Пожарные проверки: что следует знать бухгалтеру?
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о пожарной безопасности*(1) бюджетные учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ст. 6 указанного закона федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении МЧС. В статье мы поговорим о порядке и сроках проведения проверок по соблюдению требований пожарной безопасности.
Основания проведения проверки
Проверки проводятся в соответствии с требованиями Закона о пожарной безопасности и Административного регламента МЧС РФ исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент).
Кроме того, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о пожарной безопасности.
Основанием для проведения плановых проверок является ежегодно утверждаемый план. Согласно ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью". В нем, в частности, сказано, что органы, осуществляющие пожарный надзор, вправе проводить плановые контрольные мероприятия в отношении бюджетных учреждений, оказывающих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания с периодичностью не чаще одного раза в год.
Органы пожарного надзора могут проводить помимо плановых и внеплановые проверки, основанием для проведения которых будут являться:
1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
3) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Объект и предмет контроля
В соответствии со ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности, п. 5 Административного регламента предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В силу п. 43 Административного регламента при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В ходе осуществления внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности (п. 48 Административного регламента):
- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок проведения проверок
В соответствии с п. 24 Административного регламента общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Порядок проведения проверок
Согласно п. 37 Административного регламента проверка проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты органа государственного пожарного надзора. Необходимо отметить, что проверка (как плановая, так и внеплановая) может проводиться исключительно в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты.
В соответствии с п. 41 Административного регламента бюджетное учреждение должно быть уведомлено проверяющим органом о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки уведомление должно быть осуществлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абз. 3 п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности, не осуществляется.
Плановая проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами проверяющего органа. Указанные лица обязаны ознакомить руководителя учреждения (лица им уполномоченного):
- с распоряжением о проведении проверки;
- с полномочиями проводящего проверку должностного лица;
- с целями, задачами, основаниями проведения проверки;
- с видами и объемом мероприятий по надзору;
- с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
- со сроками и условиями ее проведения.
Во время проведения плановой проверки (п. 45 Административного регламента):
1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в следующих документах:
- правоустанавливающих документах на объект защиты, учредительных документах;
- документах распорядительного характера (приказах, распоряжениях о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
- декларации пожарной безопасности;
- имеющихся в органе государственного пожарного надзора предписаниях об устранении нарушений и (или) предписаниях по устранению несоответствия;
- материалах рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- технической документации, связанной с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договорах на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- технологической документации, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- договорах аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договорах лизинга, иных гражданско-правовых договорах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договорах на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- сертификатах соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследования объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц учреждения.
Результаты проверки оформляются актом, который составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Указанные акты должны быть подписаны должностными лицами, проводившими проверку, и заверены их печатями. Один экземпляр акта с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При этом к акту проверки должны быть приложены:
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
- протоколы отбора образцов продукции, проб;
- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- рапорт на продление срока проверки с визой начальника проверяющего органа (в случае продления срока проведения проверки);
- распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
- документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в пп. 3 п. 47 Административного регламента;
- уведомления о вручении, в случае направления заказным почтовым отправлением проверяющим органом документов бюджетному учреждению, в отношении которого проводится проверка.
В соответствии с п. 59 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязано:
- выдать предписание об устранении нарушений и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Обжалование результатов проверки
По общему правилу оспаривать действия либо бездействия должностных лиц органов государственной власти можно путем направления жалобы в вышестоящий орган либо в суде.
Судебный порядок. Право бюджетных учреждений на судебную защиту реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений, могут быть признаны судом недействительными (ст. 13 ГК РФ).
Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений.
Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ").
Как мы только что уточнили, судебный порядок предусматривает оспаривание ненормативных и нормативных актов. При этом не может быть обжалован в судебном порядке акт контрольного мероприятия, поскольку он является носителем информации в отношении результатов проверки и не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом.
Внесудебный порядок. Порядок внесудебного обжалования установлен Административным регламентом. В соответствии с п. 99 данного документа предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки. Обжалование осуществляется в течение 15 дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа пожарного надзора по результатам проверки. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливаются.
Согласно п. 102 Административного регламента жалоба может быть направлена:
- руководителю органа государственного пожарного надзора, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;
- руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа государственного пожарного надзора.
При этом в жалобе должно быть указано:
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- фамилия, инициалы должностного лица органа государственного пожарного надзора, которому подается жалоба;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подавшего жалобу;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
- суть жалобы.
В случае необходимости к жалобе могут быть приложены документы и материалы либо их копии.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо органа государственного пожарного надзора, рассматривавшего жалобу:
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"