действует, в частности, обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, то последние из названных видов обязательного страхования предполагают уплату страховых взносов. В статье мы поведем речь о законодательном регулировании обязательных страховых взносов, а также рассмотрим переходные положения, касающиеся их исчисления и уплаты.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, что установлено статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из названного выше закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 165-ФЗ).
Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов - обязательных платежей на обязательное социальное страхование (статьи 3 и 4 Закона N 165-ФЗ).
Начнем с обязательного социального страхования, регулируемого Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Этот вид страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляют собой обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию по этому виду страхования и перечень которых содержит статья 2 Закона N 255-ФЗ, являются застрахованными лицами.
Страхователи, определяемые в соответствии со статьей 2.1 Закона N 255-ФЗ, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС, выполняя тем самым требование статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями по обязательному социальному страхованию, в том числе определение объекта обложения взносами, базы для начисления взносов, сумм, не подлежащих обложению, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты взносов на основании статьи 4.4 Закона N 255-ФЗ осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Такое понятие содержит статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (статья 3 Закона N 167-ФЗ).
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ (статья 7 Закона N 167-ФЗ).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (статья 6 Закона N 167-ФЗ). Руководствуясь пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ПФР и вести учет, связанных с начислением и перечислением указанных страховых взносов.
Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на пенсионное страхование, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Такое определение содержит статья 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - это обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения. Обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленным размерах является одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования, закрепленных статьей 4 Закона N 326-ФЗ.
Страхователи для работающих граждан определяются в соответствии со статьей 11 Закона N 326-ФЗ, застрахованные лица - в соответствии со статьей 10 того же закона.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Законом N 212-ФЗ (статья 22 Закона N 326-ФЗ).
Итак, всеми тремя названными выше законами о конкретных видах обязательного социального страхования установлено, что законом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за их исчислением и уплатой (перечислением) и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, является Закон N 212-ФЗ.
То есть Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на обязательное медицинское страхование.
Отметим, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено:
- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС;
- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в ФФОМС.
Напоминаем, что страховые взносы, исчисляемые и уплачиваемые в соответствии с Законом N 212-ФЗ, не являются налоговыми платежами и налоговые органы не проводят проверки в отношении страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ осуществляют:
- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
- ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону N 255-ФЗ.
Органы контроля проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов (статьи 34, 35 Закона N 212-ФЗ). Целью проверок является контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок. Порядок проведения данных проверок очень напоминает порядок проведения налоговых проверок, определенный в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ).
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, руководствуясь частью 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление обязательных платежей по страховым взносам. Исчисление производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Для исчисления суммы страховых взносов в общем случае применяются тарифы, установленные статьей 12 Закона N 212-ФЗ, если иное не установлено названным законом:
- в ПФР - 26%;
- в ФСС РФ - 2,9%;
- в ФФОМС с 1 января 2012 г. - 5,1%.
Итого страховые взносы, начисляемые работодателями, составляют 34% базы для начисления страховых взносов.
Между тем, статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением указанных в статьях 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ, в 2012-2015 гг. применяют следующие тарифы:
- в ПФР - 22%;
- в ФСС - 2,9%;
- в ФФОМС - 5,1%.
Итого страховые взносы, начисляемые работодателями в 2013-2015 гг. составляют 30% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2013 г. (статья 58.2 Закона N 212-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.").
Если база для начисления страховых взносов превышает установленную предельную величину (568 000 рублей), то страховые взносы начисляются только в ПФР в размере 10%.
Для некоторых категорий плательщиков страховых взносов статьями 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ предусмотрены специальные, а именно пониженные тарифы страховых взносов, которые будут применяться в переходный период 2011-2027 гг.
1-я категория плательщиков
- сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ (пункт 1 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования (пункт 1 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (пункт 2 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, общественные организации инвалидов, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (пункт 3 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 762.
В течение 2013-2014 годов названные выше плательщики страховых взносов должны применять следующие тарифы (часть 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
- ПФР - 21,0%;
- ФСС - 2,4%;
- ФФОМС - 3,7%.
Итого общий тариф в 2013-2014 гг. составляет 27,1%.
2-я категория плательщиков
- хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями (пункт 4 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Указанные плательщики применяют тарифы, установленные частью 3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при выполнении условий, перечисленных в части 4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ;
- организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенные решением Правительства Российской Федерации в кластер (пункт 5 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (пункт 6 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Названные организации применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ (часть 5 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). При этом если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частью 2.1 или частью 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.
Тарифы для этой категории плательщиков, которые должны применяться ими в течение переходного периода, такие:
ПФР - 2013-2017 гг. - 8,0%; 2018 г. - 13,0%, 2019 год - 20,0%; ФСС - 2013-2017 гг. - 2,0%; 2018 г. - 2,9%, 2019 г. - 2,9%; ФФОМС - 2013-2017 гг. - 4,0%; 2018 г. - 5,1%, 2019 г. - 5,1%;
Итого общий тариф в 2013-2017 гг. составляет 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%.
3-я категория плательщиков
Плательщики страховых взносов - российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является (пункт 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Для этих плательщиков тарифы страховых взносов составляют (часть 3.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
ПФР - 2013 г. - 21,6%, 2014 г. - 23,2%; ФСС - 2013-2014 гг. - 2,9%; ФФОМС - 2013 г. - 3,5%, 2014 г. - 3,9%.
Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, признается основным видом деятельности при соблюдении условий, установленных частью 1.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. Порядок подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных плательщиков и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2011 г. N 150.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности не соответствует заявленному виду, то плательщики страховых взносов, отнесенные нами к 3 группе, лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (часть 1.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Вышеуказанные плательщики лишаются право применять пониженный тариф и в случае, если они исключены из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей.
4-я категория плательщиков
Пониженные тарифы страховых взносов применяли в 2013 году:
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, но при условии, что основным видом их экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) являются виды деятельности, перечисленные в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при соблюдении условий, установленных частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. Подтверждение основного вида экономической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (пункт 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ (пункт 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Указанные некоммерческие организации применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при соблюдении условий установленных частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. В случае если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1, частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, она лишается права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором допущено несоответствие перечисленных условий (часть 5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющие УСН (пункт 12 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 14 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
В 2013 году вышеперечисленные плательщики страховых взносов должны были применять следующие тарифы (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
- ПФР - 20,0%;
- ФСС - 0,0%;
- ФФОМС - 0,0%.
5-я категория плательщиков
Применяют пониженные тарифы страховых взносов:
- в течение 2013-2027 годов плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (пункт 9 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
Тарифы страховых взносов составляют (часть 3.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
ПФР - 0,0%;
ФСС - 0,0%;
ФФОМС - 0,0%.
Итого общий тариф 0%, то есть страховые взносы не начисляются.
- в 2013 году организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (пункт 13 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Указанные плательщики должны применять следующие тарифы страховых взносов (часть 3.5 статьи 58 Закона N 212-ФЗ):
ПФР - 22,0%;
ФСС - 2,9%;
ФФОМС - 5,1%.
Итого общий тариф в 2013 году - 30%, как и в общем случае.
Примечание. Обратите внимание, что плательщики, указанные в пункте 13 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими условий, установленных частью 5.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частью 5.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям (часть 5.6 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
6-я категория плательщиков
Пониженные тарифы предусмотрены для организаций - участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта "Сколково") (статья 58.1 Закона N 212-ФЗ). Участники проекта "Сколково" в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, применяют следующие тарифы:
- ПФР - 14, 0%;
- ФСС РФ - 0,0%;
- ФФОМС - 0,0%.
Обратите внимание, что указанный режим льготной уплаты страховых взносов ограничен. Утратить право на использование пониженных страховых тарифов организация-участник проекта "Сколково" может как при утрате самого статуса участника проекта, так и в случае, если размер прибыли участника проекта, рассчитанный по нормам главы 25 НК РФ нарастающим итогом с начала года, в котором объем выручки составит более 1 млрд. рублей, превысит 300 млн. рублей (часть 2 статьи 58.1 Закона N 212-ФЗ).
Для организаций, утративших статус участника проекта, пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта (часть 2.1 статьи 58.1 Закона N 212-ФЗ).
Для некоторых плательщиков страховых взносов статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2013 г. установлены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
Так, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), применяют следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР: в 2013 году - 4,0%, в 2014 году - 6,0%, в 2015 году и последующие годы - 9,0%.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяют следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР: в 2013 году - 2,0%, в 2014 году - 4,0%, в 2015 году и последующие годы - 6,0%.
Примечание. Обратите внимание, что при исчислении страховых взносов в бюджет ПФР по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, не применяются. То есть страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются независимо от величины базы для исчисления страховых взносов (часть 3 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, пункт 3 статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, пункту 4 статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Освобождение предоставляется по итогам специальной оценки условий труда, которая проводится в порядке, установленном отдельным федеральным законом.
В. Семенихин,
эксперт журнала
"Российский бухгалтер", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.