Наше предприятие имеет статус стратегической организации оборонно-промышленного комплекса. В 2013 году для предупреждения банкротства была получена субсидия на погашение задолженности по уплате налогов и сборов. Вправе ли предприятие не учитывать в доходах сумму полученной субсидии? Обязано ли предприятие восстанавливать сумму (ранее учтенную в составе прочих расходов) начисленных налогов и сборов, на уплату которых получена субсидия?
Постановлением от 07.05.2008 N 368 Правительство РФ утвердило Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротств (далее - Правила).
В силу Правил получателями субсидий являются организации, включенные в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009.
Пунктом 1 Правил определены порядок и условия предоставления из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности.
Тем из указанных организаций, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, субсидии предоставляются на погашение в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ, задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.
Из положений данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.
Уменьшение сумм кредиторской задолженности может быть результатом или списания сумм кредиторской задолженности вследствие прощения долга, или погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств должником или за должника.
Что касается уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом, то, по мнению Минфина (Письмо от 12.04.2011 N 03-03-06/4/32), данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели в соответствии с решением Правительства РФ.
Принимая во внимание изложенное, чиновники финансового ведомства считают, что стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в вышеназванный перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ и получившие субсидии из федерального бюджета на основании Постановления Правительства РФ N 368 на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли в силу пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Теперь рассмотрим вопрос о необходимости восстановления сумм налогов, ранее учтенных в составе прочих расходов.
Минфин в упомянутом выше Письме N 03-03-06/4/32, а также в Письме от 07.06.2011 N 03-03-06/4/64 пришел к такому выводу.
Согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством РФ порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых согласно Постановлению Правительства РФ N 368 выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов.
Однако в судебной практике имеется противоположная позиция по данному вопросу.
Арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 14.05.2013 N А42-2995/2012 со ссылкой на п. 33 ст. 270 НК РФ указали: единственным основанием для учета в целях налогообложения расходов в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, является факт списания задолженности по налогам.
В спорной ситуации имело место не списание такой задолженности, а иной, предусмотренный пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ способ ее погашения: налогоплательщику в установленном законодательством порядке были выделены денежные средства в виде субсидии, направленные им на исполнение его налоговых обязательств в соответствии с целевым назначением субсидии. Поэтому при определении налоговой базы не исключаются из учета (не подлежат восстановлению) расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, когда задолженность по ним погашена не в связи с их списанием, а иным способом. Следовательно, в спорной ситуации отсутствуют основания для применения п. 33 ст. 270 НК РФ.
К аналогичному выводу пришли арбитры ФАС ПО в Постановлении от 01.08.2012 N А49-6124/2011 и ФАС УО в Постановлении от 22.09.2011 N Ф09-4451/11: с учетом буквального толкования п. 33 ст. 270 НК РФ законодатель указывает лишь на невозможность включения начисленных налогов прежних лет в состав расходов текущего налогового периода (с учетом слова "ранее"), то есть в тот момент, когда производится списание кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (так как ранее указанные налоговые обязательства были включены в состав расходов прежних лет).
К.С. Стриж,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
15 января 2014 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 2, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"