В качестве обеспечения исполнения своих обязанностей по договору подрядчик предоставил заказчику работ банковскую гарантию. Должен ли банк, получивший требование заказчика о выплате суммы по гарантии, проверить, действительно ли подрядчик нарушил свои обязательства?
Нет, законодательство не возлагает на банк обязанность установления фактов нарушения подрядчиком взятых на себя обязательств.
Обоснование. В соответствии с положениями ст. 368, 369 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом обязательств перед бенефициаром (основного обязательства). Таким образом, указанной нормой права установлена обеспечительная функция банковской гарантии, выражающаяся в самостоятельных обязательствах гаранта перед принципалом в самостоятельном объеме. Обеспечительная функция гарантии заключается как в принятии ответчиком на себя обязательств по выплате указанной в ней суммы, так и в фактической выплате при наступлении указанного в гарантии события.
Статья 370 ГК РФ закрепляет принцип независимости банковской гарантии, указывая, что предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на основное обязательство.
Независимость банковской гарантии от обеспечиваемого обязательства проявляется в том, что основаниями к отказу в удовлетворении требования бенефициара могут служить исключительно обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии.
В силу ст. 374 ГК РФ требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предоставлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если оно либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока (п. 1 ст. 376 ГК РФ).
Иными словами, при наличии письменного требования заказчика о платеже и других документов, указанных в гарантии, которые по своим внешним признакам соответствуют условиям гарантии, банк должен произвести платеж при условии, что требование предъявлено до окончания срока действия гарантии. Проверять и оценивать факты, связанные с исполнением основного обязательства (нарушением подрядчиком обязанностей по договору подряда), банк не должен. Из содержащегося в ст. 374 ГК РФ правила об указании в предъявленном бенефициаром (заказчиком) требовании факта и характера нарушения обязательства не следует возложение на гаранта обязанности проверки этого факта. Данное правило позволяет банку-гаранту по формальным признакам определить, предъявлено ли требование об уплате именно за то допущенное принципалом нарушение, за которое гарант принял на себя обязательство отвечать перед бенефициаром.
Правомерность сделанных выводов подтверждается судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 6040/12, ФАС МО от 20.08.2013 по делу N А40-158624/2012 и др.).
А.И. Серова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2014 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"