Как отличить информационную конструкцию от рекламной, чтобы верно отразить в налоговом учете
Указание на здании слова "ресторан" или "мебель" не является рекламой. Размещение на магазине обобщенного изображения товара - не реклама. Табло АЗС вне ее территории могут признать рекламной конструкцией.
Нередко организации и налоговики по-разному квалифицируют вывески, световые табло, стенды, щиты, стелы и иные аналогичные конструкции, содержащие информацию о компании, производимых или реализуемых ею товарах. Это может привести к тому, что инспекторы потребуют нормировать расходы на изготовление или приобретение подобных конструкций либо вообще не разрешат признать их при расчете налога на прибыль.
Свою точку зрения о порядке квалификации таких конструкций недавно изложила Федеральная антимонопольная служба (письмо от 28.11.13 N АК/47658/13, далее - письмо). Очевидно, что в налоговых правоотношениях разъяснения этого ведомства не являются обязательными ни для налоговых органов, ни для налогоплательщиков. Тем не менее их можно применять для целей налогообложения и ссылаться на них в случае возникновения разногласий с инспекторами (п. 1 ст. 11 НК РФ). Проанализируем основные выводы и аргументы ФАС России.
Изображение товара, не имеющего индивидуализирующих признаков, нельзя считать ни рекламой, ни информационной вывеской
ФАС России подчеркнула, что объектом рекламирования может быть только такой товар, который можно индивидуализировать, то есть выделить его внутри группы однородных товаров (п. 1 письма). Следовательно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре.
Значит, размещение на фасаде магазина фотографий или обобщенных изображений каких-либо товаров без индивидуализирующих признаков (например, одежды, бытовой техники, бутылки вина, пивной бочки или кружки) не является рекламой. Ведь такие изображения не направлены на продвижение на рынке товара конкретной марки, выпущенного конкретным производителем (п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе").
Кроме того, ФАС России отметила, что подобные фотографии и изображения товаров нельзя отнести к информационным вывескам, поскольку они не содержат сведений, обязательных для размещения согласно законодательству о защите прав потребителей (п. 1 письма).
Таким образом, в налоговом учете расходы на изготовление или приобретение подобных конструкций не следует относить ни к рекламным, ни к расходам на раскрытие обязательной информации (подп. 20 и 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). В зависимости от общей величины таких затрат организация может либо признать их единовременно как материальные расходы, либо списывать по мере начисления амортизации соответствующего объекта основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 256 и 259 НК РФ).
Информация о наименовании, адресе и режиме работы компании в месте ее нахождения не является рекламой
ФАС России указала, что не следует считать рекламой размещение наименования или коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров или оказания услуг (например, сведений о режиме работы, ассортименте реализуемых товаров). Ведь размещение такой информации в указанных местах не преследует целей, связанных с рекламой, и является выполнением одного из обязательных требований, предъявляемых законодательством к информированию потребителей (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", далее - Закон о защите прав потребителей).
Аналогичного мнения придерживается и Высший арбитражный суд РФ (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 N 58 и п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 N 37). Причем арбитры считают, что даже если информация, обязательная к размещению в силу закона или обычаев делового оборота, приведена на вывеске не в полном объеме, она все равно не является рекламой (см. врезку ниже).
Федеральная антимонопольная служба дополнительно отметила, что метод размещения указанной информации и манера исполнения значения также не имеют (п. 2 письма). Кроме того, ведомство перечислило конкретные ситуации, когда размещение сведений о компании на вывеске, указателе или иной аналогичной конструкции не может признаваться рекламой:
- указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы (в том числе с использованием товарного знака или его части);
- размещение в месте нахождения компании вывески из слов, характеризующих профиль ее деятельности (например, аптека, кондитерская, ресторан) или указывающих на ассортимент реализуемых товаров или перечень оказываемых услуг (например, хлеб, продукты, мебель, вина, соки, бытовые услуги, ремонт обуви);
- указание в месте нахождения организации ее коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием юридического лица.
Таким образом, если стоимость конструкции, содержащей перечисленную информацию, не превышает 40 000 руб. без учета НДС, компания вправе единовременно включить ее в материальные расходы (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Информационные конструкции стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев необходимо отражать в составе основных средств и начислять по ним амортизацию (п. 1 ст. 256 и ст. 259 НК РФ).
Размещение на крыше здания наименования организации могут признать рекламой, если компания не занимает ни одного помещения в нем
По мнению ФАС России, чтобы правильно квалифицировать размещенную на здании вывеску, указатель или иную подобную конструкцию, следует принимать во внимание их целевое назначение и обстоятельства установки. Так, если конструкция, содержащая сведения об организации, размещена не в месте ее нахождения, ее могут посчитать рекламой. Однако прежде чем сделать такой вывод, ФАС России рекомендует более детально исследовать обстоятельства размещения этих сведений (п. 2 письма).
Если компания занимает все многоэтажное здание, то размещение на его крыше установки с информацией о ее наименовании не является рекламой. Ведь такие сведения направлены прежде всего на информирование о месте нахождения юридического лица (п. 2 письма).
Отметим, что ФАС России не конкретизирует, считается ли рекламой световое табло с наименованием компании на крыше здания, если она занимает в этом здании лишь часть помещений. Хотя из разъяснений ведомства можно сделать вывод, что и в этом случае такая конструкция считается информационной, а не рекламной.
Табло на подъездных путях к АЗС с указанием видов топлива и цен не являются рекламой, если размещены на принадлежащей ей территории
ФАС России считает, что установка на территории АЗС световых или иных табло с указанием, помимо наименования или коммерческого обозначения организации, еще и видов реализуемого ею топлива и цен на него соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам. Поэтому такие табло относятся к информационным конструкциям, а не к рекламным (п. 3 письма).
Вместе с тем ведомство отметило, что размещение подобной информации вне территории АЗС, например на подъездных путях к ней или развязках с основной трассой, подпадает под признаки рекламы и может считаться таковой. Тем более что Закон о защите прав потребителей в принципе не требует от юридического лица размещать на вывеске, указывающей на место его нахождения, еще и сведения о реализуемых товарах и ценах на них.
Таким образом, размещение дополнительных сведений о реализуемых марках топлива и ценах может рассматриваться как выполнение требований Закона о защите прав потребителей, только если световое табло или иная конструкция расположены (п. 3 письма):
- непосредственно на территории АЗС;
- на подъездных путях к АЗС, которые принадлежат ей на праве собственности, аренды или в силу других обязательственных отношений.
Во всех иных случаях установка подобной конструкции вне места нахождения юридического лица должна рассматриваться как размещение рекламы. Чаще всего стоимость такой конструкции превышает 40 000 руб. без учета НДС, а срок ее полезного использования составляет более 12 месяцев. Это означает, что в налоговом учете организация включает подобный объект в состав основных средств и списывает его стоимость на расходы равными частями по мере начисления амортизации (п. 1 ст. 256 и ст. 259 НК РФ). Именно так рекомендует делать Минфин России.
Ведомство категорически против единовременного признания расходов на приобретение или изготовление подобных рекламных конструкций (письма Минфина России от 15.06.12 N 03-03-10/71 *(1), от 26.03.12 N 03-03-06/1/157 и от 13.11.07 N 03-03-06/2/213). По его мнению, если используемое в рекламных целях имущество является амортизируемым, расходы на его приобретение и установку можно учесть при расчете налога на прибыль только через начисление амортизации. Правда, в двух из указанных писем рассмотрены ситуации с учетом затрат на создание рекламного видеоролика. Представляется, что предложенный ведомством порядок учета можно распространить и на рекламные конструкции.
Однако суды разрешают организациям единовременно признавать такие расходы как рекламные (постановления ФАС Уральского от 21.07.10 N Ф09-4631/10-С2 и от 30.01.08 N Ф09-57/08-С3, Поволжского от 01.07.08 N А57-10917/07 округов).
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Р.В. Юропов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФНС России направила это письмо в нижестоящие инспекции для использования в работе (письмо от 27.06.12 N ЕД-4-3/10519@), включила в перечень разъяснений, обязательных для применения налоговыми органами, и разместила на сайте www.nalog.ru в одноименном разделе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99