Новая редакция Инструкции N 162н
Основные изменения
Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), внесены существенные дополнения (изменения), которые необходимо учитывать при организации бюджетного учета в 2013 году во всех казенных учреждениях. Рассмотрим новые нормы Инструкции N 162н подробнее.
Из текста Инструкции N 162н исключены все упоминания о приносящей доход деятельности и, соответственно, исключено упоминание кода вида финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность". Таким образом, положения Инструкции N 162н приведены в соответствие с нормами действующего законодательства - в настоящее время казенные учреждения могут осуществлять только операции с бюджетными средствами и средствами, поступающими во временное распоряжение.
Из текста Инструкции N 162н во взаимосвязи с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, следует, что коды вида деятельности 1 и 3 могут применяться в 18-м разряде следующих счетов:
- 1 (3) 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
- 1 (3) 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации";
- 1 (3) 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути";
- 1 (3) 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации";
- 1 (3) 201 34 000 "Касса";
- 1 (3) 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Счет 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" используется только с кодом вида деятельности 3.
При формировании кодов иных счетов бюджетного учета, если иное не будет предусмотрено уполномоченным органом, должен применяться код вида деятельности 1.
В Инструкцию N 162н внесены существенные дополнения (изменения), уточняющие порядок учета бюджетных и денежных обязательств.
Кроме того, Инструкция N 162н дополнена новым Разделом 6 "Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями".
Далее остановимся на отдельных, наиболее значимых новых положениях Инструкции N 162н.
1. Учет вложений учредителя в подведомственные учреждения
В пунктах 74 и 120 Инструкции N 162н подробно описан порядок отражения в учете органа власти (местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного (автономного) учреждения, объема прав по согласованию распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, принадлежащим подведомственным бюджетным (автономным) учреждениям на праве оперативного управления. Учитывается этот объем прав на счете 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" в порядке, который был доведен ранее письмом Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798:
- исходя из балансовой стоимости имущества, которым подведомственные бюджетные (автономные) учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно;
- изменение показателя счета 1 204 33 000 отражается в корреспонденции со счетом 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (счет 1 204 33 000 не корреспондирует со счетами по учету имущества передаваемого бюджетным (автономным) учреждениям или получаемого от этих учреждений);
- периодичность корректировки показателя счета 1 204 33 000 устанавливается учредителем (она не может осуществляться реже, чем раз в год, перед составлением годовой отчетности);
- показатель по счету 1 204 33 000 формируется в разрезе бюджетных, автономных учреждений, с указанием в 7-17 разрядах номера счета нулей (полагаем, что полный номер указанного счета может содержать код главы, код раздела и подраздела классификации расходов: ХХХ ХХХХ 00000000000 204 33 000).
Корректировка показателей счета 1 204 33 000 отражается в учете следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Увеличение показателя в результате поступления (увеличения общей стоимости) имущества бюджетного, автономного учреждения | КРБ 1 204 33 530 | КДБ 1 401 10 172 |
при уменьшении показателя в результате выбытия (уменьшения общей стоимости) имущества бюджетного, автономного учреждения - методом "Красное сторно" | КРБ 1 204 33 530 | КДБ 1 401 10 172 |
Данные, отражаемые в учете учредителя по дебету счета 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях", а в учете бюджетного или автономного учреждения - по кредиту счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем", должны быть сопоставимы (письмо Минфина России от 07.07.2011 N 02-06-07/2832). При этом показатели счетов 1 204 33 000 и 0 210 06 000 не подлежат сверке с перечнем особо ценного движимого имущества (смотрите п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3).
2. Порядок применения счета 1 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"
Инструкция N 162н дополнена новым пунктом 111.1, в соответствии с которым счет 1 304 06 000 должен использоваться для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче объектов финансовых, нефинансовых активов и обязательств при создании бюджетного, автономного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года. Приведенные в этом пункте учетные процедуры ранее были рекомендованы к применению письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
Новый пункт Инструкции N 162н (111.1) описывает только операции, подлежащие отражению в учете при изменении типа казенного учреждения на бюджетное (автономное). В то же время возможно и изменение типа бюджетного (автономного) учреждения на казенное. Хотя в пункте 111.1 эта операция и не описана, очевидно, что отражать ее в учете также желательно с применением счета 1 304 06 000.
Бюджетные средства не могут быть перечислены на лицевые счета бюджетного (автономного) учреждения созданного путем изменения типа казенного учреждения. И наоборот, средства субсидий никак не могут "превратиться" в объемы финансирования и лимиты бюджетных обязательств. Поэтому в новой редакции Инструкции N 162н не описан порядок передачи денежных средств, числящихся на момент изменения типа учреждения на лицевых счетах или в кассе.
Что же касается денежных средств во временном распоряжении, то на момент изменения типа казенного учреждения их желательно "сосредоточить" на соответствующем лицевом счете и отразить перечисление на новый лицевой счет по учету средств во временном распоряжении бухгалтерской записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Денежные средства перечислены с лицевого счета казенного учреждения по операциям со средствами, полученными во временное распоряжение, на соответствующий лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения или банковский счет автономного учреждения | гКБК 3 304 01 830 | гКБК 3 201 11 610 |
3. Перевод "расходной" дебиторской задолженности прошлых лет в состав расчетов по доходам бюджета
Казенные учреждения в рамках исполнения бюджетной сметы достаточно часто осуществляют авансовые платежи, суммы которых подлежат учету на счетах 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" и 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами". В течение года такая дебиторская задолженность вполне обоснованно учитывается с применением "расходных" кодов бюджетной классификации, а при ее возврате в учете отражается восстановление кассовых выплат (расходов).
В то же время по истечении соответствующего финансового года суммы возвратов этих авансовых выплат согласно действующему законодательству рассматриваются только в качестве доходов бюджета, подлежащих зачислению в бюджет по коду КОСГУ 130 в качестве компенсации затрат государства.
Дополнения, внесенные в п.п. 78, 80, 84 Инструкции N 162н, позволят казенным учреждениям организовать бюджетный учет в полном соответствии с бюджетным законодательством:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принятие к учету финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей (в случае возврата дебиторской задолженности прошлых лет) | КДБ 1 205 31 560 | КРБ 1 206 00 660 |
Принятие к учету финансовых требований по компенсации затрат государства к подотчетным лицам | КДБ 1 205 31 560 | КРБ 1 208 00 660 |
Описанные выше новые положения Инструкции N 162н вовсе не предписывают принимать к учету на счете 1 205 31 000 в начале финансового года всю "расходную" дебиторскую задолженность. Если в счет перечисленных в прошлом году авансов ожидается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), то остатки, числящиеся на начало года на счетах 1 206 00 000 и 1 208 00 000, необходимо "закрыть" в общеустановленном порядке при исполнении контрагентом (подотчетным лицом) своих обязательств. Соответственно, перевод задолженности на счет 1 205 31 000 необходимо осуществить, если:
- контрагент по каким-либо причинам отказался от выполнения условий контракта (договора) и возвращает сумму предварительной оплаты;
- казенное учреждение приняло решение отказаться от сотрудничества с контрагентом и истребует ранее перечисленную сумму в установленном порядке;
- подотчетное лицо возвращает аванс, выданный ему в прошлые годы.
4. Отражение в учете операций с расчетными (дебетовыми) картами
В настоящее время повсеместно осуществляются мероприятия по внедрению расчетных (дебетовых) банковских карт, оформляемых через казначейские органы, в целях обеспечения денежными средствами сотрудников организаций государственного сектора, которые по роду своей деятельности осуществляют какие-либо расходы в интересах этих организаций (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 05.10.2012 N 14-03-03/728). В этой связи в п.п. 84, 92 Инструкции N 162н были внесены дополнения, согласно которым могут применяться следующие корреспонденции:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Перечисление денежных средств с лицевого счета учреждения на расчетные (дебетовые) карты, выданные органом Федерального казначейства | КРБ 1 210 03 560 | КРБ 1 304 05 000 | Выписка из лицевого счета; Заявка на перечисление денежных средств на карту |
Получение подотчетным лицом денежных средств с расчетных (дебетовых) карт, выданных органом Федерального казначейства | КРБ 1 208 00 560 | КРБ 1 210 03 660 | Выписка с расчетной (дебетовой) карты |
Таким образом, с 2013 года остаток по счету 1 210 03 000 отражает:
- сумму, списанную с лицевого счета в целях получения денежных средств по чеку, но еще не полученную в банке и не оприходованную в кассу;
- сумму, списанную с лицевого счета в целях зачисления на расчетную (дебетовую) карту, но не полученную подотчетным лицом наличными (не израсходованную в безналичном порядке). Следовательно, имеет смысл организовать аналитический учет по счету 1 210 03 000 следующим образом:
1) учитывать с различными аналитическими признаками суммы, получаемые по денежным чекам, и суммы, перечисляемые на расчетные (дебетовые) карты;
2) суммы, перечисляемые на карты, учитывать в разрезе номеров этих карт.
Посредством расчетной (дебетовой) карты, оформляемой через казначейские органы, может быть организовано получение наличных денежных средств в кассу казенного учреждения и их возврат на лицевой счет. При отражении в учете подобных операций нежелательно применять счет 208 00 - такие факты хозяйственной жизни могут отражаться в учете в общеустановленном порядке (аналогично операциям по получению наличных на основании денежных чеков и возврату средств на основании объявлений на взнос наличными).
5. Расчеты с сотрудниками по подотчетным суммам
Все расчеты с сотрудником желательно завершать до его увольнения, однако по различным причинам это удается далеко не всегда. В частности, у организации может остаться долг перед сотрудником по компенсации расходов, которые этот сотрудник осуществлял в качестве подотчетного лица. И наоборот, у уволенного может остаться долг перед учреждением по ранее полученному авансу.
Если в настоящее время дебиторская или кредиторская задолженность перед уволенными сотрудниками числится в учете казенного учреждения на счете 1 208 00 000, необходимо осуществить ее перевод на соответствующие счета с применением следующих корреспонденций (согласно дополнениям, внесенным в п.п. 78, 84 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принятие обязательств по компенсации произведенных уволенным подотчетным лицом расходов (в отношении подотчетных сумм выданных как в текущем году, так и в прошлые годы) | КРБ 1 208 00 560 | КРБ 1 302 00 730 |
Принятие к учету финансовых требований по компенсации затрат государства к уволенным подотчетным лицам (в отношении подотчетных сумм, выданных как в текущем году, так и в прошлые годы) | КДБ 1 205 31 560 | КРБ 1 208 00 660 |
В дальнейшем приведенные выше корреспонденции необходимо применять в рабочем порядке - по мере увольнения сотрудников, в начале финансового года.
Из буквального прочтения положений новой редакции Инструкции N 162н следует, что при увольнении подотчетного лица на счет 1 205 31 000 (то есть в состав ожидаемых к поступлению доходов бюджета) должна быть перенесена даже его задолженность по подотчетным суммам, выданным в текущем году.
В то же время следует понимать, что казенное учреждение может, но не обязано перечислять в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности текущего года. Соответственно, в случае возврата уволенным сотрудником подотчетной суммы, полученной в текущем году, в учете может быть отражено погашение дебиторской задолженности с одновременным восстановлением кассовых расходов. При этом полученные средства могут быть израсходованы в рамках исполнения бюджетной сметы.
В п. 84 Инструкции N 162н также добавлена норма, определяющая порядок отражения в учете операций по списанию кредиторской задолженности, числящейся на счете 0 208 00 000:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списание с балансового учета невостребованной задолженности по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов | КРБ 1 208 00 560 | КДБ 1 401 10 173 |
6. Учет учредителем расчетов по субсидиям на иные цели
Описан порядок отражения в учете уполномоченных органов власти (местного самоуправления), операций, связанных с предоставлением субсидий на иные цели. Из содержания дополнений, внесенных в п.п. 102, 121 Инструкции N 162н, по сути, следует, что для учета подобных операций необходимо использовать методику, аналогичную порядку отражения в учете расходов по предоставлению межбюджетных трансфертов.
Так, начисление соответствующих расходов необходимо отражать в учете по мере предоставления получателями целевых субсидий отчетов о расходовании полученных средств:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Предоставление бюджетному (автономному) учреждению целевой субсидии | КРБ 1 206 41 560 | КРБ 1 304 05 241 |
Суммы начисленных целевых субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ (после предоставления отчета о целевом расходовании субсидий) | КРБ 1 401 20 241 | КРБ 1 302 41 730 |
Зачет аванса | КРБ 1 302 41 830 | КРБ 1 206 41 560 |
7. Отражение поступления на единые счета бюджета средств бюджетных (автономных) учреждений и их возврата
Согласно дополнениям, внесенным в п. 102 Инструкции N 162н, администратором источников финансирования дефицита бюджета поступления на единые счета соответствующих бюджетов средств бюджетных и автономных учреждений, а также их возврат отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечисление средств бюджетных, автономных учреждений на единые счета соответствующих бюджетов с балансовых счетов, на которых учитываются средства указанных учреждений | КИФ 1 304 05 550 | КИФ 1 302 75 730 |
Возврат средств бюджетных, автономных учреждений с единого счета соответствующего бюджета | КИФ 1 302 75 830 | КИФ 1 304 05 550 |
8. Списание вложений в нефинансовые активы
Пункт 34 Инструкции N 162н дополнен нормой, определяющей порядок списания произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы | КРБ 1 401 20 273 | КРБ 1 106 11 410, КРБ 1 106 31 410 |
Подобным образом на основании решения уполномоченного органа могут списываться, учтенные на счете 1 106 00 000 суммы:
- расходов по разработке проектно-сметной документации;
- затрат по оплате стоимости строительно-монтажных работ;
- иные расходы, не приведшие к возведению (созданию) объекта основного средства.
Отражение в учете бюджетных обязательств
Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), внесены дополнения (изменения), уточняющие порядок учета бюджетных обязательств.
Дополнения, внесенные в п. 140 Инструкции N 162н, содержат развернутый перечень оснований возникновения бюджетных обязательств. Ничего принципиально нового в этом перечне нет - все эти основания обусловлены положениями БК РФ, которые действовали и в прошлые годы.
Содержащаяся в каждом из новых абзацев п. 140 Инструкции N 162н фраза "предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году" также не превносит ничего принципиально нового. Дело в том, что согласно определению, приведенному в ст. 6 БК РФ, под "бюджетным обязательством" понимается расходное обязательство, подлежащее исполнению в "соответствующем финансовом году".
А вот письмо Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155, выпущенное в развитие новых норм п. 140 Инструкции N 162н, содержит вполне определенные практические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете принятых бюджетных обязательств. Однако применять эти рекомендации следует с разумной осмотрительностью - во взаимосвязи с положениями БК РФ и инструкциями, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях.
Остановимся на порядке принятия к учету отдельных видов обязательств, рекомендованном специалистами Минфина России:
Основание для принятия бюджетного обязательства | Сумма обязательства, подлежащая отражению в учете согласно рекомендациям | Комментарий |
Контракты, договоры текущего года | В сумме контракта, договора | Более корректно было бы "в части суммы контракта, договора, подлежащей исполнению в текущем году" |
Неисполненные контракты, договоры предыдущих лет | В сумме контракта, договора | Более корректно было бы "в части неисполненного остатка суммы контракта, договора, подлежащей исполнению в текущем году" |
Заработная плата, денежное довольствие, денежное содержание, денежное вознаграждение | В сумме лимитов бюджетных обязательств | Ранее обязательства по оплате труда также предлагалось принимать к учету исходя из планового годового объема данных расходов (смотрите письма Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552, от 21.03.2012 N 02-09-01/952, Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420). Однако рекомендации 2013 года максимально конкретные - в качестве принятого объема бюджетных обязательств предлагается учитывать сумму доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств |
Командировочные расходы (в т.ч. авансовые платежи), суточные, разъездные и т.п. | В сумме начисленных обязательств (выплат) | С одной стороны, бюджетное обязательство рекомендовано отражать в сумме начисления (т. е. кредитового оборота счетов 208 00 и 302 00). С другой стороны, речь идет и об авансовых платежах, по которым никакого начисления не производится. Полагаем, что подобные рекомендации допускают отражение в учете обязательств в сумме, предусмотренной заявлением на выдачу аванса. Подобное положение желательно предусмотреть в учетной политике |
Обусловленные законодательством выплаты: - работникам (служащим, военнослужащим); - публичные нормативные обязательства перед физическими лицами | В сумме начисленных обязательств (выплат) | - |
Обязательные платежи в бюджеты (в т.ч. налоги и взносы в государственные внебюджетные фонды) | В сумме начисленных обязательств (платежей) | Как видим, переплата в бюджеты недопустима, так как означает кассовое исполнение сверх начисления, то есть сверх суммы принятых бюджетных обязательств В отличие от бюджетных обязательств по оплате труда, которые предписано отражать в учете в сумме соответствующих лимитов, бюджетные обязательства по начислениям во внебюджетные фонды рекомендовано отражать по начислению |
Субсидии, предоставляемые на основании договоров (соглашений) согласно: - ст. 78 БК РФ; - абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на возмещение нормативных затрат бюджетных и автономных учреждений); - абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на иные цели, бюджетным и автономным учреждениям); - ст. 79 и абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на капитальные вложения, бюджетным и автономным учреждениям) | В сумме договора (соглашения) на предоставление субсидии | - |
Субсидии предоставляемые без заключения договоров (соглашений) согласно: - ст. 78 БК РФ; - абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на иные цели, бюджетным и автономным учреждениям) | В сумме лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий | - |
Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты) на основании: | ||
- законов (решений); | В сумме бюджетных ассигнований на соответствующие цели | - |
- договоров (соглашений) | В сумме заключенных договоров (соглашений) | - |
Отражение в учете денежных обязательств
Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), внесены дополнения (изменения), уточняющие порядок учета денежных обязательств.
Согласно новой редакции п. 141 Инструкции N 162н показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", должны соответствовать определенным показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 "Расчеты по выданным авансам", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и т.д.). Во многих случаях прямо предписывается отражать принятое денежное обязательство на основании произведенного кассового расхода.
Подобный взгляд специалистов финансового ведомства на проблему учета денежных обязательств - не новость (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552). Однако данная правовая позиция впервые нашла отражение в нормативном правовом акте.
Согласно п. 141 Инструкции N 162н объем денежных обязательств (ДО), принятых казенным учреждением, должен определяться по следующим правилам:
Счет | Дебетовый оборот | Кредитовый оборот | ||
Корреспонденция | ДО | Корреспонденция | ДО | |
Любая | + ДО*(1) | Возврат аванса текущего года | - ДО*(2) | |
Возврат аванса прошлых лет | ---*(3) | |||
В дебет счета 302 00 - зачет аванса текущего года | - ДО | |||
В дебет счета 302 00 - зачет аванса прошлых лет | --- | |||
Любая оплата задолженности прошлых лет | + ДО | Любое начисление, подлежащее оплате в текущем году | + ДО | |
Любая, кроме оплаты задолженности прошлых лет | --- | Любое начисление в счет предоплаты прошлых лет | --- | |
Любое начисление, подлежащее оплате в следующие годы | --- | |||
303 01 | Любая оплата | --- | Любое начисление | --- |
303 02 - 303 13 | Любая оплата задолженности прошлых лет | + ДО | Любое начисление в счет переплаты прошлых лет | --- |
Любая, кроме оплаты задолженности прошлых лет | --- | Любое начисление, подлежащее оплате в текущем году | + ДО | |
Любое начисление, подлежащее оплате в следующие годы | + ДО | |||
С кредита счетов 1 304 05 000, 1 201 34 000 - выдача денежных средств | + ДО | В дебет счетов 1 304 05 000, 1 201 34 000 - возврат аванса текущего года | - ДО | |
Любая, кроме выдачи денежных средств | --- | Любой кредитовый оборот, кроме возврата денежных средств аванса текущего года | --- | |
Любая оплата задолженности прошлых лет | + ДО | Любой кредитовый оборот | --- | |
Любая, кроме оплаты задолженности прошлых лет | --- | |||
Любая оплата задолженности прошлых лет | + ДО | Любое начисление, подлежащее оплате в текущем году | + ДО | |
Любая, кроме оплаты задолженности прошлых лет | --- | Любое начисление в счет предоплаты прошлых лет | --- | |
Любое начисление, подлежащее оплате в следующие годы | --- |
Как видим, в соответствии с новой редакцией п. 141 Инструкции N 162н денежное обязательство отражает, в частности, начисленную, отраженную в учете и подлежащую погашению в текущем году кредиторскую задолженность по расчетам:
- по обязательствам (кредитовый оборот счета 1 302 00 000),
- с бюджетом (кредитовый оборот счетов 1 303 02 000-1 303 13 000);
- с кредиторами по долговым обязательствам (кредитовый оборот счета 1 301 00 000).
Не относятся к денежным обязательствам кредитовые (дебетовые) обороты указанных счетов, относящиеся к авансовым платежам, произведенным в предыдущем году.
Помимо приведенных в предыдущем абзаце положений новая редакция п. 141 Инструкции 162н предписывает увязывать возникновение денежного обязательства с фактом осуществления кассовых расходов по расчетам:
- в виде авансовых платежей (дебетовый оборот счета 1 206 00 000);
- с бюджетом (дебетовый оборот счетов 1 303 02 000-1 303 13 000 в части погашения задолженности прошлых лет);
- с кредиторами по долговым обязательствам (дебетовый оборот счета 1 301 00 000 в части погашения задолженности прошлых лет);
- с подотчетными лицами (дебетовый оборот счета 1 208 00 000 в части безналичных расчетов за минусом возвратов указанных средств);
- связанным с погашением кредиторской задолженности (обязательств) прошлых лет (дебетовый оборот счета 1 302 00 000);
- с депонентами (дебетовый оборот счета 1 304 02 000 в части погашения задолженности прошлых лет);
- по удержаниям (дебетовый оборот счета 1 304 03 000 в части погашения задолженности прошлых лет).
Более того, новая редакция п. 141 Инструкции 162н увязывает денежные обязательства с отдельными видами наличных расходов - по выдаче средств подотчетным лицам (дебетовый оборот счета 1 208 00 000 в части наличных расчетов за минусом возврата указанных средств).
Требование об обязательном отражении в учете принятых денежных обязательств после (одновременно) с отражением кассовых расходов (выплат наличными), как минимум, не в полной мере соответствует положениям бюджетного законодательства. Дело в том, что согласно ст. 6 БК РФ денежные обязательства - это обязанность уплатить определенные денежные средства. Соответственно, исполнение денежного обязательства всегда происходит уже после того, как это обязательство принято получателем бюджетных средств.
Приведенная в п. 141 Инструкции N 162н подробная схема организации учета денежных обязательств, к сожалению, не учитывает всего многообразия фактов хозяйственной жизни, которые могут иметь место в казенном учреждении. Поэтому в рамках учетной политики желательно урегулировать порядок учета денежных обязательств в отдельных ситуациях, не "укладывающихся" в эту схему.
При этом необходимо руководствоваться простыми правилами, вытекающими из содержания ст. 219 БК РФ.
1. Денежные обязательства не должны превышать бюджетные, а кассовое исполнение не может превышать и бюджетные, и денежные обязательства.
2. Денежные обязательства необходимо отражать в учете позднее, чем соответствующие бюджетные обязательства или одновременно с ними. Соответственно, кассовое исполнение осуществляется не ранее, чем в учете отражены бюджетные и денежные обязательства.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) + ДО - на основании оборота принимается денежное обязательство в сумме операции.
*(2) - ДО - на основании оборота уменьшается денежное обязательство на сумму операции.
*(3) --- - либо обороты прямо упоминаются как не изменяющие денежные обязательства, либо не упоминаются вообще.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал, рассматривающий актуальные вопросы ведения учёта в организациях государственного сектора управления, подготовлен экспертами Службы правовой и налоговой поддержки компании ГАРАНТ.