Отчетность по страховым взносам в ПФР
Вот и наступила горячая для бухгалтеров пора - сдача отчетности. В статье напомним о порядке и формах представления отчетности по страховым взносам в территориальный орган ПФР, об ответственности за непредставление сведений в ПФР, а также рассмотрим арбитражную практику, связанную с начислением штрафов за представление недостоверных сведений в ПФР.
Какую отчетность и в какие сроки необходимо представить в территориальный орган ПФР?
Согласно ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ*(1) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В настоящее время они утверждены Приказом Минтруда РФ N 639н*(2).
Кроме того, данной частью установлено, что вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в соответствии с Законом N 27-ФЗ*(3).
К сведению. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения индивидуального (персонифицированного) учета представляются в ПФР в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. В настоящее время формы таких документов и инструкция по их заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция N 192п) (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правления ПФР от 28.01.2013 N 17п). Итак, в ПФР необходимо представить следующие формы документов:
1) форму СЗВ-6-4 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица". Она заполняется на каждого сотрудника. В этой форме отражаются следующие сведения за последние три месяца отчетного периода:
а) суммы выплат и вознаграждений. При этом в сумме выплат и вознаграждений страхователи выделяют суммы, на которые начислены страховые взносы, в том числе (п. 79 Инструкции N 192п):
- суммы, входящие в базу в пределах установленного лимита;
- суммы, которые входят в базу, но уже превысили предусмотренный предел;
б) суммы выплат, на которые начислены взносы по дополнительным тарифам (ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ*(4), п. 79 Инструкции N 192п). Эти тарифы применяются в отношении выплат физическим лицам, занятым на работах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ*(5);
в) суммы страховых взносов, которые начислены с базы в пределах установленного лимита, а также суммы взносов, фактически уплаченных за последние три месяца отчетного периода, даже если они были начислены в предыдущих периодах (абз. 2 п. 78, п. 79 Инструкции N 192п);
г) периоды работы, которые:
- включаются в страховой стаж;
- влияют на досрочное назначение трудовой пенсии;
2) форму АДВ-6-5 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица". Эта опись составляется на пачку документов по форме СЗВ-6-4 (п. 7, 80 Инструкции N 192п). В ней отражаются суммарные показатели по выплатам в пользу застрахованных лиц, а также по начисленным и уплаченным по ним страховым взносам (п. 81 Инструкции N 192п);
3) форму АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР". Данная форма представляется в целом по страхователю и сопровождает пачки документов отчетности по формам СЗВ-6-4 и АДВ-6-5 (п. 68, 69 Инструкции N 192п).
Ответственность за непредставление отчетности в ПФР
В соответствии со ст. 46 Закона N 212-ФЗ:
- за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;
- за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных данным законом, взыскивается штраф в размере 200 руб.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ также предусмотрена ответственность:
- за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период и истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
Обратите внимание! Законом N 421-ФЗ*(6) были внесены изменения в Закон N 27-ФЗ. Согласно данным поправкам снижен размер финансовых санкций за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже: за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Если были обнаружены ошибки в отчете...
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей. В этой части также сказано, что уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения предусмотренного срока подачи расчета, не считается представленным с нарушением срока. При этом уточненный расчет представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения (ч. 5 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
Что касается индивидуальных сведений, обратите внимание, что при представлении сведений за определенный отчетный период в первый раз указывается тип формы "Исходная". При этом одновременно с исходными формами можно подать корректирующие и отменяющие формы за предыдущие периоды.
В случае если представленная исходная форма была возвращена работодателю из-за содержащихся в ней ошибок, взамен нее представляется также исходная форма. Если же в исходной форме были указаны сведения, не соответствующие действительности, в корректирующей форме отражаются сведения в полном объеме, а не только исправляемые данные. Таким образом, информация корректирующей формы полностью заменяет информацию исходной формы. Корректирующие формы должны быть представлены вместе с исходными за отчетный период, в котором была обнаружена ошибка. При этом корректирующая форма также сопровождается формой АДВ-6-2 (п. 71 и 72 Инструкции N 192п).
Арбитражная практика, связанная с представлением отчетности
Приведем в качестве примера Постановление ФАС СЗО от 11.09.2013 N А56-54956/2012. Сотрудники ПФР привлекли организацию к ответственности в виде штрафа, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в размере 10% от суммы страховых взносов по всем работникам организации за отчетный период. Поводом для привлечения к ответственности стал тот факт, что суммы, отраженные в расчете по форме РСВ-1, превышают суммы, внесенные в персонифицированную отчетность. В связи с этим ПФР признал сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные за IV квартал 2011 года, недостоверными. Территориальный орган ПФР выставил требование об уплате штрафа. В связи с тем, что в срок, установленный в требовании, организация не уплатила штраф, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
Однако суд встал на сторону организации. Свою позицию арбитры аргументировали следующим образом: согласно ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено данным законом. Пунктом 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ определено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей названного закона, предусматривающих данные правонарушения, и принимаемые меры ответственности.
В ходе дела было выявлено, что ни акт камеральной проверки, ни решение о привлечении к ответственности не содержат указания на то, какие сведения и по каким застрахованным лицам неполно (недостоверно) представлены организацией и в чем заключается их недостоверность. Таким образом, фактически вывод о недостоверности указанных сведений о застрахованных лицах основан только на сравнении территориальным органом ПФР размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости по форме АДВ-6-2, с размером, отраженным в форме РСВ-1 за спорный период, в то время как такие расхождения впоследствии были исправлены организацией. Это значит, что данные сведения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной организацией информации.
Кроме того, суд отметил, что проверка представленных организацией сведений должна проводиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Однако ПФР такая проверка не проводилась, а это значит, что сотрудники фонда не могут доказать наличие в действиях организации состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Также суд указал на недоказанность органом ПФР размера штрафа, начисленного организации, исходя из суммы причитающихся платежей (792 269 руб.) в отношении всех застрахованных лиц. При этом арбитры основывали свои выводы на позиции Президиума ВАС, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79: сумма штрафа подлежит исчислению не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
ФАС СЗО добавил, что страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (ст. 15 Закона N 27-ФЗ). В данном случае организация воспользовалась этим правом и скорректировала ошибочные сведения. Таким образом, суд сделал вывод, что оснований для наложения штрафа нет.
Другим примером может служить Постановление ФАС ЗСО от 01.11.2013 N А27-392/2013, в котором арбитры отметили, что штраф за допущение ошибок в персонифицированной отчетности составляет 10% от взносов в отношении тех работников, о которых поданы недостоверные сведения. При этом недопустим расчет штрафа от общей суммы взносов, начисленных организацией.
Суть дела такова. Сотрудниками ПФР были выявлены ошибки в представленных организацией сведениях. Поскольку данная организация прекратила свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к другой организации, ПФР направил правопреемнику уведомление о выявленных ошибках и необходимости представления откорректированных сведений. Далее сотрудники фонда усмотрели в действиях организации состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, а именно непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что влечет применение финансовых санкций в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. В связи с этим орган ПФР принял решение, согласно которому организация была привлечена к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.
Требование об уплате штрафа не было исполнено в установленный срок в добровольном порядке. Это и послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафа. Отметим, что данное требование было предъявлено к правопреемнику.
В этом постановлении суд также встал на сторону организации. В ходе рассмотрения дела арбитры установили, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год представлены страхователем в ПФР по электронным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи 13.02.2012, то есть в установленный законодательством срок, представленные документы не были приняты ПФР в связи с наличием в них ошибок при сдаче отчетности, а именно по причине несоответствия начисленных страховых взносов форме СЗВ-6-3, двухнедельный срок, предоставленный страхователю для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета (до 17.04.2012), организацией действительно был пропущен. Исходя из этого, суд отметил, что штрафная санкция применена в отношении организации за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могли быть расценены как недостоверные сведения, они подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР. На основании п. 34 и 41 Инструкции N 987н*(7) организация вправе представлять корректирующие сведения о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом ПФР.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений. При этом в случае неустранения страхователем в предусмотренный срок имеющихся в индивидуальных сведениях расхождений территориальный орган ПФР вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений о застрахованных лицах и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения (что имеет место в рассматриваемом случае), Пенсионный фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Арбитры также обратили внимание на то, что ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах (это тоже имеет место в рассматриваемом случае).
Кроме того, суд отметил, что по смыслу ст. 17 Закона N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо представленные сведения были недостоверными. Это значит, что указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
В связи с выявленными обстоятельствами арбитры сделали вывод о том, что орган ПФР не может рассчитать сумму штрафной санкции до тех пор, пока страхователем не будут представлены корректирующие сведения.
Е.А. Соболева,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Приказ Минтруда РФ от 28.12.2012 N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения".
*(3) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(6) Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
*(7) Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"