У банка отозвана лицензия. Что делать?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Клиентам "отозванного" банка нужно принять все меры к возврату средств, которые находятся в такой кредитной организации, не имеющей права осуществлять банковские операции и денежные расчеты. Но помимо этого возникает ряд вопросов, связанных с "застрявшими" деньгами и с приостановленными расчетами по реализации туристских продуктов. Как быть, если деньги клиента, полученные турагентом, не дошли до туроператора? Что меняется, если туроператор деньги получил, но не смог ими оплатить счета гостиниц и перевозчиков? Ответы на эти вопросы актуальны в канун наступившего года, когда у нескольких не выполнявших требования ЦБ РФ банков были в спешном порядке отозваны лицензии.
Когда отзывается лицензия у банка?
Как правило, это происходит внезапно. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций поименованы в ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности*(1). Все причины отзыва лицензии называть не обязательно, их несколько десятков. Обозначим те, что чаще встречаются на практике: недостаточность капитала кредитной организации (ниже минимального значения), установление существенной недостоверности отчетных данных, проведение, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения (в совокупности данные требования должны быть не ниже 1 000-кратного размера МРОТ или около 5 млн. руб. в 2013 году, 5,5 млн. руб. в 2014 году).
Со дня отзыва у кредитной организации лицензии и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании банка несостоятельным (банкротом) или о его ликвидации кредитная организация, у которой отозвана лицензия (ликвидируемый банк), прекращает операции по счетам клиентов. Кредитные организации-корреспонденты и подразделения расчетной сети ЦБ РФ, обслуживающие ликвидируемую кредитную организацию, прекращают прием платежей, поступающих со дня отзыва лицензии для зачисления на банковские счета клиентов ликвидируемой кредитной организации (ее филиала), и осуществляют возврат платежей на счета плательщиков в банках-отправителях с уведомлением об отзыве у кредитной организации лицензии (Указание Банка России от 05.07.2007 N 1853-У).
Исключение из данного правила "заморозки" расчетных операций составляют текущие обязательства банка, которые продолжают исполняться под управлением уполномоченного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организации. Однако сумма денежных средств, оставшихся на счете в банке, в отношении которого введена процедура конкурсного управления, не относится к текущим обязательствам, а подлежит включению в реестр требований кредиторов банка*(2). Очередность удовлетворения таких требований описана в ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве)*(3). В начале очереди кредиторов находятся граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, в третью очередь - расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. Турагентства и туроператоры, у которых оказались заблокированными счета в ликвидируемом банке, скорее всего, окажутся в третьей очереди. Поэтому клиентам банка - юридическим лицам и предпринимателям не стоит рассчитывать на скорый возврат денежных средств, находящихся на расчетном счете проблемного банка.
С позиции туроператора
Представим ситуацию. Турист внес деньги в кассу турагентства, которое перечислило деньги туроператору. Но у последнего деньги "застряли" на расчетном счете проблемного банка, в связи с чем входящие в туристский продукт услуги не были оплачены. С кого туристу требовать возврата денежных средств и компенсации нанесенного ущерба (при наличии)? Очевидно, с туроператора, банк которого лопнул в неподходящий момент.
В общем случае обязанность по возврату денежных средств при неисполнении условий договора лежит на туроператоре как ответственном за реализацию туристского продукта лице. При уклонении турфирмы от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности защита нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Тогда степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней гражданско-правовых мер (таких как оплата судебных издержек, возмещение морального вреда)*(4).
Но сегодня туроператоры не торопятся возвращать деньги и возмещать ущерб несостоявшимся туристам, предпочитая отправлять пострадавших клиентов к страховщику, у которого застрахована ответственность данного туроператора. Согласно ст. 17.1 Закона об основах туристской деятельности в РФ договор страхования ответственности туроператора должен обеспечивать надлежащее исполнение последним обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора является факт установления его обязанности возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это существенно нарушает условия договора. Таковым считается в том числе неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению. Неисполнение этих обязательств является страховым случаем - поводом для страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора. Причем выплата возмещения по такому договору не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда (ст. 17.4 Закона об основах туристской деятельности в РФ).
Письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено страховщику в течение срока действия финансового обеспечения. Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов. Кстати, их перечень содержится в ст. 17.5 Закона об основах туристской деятельности в РФ.
При этом страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора. Но тогда страховщик имеет право предъявлять регрессное требование к туроператору в размере выплаченного страхового возмещения (ст. 17.6 Закона об основах туристской деятельности в РФ).
Связан ли отзыв лицензии у обслуживающего туроператора банка со злым умыслом или же умышленными противоправными действиями (бездействием) сотрудников турфирмы? Очевидно, нет, так как туроператор сам пострадал от проблем банка и ему еще нужно решить, как продолжать свою деятельность и осуществлять расчеты с партнерами и контрагентами. Поэтому с большой долей вероятности отзыв лицензии у банка и, как следствие, неисполнение туроператором своих обязательств можно считать страховым случаем и требовать выплаты страхового возмещения по заключенному договору страхования.
В бухгалтерском учете туроператора как ответственного за туристский продукт отражаются только те операции, которые проходят через него. Выплачиваемое страховое возмещение непосредственно туристу не затрагивает ни бухучет, ни налогообложение туроператора (если турист не требует возмещения упущенной выгоды и морального вреда). Единственное, нужно решить вопрос с НДС - при получении аванса туроператор обязан начислить налог к уплате в бюджет. В связи с тем, что туроператор не исполнил свои обязательства и реализация туристского продукта не состоялась, логично поставить налог к вычету и вернуть аванс. Но деньги на счете в ликвидируемом банке, и неизвестно, когда туроператор их получит. Нужно знать, что при расторжении договора без возврата аванса у налогоплательщика не имеется оснований для принятия к вычету НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с аванса (Письмо Минфина РФ от 29.08.2012 N 03-07-11/337).
С позиции турагентства
Представим ситуацию. Турист внес деньги в кассу турагентства, которое положило деньги на свой расчетный счет. На следующий день у банка отозвали лицензию и платежное поручение на перечисление денежных средств туроператору не было исполнено. Кто в ответе за срыв договорных обязательств? Согласно Закону об основах туристской деятельности в РФ вся ответственность при реализации туристского продукта ложится на туроператора. Если турагентство действует от имени туроператора, то последний в конечном счете отвечает за всю цепочку действий при реализации туристского продукта.
Но ситуация меняется, если турагентство действует от своего имени. Тогда и договоры на реализацию туристских продуктов могут быть составлены таким образом, что в них не будет указания на определенного туроператора. Агентство оставляет за собой право обратиться к любому туроператору на свое усмотрение, чтобы предоставить возможность туристу отправиться в запланированное путешествие. Если деньги "застряли" на банковском счете турагентства, то можно утверждать следующее. Непредставление туристических услуг по договору, заключенному между клиентом и турагентом, имеет место из-за действий (бездействия) агента, который, действуя от своего имени, не выполнил обязательства перед туроператором (не по своей вине, а по вине банка), имеющиеся по договору, вследствие чего у оператора не возникло обязательств перед клиентом агента.
Согласно Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта*(5) турист вправе предъявить претензию как туроператору, так и турагенту. Сказанное подтверждается ст. 9 Закона об основах туристской деятельности в РФ, нормы которой не исключают ответственности турагентов перед туристами, тем более что у турагентов всегда есть правовая возможность разрешения споров с туроператорами в суде. Ответственность турагентств перед туристами за неперечисление денег туроператору подтверждают и судебные решения. Как следует из Апелляционного определения Московского городского суда от 10.04.2012 N 11-3045, заключая договор с клиентом, турфирма действовала не как агент туроператора по агентскому договору о продаже туристских продуктов, а от своего имени, в связи с чем, не исполнив обязательства перед туристом, должна нести материальную ответственность. И то, что туроператор не сформировал туристский продукт и не выдал всех документов для путешествия, правового значения не имеет. Аналогичный вывод сделан в Определении Московского городского суда от 06.07.2012 N 4г/8-5830/2012: если в заключенном между туристом и агентом договоре нет указания на определенного туроператора, то нет оснований для возложения материальной ответственности на туроператора за невыполнение турагентством своих обязательств.
Итак, если деньги до туроператора не дошли и договор составлен таким образом, что он "не при делах", турагенту нужно быть готовым к тому, чтобы во внесудебном или в судебном порядке вернуть деньги туристу. Считать отзыв у банка лицензии форс-мажорным обстоятельством нет оснований, так как теоретически, да и практически все кредиторы ликвидируемой кредитной организации вправе рассчитывать на погашение задолженности за счет имущества должника и иных источников, выявляемых в ходе ликвидации. В этом случае, если реализация туристского продукта не отражена, достаточно показать в бухгалтерском учете возврат полученного аванса.
"А где взять деньги?" - спросит читатель. Ведь если у турагентства счета в одном банке, то рассчитывать на наличность в кассе не приходится - она тратится на текущие расходы. Можно и не возвращать, но тогда рано или поздно судебные приставы придут в агентство и будут взыскивать задолженность за счет того, что имеется в агентстве. Если оно не собирается ликвидироваться и хочет продолжить работу на рынке, считая отзыв у банка лицензии временными трудностями, нужно изыскать средства для погашения задолженности перед туристом, после чего ждать, когда из банка с отозванной лицензией будут возвращены денежные средства, находящиеся на расчетном счете турагентства.
Пример 1
Турист отдал деньги за реализацию туристского продукта (50 000 руб. без НДС), которые агент внес в кассу кредитной организации. Турагентство продолжает свою работу, открыв расчетный счет в другом банке, взяв кредит на пополнение оборотных средств (100 000 руб.). За счет части этих денег турагентство вернуло деньги туристу.
В бухгалтерском учете турагентства будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получена предоплата за туристский продукт | 50 000 | ||
Денежные средства зачислены на расчетный счет | 50 000 | ||
Взят кредит в другой кредитной организации | 100 000 | ||
Получены деньги с расчетного счета в кассу агента | 50 000 | ||
Возвращены деньги туристу | 50 000 |
Турагентство даже при получении от туриста аванса может удержать с него свое будущее вознаграждение. Удержанное вознаграждение может и не отражаться в учете отдельной записью, просто туроператору перечисляется предоплата за вычетом удержанного турагентством вознаграждения. Его вместе с основной суммой предоплаты, перечисленной ранее туроператору, следует вернуть туристу, который при расторжении договора до начала путешествия вправе требовать возврата всей стоимости туристского продукта. В данном случае в банке "зависли" как выручка туроператора, так и вознаграждение агента.
Но возможен и другой вариант. Зачем возвращать деньги туристу, если можно перечислить их туроператору и тем самым реализовать сделку по реализации туристского продукта? Ведь для туроператора нужно перевести меньше, чем агентство должно туристу (на сумму вознаграждения). Тогда до судебного разбирательства дело не дойдет и турагентство лишний раз докажет туристу свою надежность и состоятельность.
Пример 2
Дополним условия примера 1. Агентское вознаграждение с туристского продукта стоимостью 50 000 руб. составляет 5 000 руб. Турагентство на время разрешения вопроса возврата средств из банка с отозванной лицензией взяло кредит в другом банке (50 000 руб.) и перечислило деньги туроператору за реализацию туристского продукта.
В бухгалтерском учете турагентства будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация туристского продукта | 76-ТО | 50 000 | |
Получена оплата турпродукта от клиента | 50 000 | ||
Средства зачислены на расчетный счет | 50 000 | ||
Начислено агентское вознаграждение | 76-ТО | 5 000 | |
Получен кредит в другом банке | 50 000 | ||
Перечислены деньги туроператору | 76-ТО | 45 000 |
Остается рассмотреть еще один немаловажный вопрос, имеющий отношение как к турагентствам, так и к туроператорам, оказавшимся заложниками недобросовестных банков. Как отразить операции и возможные убытки, которые понесут клиенты таких банков?
Это касается всех
Когда обслуживающая компанию кредитная организация остается без лицензии, это фактически означает, что она не может проводить расчетно-кассовые операции. То есть для клиента банка "замороженные" денежные средства перестали быть высоколиквидным активом, которым можно расплатиться. Они перешли в разряд дебиторской задолженности, которую еще только предстоит взыскать с закрытого банка.
Здесь уместно вспомнить, что учетная политика организации должна обеспечивать полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (абз. 5 п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Приоритет содержания перед формой обязывает бухгалтера с вниманием отнестись к тому, что актив потерял свою ликвидность. Поэтому денежные средства в учете и отчетности следует отразить как дебиторскую задолженность. Бухгалтер может возразить: во-первых, расчетный счет организации не закрыт, так что списывать с него денежные средства в состав "дебиторки" преждевременно; во-вторых, согласно Инструкции по применению Плана счетов операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Но, во-первых, Инструкция по применению Плана счетов носит рекомендательный характер. Во-вторых, операции по расчетному счету отражаются на основании документов кредитной организации, когда она обслуживает своих клиентов, а не расплачивается по долгам кредиторов. В-третьих, аргумент об отражении операции исходя из ее сущности обоснован нормативным актом (ПБУ 1/2008), который бухгалтер применять обязан. Поэтому находящиеся на расчетном счете суммы при закрытии банка отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
В дальнейшем дебиторская задолженность будет либо взыскана в процессе ликвидации кредитной организации, либо при недостаточности средств и активов банка перейдет в разряд безнадежной. Но прежде следует признать задолженность сомнительной, так как вероятность ее взыскания в процессе ликвидации кредитной организации не 100%-ная. Напоминаем: сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором.
Организация обязана создать резерв сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации (п. 70 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности*(6)). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Согласно Инструкции по применению Плана счетов на сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 в корреспонденции с счетами учета расчетов с дебиторами. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов (п. 77 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности).
Для целей налогообложения прибыли создание резерва - право, а не обязанность организации (п. 3 ст. 266 НК РФ). Если организация не воспользовалась этим правом, то между бухгалтерским учетом и налогообложением возникают разницы. В данном случае разница является вычитаемой, формирующей отложенный налоговый актив (п. 11, 14 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"). ОНА будет погашен после того, как задолженность будет списана в уменьшение налоговой базы, в частности в связи с ликвидацией кредитной организации (пп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ). При этом дебиторская задолженность организации, которая признана банкротом и в отношении которой введено конкурсное управление, не может считаться безнадежной до завершения конкурсного производства - при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов (Письмо Минфина РФ от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313).
К сведению. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а лицо - прекратившим существование после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 68 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.02.2013 N 03-03-06/1/5556).
Пример 3
На счете организации в банке, у которого отозвана лицензия, находилось 400 000 руб. После того, как кредитная организация перестала осуществлять расчетно-кассовые операции, денежные средства были отражены в составе дебиторской задолженности, под которую создан резерв по сомнительным долгам в размере 100% долга. Через год банк был ликвидирован, а требования организации - удовлетворены лишь на 50%. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создается, ставка налога на прибыль - 20%.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Денежные средства переведены в задолженность | 400 000 | ||
Отражен резерв по сомнительному долгу | 400 000 | ||
Отражен отложенный налоговый актив* | 80 000 | ||
Поступила часть средств на расчетный счет | 200 000 | ||
Восстановлена часть излишне созданного резерва | 200 000 | ||
Списана часть отложенного налогового актива | 40 000 | ||
По завершении процедуры ликвидации списан долг | 200 000 | ||
Списана часть отложенного налогового актива | 40 000 | ||
* В условиях примера ОНА будет равен 80 000 руб. (400 000 руб. x 20%). |
И еще: с 2014 года согласно поправкам Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ счета и вклады индивидуальных предпринимателей застрахованы наравне со счетами и вкладами граждан (физических лиц). Данное новшество позволит ИП-турагентствам оперативно получать деньги в пределах застрахованного лимита ответственности агентства по страхованию вкладов. При этом выплата страхового возмещения по счетам (вкладам) предпринимателей, открытым для осуществления предпринимательской деятельности, производится агентством по страхованию вкладов путем перечисления денежных средств на указанный вкладчиком счет в действующем банке, открытый также для ведения приносящей доход деятельности.
* * *
В завершение уделим внимание физическим лицам (не обязательно туристам), которые хранят свои денежные средства (накопления) в кредитных организациях. Им следует помнить, что вклады до 700 тыс. руб. застрахованы, и уяснить себе другие важные нормы Закона о страховании вкладов*(7). В частности, застрахованными являются не только банковские вклады, но и средства, находящиеся на банковских счетах граждан. Кроме этого, выделены два основания выплаты страховки вкладчикам: отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций и введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Срок обращения за выплатой страхового возмещения - со дня отзыва лицензии до дня завершения конкурсного производства. Обратиться с заявлением может сам вкладчик, его представитель или наследник. Информацию о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков можно узнать на сайте Агентства по страхованию вкладов*(8). Независимо от валюты вклада (счета) страховое возмещение будет выплачено в рублях в наличной либо безналичной форме. Срок выплаты - три рабочих дня со дня представления всех необходимых документов, установленных Законом о страховании вкладов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, то общая сумма возмещения не будет превышать 700 000 руб., но исчисляется по каждому вкладу пропорционально их размерам. Требовать от банка возврата суммы, превышающей предельный размер страховой выплаты, можно в ходе конкурсного производства при ликвидации кредитной организации. Пожалуй, это основное, что нужно знать вкладчикам о возврате вкладов из банка с отозванной лицензий.
С.В. Булаев,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1.
*(2) См. Постановление ФАС МО от 16.10.2012 N А40-31179/12-70-81Б.
*(3) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
*(4) См. Информацию Роспотребнадзора от 15.08.2013 "О законодательных аспектах обеспечения защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте".
*(5) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.
*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(7) Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ.
*(8) http://www.asv.org.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"