Спортивная школа вывозит учащихся на соревнования, при этом оплачиваются питание и проживание учащихся в период проведения соревнований. Тренер получает денежные средства для обеспечения указанных потребностей учащихся под отчёт.
Обязательно ли в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключение государственным или муниципальным заказчиком (в данном случае - спортивной школой) контрактов на питание и проживание детей, обучающихся в такой школе, в период проведения соревнований с использованием конкурентных способов определения контрагентов?
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные или муниципальные заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) только в случаях, названных в ч. 1 ст. 93 указанного Закона. В остальных случаях закупки осуществляются с использованием конкурентных способов определения контрагентов (ч. 1 и ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Причем в силу ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента.
Из перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ случаев, когда допускается закупка у единственного контрагента, большинство требует наличия специальных оснований, которые в данной ситуации отсутствуют.
В частности, п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает заключение с единственным исполнителем заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания. Однако его применение в рассматриваемой ситуации представляется нам сомнительным, поскольку из данной нормы буквально следует, что заказчиком по правилам ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается заключение контракта на оказание услуг, связанных с питанием и проживанием в командировке работника заказчика, но не иных лиц, а спортивное соревнование по своему характеру не является культурным мероприятием (сравните п. 18 и п. 19 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" (далее - Закон N 329-ФЗ), ст. 3 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Соответственно, в рассматриваемой ситуации может быть применен только п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, допускающий закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, без иных, дополнительных оснований. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не может превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем 50 миллионов рублей в год.
Таким образом, заключение спортивной школой, являющейся государственным или муниципальным заказчиком, контрактов на питание и проживание детей-спортсменов, обучающихся в такой школе, возможно без использования конкурентных способов определения контрагентов только по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем хотим обратить внимание на то, что еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" сложился следующий подход: возмещение работнику расходов, связанных с направлением в командировку, производится в соответствии с нормами трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ), положениями коллективных договоров или локальных нормативных актов и положениями Закона N 94-ФЗ не регулируется. Поэтому в том случае, когда услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, приобретаются самим работником - физическим лицом от своего имени, размещения заказа заказчиком не происходит и нормы Закона N 94-ФЗ не применяются (письма Минэкономразвития России от 23.12.2008 N Д05-5895, от 10.06.2008 N Д05-2331, п. 1 письма от 27.10.2008 N Д05-4673).
В этой связи следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. А определение контрагента - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Иными словами, вышеприведенная логика о разграничении заключения контрактов заказчиками и компенсации расходов их работников, как относящихся к другой сфере регулирования, применима и в отношении закупок, осуществляемых по Закону N 44-ФЗ.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 34.4 Закона N 329-ФЗ лицо, проходящее спортивную подготовку, имеет право на пользование объектами спорта организации, осуществляющей спортивную подготовку, необходимое медицинское обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий. В свою очередь, организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (п. 7 ч. 2 ст. 34.3 Закона N 329-ФЗ). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34.3 Закона N 329-ФЗ организация, осуществляющая спортивную подготовку, в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки вправе принимать локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, если нормативными правовыми актами*(1), локальными нормативными актами самой спортивной школы предусмотрено, что питание, услуги по проживанию для учащихся - участников спортивных соревнований и т.п. приобретаются не от имени школы, а выплаты соответствующих сумм носят компенсационный характер, то закупки в целях Закона N 44-ФЗ при несении соответствующих трат не происходит. Возможность квалификации подобных выплат как носящих именно компенсационный характер подтверждается постановлением ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2007 N А56-25386/2006.
Соответственно, как мы полагаем, в такой ситуации нормы Закона N 44-ФЗ не применяются.
Напоминаем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
22 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, п. 17 Инструкции о порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, материального обеспечения их участников в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ от 17.09.2005 N 385, действие которой распространяется, в частности, на детско-юношеские школы (в том числе олимпийского резерва) спортивных клубов Вооруженных Сил, приложение N 2 к Порядку финансирования за счет средств областного бюджета физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Департамента спорта и туризма Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2009 N 105-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.