Учет операций по администрированию доходов бюджета
Казенные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, могут выступать также и в роли администраторов доходов бюджета. В каком порядке осуществляется учет операций по администрированию доходов бюджета? Как отразить начисление и перечисление доходов в бюджет? Каким образом отражаются в учете внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию доходов? Какие заключительные операции необходимо сделать администратору доходов бюджета по завершении финансового года? Ответы на эти вопросы читайте в статье.
Казенные учреждения могут выступать в роли администраторов доходов бюджета в случаях, когда главные администраторы доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяют их полномочиями администраторов доходов бюджета в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
Администраторы доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Полный перечень полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.
Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями инструкций N 162н*(1), N 157н*(2).
Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 "Расчеты по доходам". На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты.
Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н):
- 1 205 11 000 "Расчеты с плательщиками налоговых доходов";
- 1 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности";
- 1 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг";
- 1 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия";
- 1 205 51 000 "Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы";
- 1 205 52 000 "Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
- 1 205 53 000 "Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций";
- 1 205 61 000 "Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование";
- 1 205 71 000 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами";
- 1 205 72 000 "Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами";
- 1 205 73 000 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами";
- 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами";
- 1 205 75 000 "Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами";
- 1 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов".
Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н).
Доходы текущего финансового года учитываются на счете 1 401 10 000. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются по видам доходов в разрезе КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3) для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:
- 110 "Налоговые доходы";
- 120 "Доходы от собственности";
- 130 "Доходы от оказания платных услуг";
- 140 "Суммы принудительного изъятия";
- 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ";
- 152 "Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
- 153 "Поступления от международных финансовых организаций";
- 160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование";
- 171 "Доходы от переоценки активов";
- 172 "Доходы от реализации активов";
- 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами";
- 180 "Прочие доходы".
Доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 1 401 40 000 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н, п. 123 Инструкции N 162н). К ним относятся:
- доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;
- доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
- доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
- иные аналогичные доходы.
По кредиту указанного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету - суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся. При этом учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.
В рамках формирования учетной политики казенное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе исходя из отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции N 157н).
Руководствуясь положениями Инструкции N 162н, приведем корреспонденции счетов по начислению администрируемых доходов бюджета:
Содержание операции | Дебет* | Кредит* |
Начислены администрируемые доходы текущего финансового года | 1 205 хх 560 | 1 401 10 ххх |
Начислены администрируемые доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг (на основании договоров и расчетных документов) | 1 205 31 560 | 1 401 40 130 |
* Здесь и далее по тексту на месте "хх" указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета, а на месте "ххх" - соответствующая статья (подстатья) КОСГУ. |
Поступление администрируемых доходов. Согласно п. 90 Инструкции N 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждению органом Федерального казначейства.
Операции по поступлению в бюджет администрируемых платежей, а также расчеты с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, отражаются на счете 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 162н).
Аналитический учет расчетов по счету 1 210 02 000 ведется с обязательным применением кодов доходов бюджетной классификации, приведенных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ. Операции по названному счету отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 228, 229, 233, 234 Инструкции N 157н).
Операции по поступлениям в бюджет администрируемых платежей отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступили администрируемые доходы на счет бюджета (в том числе минуя счет Федерального казначейства) | 1 210 02 ххх | 1 205 хх 660 |
Пример 1
Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) в рамках осуществления приносящей доход деятельности выполняет строительные работы. Госконтракт с заказчиком заключен на сумму 500 тыс. руб. Денежные средства за выполненные работы перечислены заказчиком напрямую в доход бюджета, минуя счет Федерального казначейства.
В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен доход, полученный от выполнения строительных работ | 1 205 31 560 | 1 401 10 130 | 500 000 |
Поступил доход на счет бюджета минуя счет Федерального казначейства | 1 210 02 130 | 1 205 31 660 | 500 000 |
Операции по возврату плательщикам излишне перечисленных доходов отразятся следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена сумма возврата плательщикам излишне полученных доходов | 1 401 10 ххх | 1 205 хх 660 |
Перечислена сумма возврата доходов бюджета плательщикам | 1 205 хх 560 | 1 210 02 ххх |
Доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, учитываются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена сумма доходов, требующая уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений) | 1 210 02 180 | 1 205 81 660 |
Отражена сумма доходов после ее уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений) | 1 205 81 560 | 1 210 02 180 |
Перечисление администрируемых доходов в другие бюджеты бюджетной системы РФ отразится в учете следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена администратором сумма распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом Федерального казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ | 1 401 10 ххх | 1 210 02 ххх |
Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета) | 1 210 02 ххх | 1 401 10 ххх |
Для учета администратором доходов расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (п. 232 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются администратором доходов на основании предоставляемой органом Федерального казначейства справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), а именно сумм, указанных в графе 25 (п. 94 Инструкции N 162н).
Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 04 000 должны быть нулевыми (п. 94 Инструкции N 162н).
Доходы, находящиеся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства и подлежащие зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, необходимо учитывать следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма доходов, поступивших на счет органа Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде | 1 210 04 ххх | 1 210 02 ххх |
Зачислена в текущем периоде в доход бюджета сумма доходов, поступивших к распределению на счет органа Федерального казначейства в предыдущем отчетном периоде | 1 210 02 ххх | 1 210 04 ххх |
Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 262 Инструкции N 157н).
Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей (п. 264 Инструкции N 157н).
Бухгалтерские записи по учету расчетов между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета, будут следующими:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета | 1 303 05 830 | 1 205 хх 730 |
Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета | 1 210 02 ххх | 1 303 05 730 |
Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещениями (ф. 0504805) | 1 304 04 ххх 1 303 05 830 | 1 303 05 730 1 304 04 ххх |
Пример 2
Казенное учреждение реализовало специализированной организации металлолом. Доходы, полученные от реализации металлолома, в размере 2 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за органом государственной власти.
Данные операции необходимо отразить следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете казенного учреждения (администратора доходов бюджета по начислению и учету платежей в бюджет) | |||
Начислен доход, полученный от реализации металлолома | 1 205 74 560 | 1 401 10 172 | 2 000 |
Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета | 1 303 05 830 | 1 205 74 730 | 2 000 |
Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, оформленных извещением (ф. 0504805) | 1 304 04 440 | 1 303 05 730 | 2 000 |
В учете органа государственной власти (администратора кассовых поступлений в бюджет) | |||
Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещением (ф. 0504805) | 1 303 05 830 | 1 304 04 440 | 2 000 |
Отражено поступление суммы, полученной от реализации металлолома, в доход бюджета | 1 210 02 440 | 1 303 05 730 | 2 000 |
Операции, осуществляемые по завершении финансового года. Показатели, сформированные по счету 1 210 02 000, в конце финансового года подлежат заключению.
Согласно п. 91 Инструкции N 162н списание сумм администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет по завершении финансового года, отразится следующей бухгалтерской записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списаны суммы администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет по завершении финансового года | 1 210 02 ххх | 1 401 30 000 |
М. Мишанина,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"