Фармацевтическая компания-оптовик организует научно-практические конференции для медработников с участием приглашенных лекторов - специалистов в сфере здравоохранения. В каком порядке признаются в налоговом учете расходы на проведение таких мероприятий, в том числе на выплату гонораров лекторам?
Расходы на проведение подобных конференций учитываются в целях налогообложения прибыли. С этим согласны и компетентные, и судебные органы. Однако они по-разному трактуют порядок признания данных затрат. По мнению Минфина (позиция 1), все публичные мероприятия, если на них упоминаются лекарственные препараты, носят рекламный характер. Поэтому все, что происходит на таких мероприятиях (включая лекции медицинских специалистов), является рекламой, причем нормируемой в целях налогообложения. У судов иной подход: научно-практические конференции не носят рекламного характера, поскольку их цель - не реклама медицинских препаратов, а повышение профессионального уровня врачей. Значит, затраты на проведение таких конференций учитываются в полном объеме в качестве расходов, связанных с реализацией (позиция 2).
Позиция 1. В силу п. 8 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий. Поэтому расходы организации, осуществляющей оптовую торговлю фармацевтическими продуктами, на проведение таких мероприятий для работников сферы здравоохранения относятся к видам рекламы, не указанным в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (Письмо Минфина России от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50586).
Аналогичные выводы финансисты сделали в Письме от 09.08.2013 N 03-03-06/1/32239, правда, с оговоркой: подобные расходы относятся к иным видам нормируемой рекламы, если они понесены с целью привлечения новых клиентов.
Позиция 2. Арбитры ФАС МО в Постановлении от 16.10.2012 N А40-13384/12-75-64 пришли к выводу, что законодательство разграничивает рекламу и не являющуюся таковой профессиональную информацию, которая составляет основное содержание профессиональных медицинских мероприятий. Судьи подчеркнули, что обязательным признаком рекламы является ее направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, возбуждение и поддержание интереса к нему у потребителей рекламы. В рассматриваемом случае участниками конференции являлись не потенциальные потребители медпрепаратов, не лица, принимающие решение об их закупке, а лечащие врачи, которые не потребляют и не приобретают продукцию общества.
Кроме того, судьи отклонили довод налогового органа о том, что спорные расходы являются нормируемыми. Арбитры отметили: п. 4 ст. 264 НК РФ не может быть истолкован таким образом, что разграничение рекламных расходов на нормируемые и ненормируемые зависит от того, какой лексический термин выбран организаторами для обозначения наименования своего публичного мероприятия. Тем более что налоговое законодательство содержит лишь примеры таких мероприятий, а не их исчерпывающий перечень.
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
1 января 2014 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"