Поправки в основной закон о системах оплаты труда
С 31 января 2014 года вступают в действие поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 N 20 в основной нормативный акт, устанавливающий общие положения по установлению систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Таким нормативным актом является Постановление N 583*(1) и утвержденное им Положение об установлении систем оплаты труда (далее - Положение). О каких изменениях идет речь, расскажем в данной статье.
Распространение Постановления N 583 на автономные учреждения
До внесения изменений Постановление N 583 распространялось на бюджетные и казенные учреждения. Теперь им также должны руководствоваться и автономные учреждения. На это указывает новое название данного документа, в которое добавлен термин "автономные".
Напомним, что ранее в отношении автономных учреждений не было установлено каких-либо особенностей формирования систем оплаты труда, поэтому они руководствовались общими нормами трудового права, распространяющимися на все организации и учреждения.
Изменения, внесенные в Положение
Согласно поправкам, внесенным в Положение, уточняется, что данный документ устанавливает общие требования к установлению систем оплаты труда в федеральных учреждениях. В субъектах РФ могут быть разработаны свои положения об установлении систем оплаты труда государственных (муниципальных) учреждений соответствующего региона. При этом такие положения не могут противоречить федеральному законодательству.
В Положение внесены следующие изменения:
1. Введено указание на необходимость учета профессиональных стандартов при установлении систем оплаты труда. Напомним, что профессиональным стандартом называется характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Утверждение профессиональных стандартов осуществляется Минтрудом (п. 22 Постановления N 23*(2)).
2. Установлены особенности применения федеральными учреждениями примерных положений, утверждаемых их учредителями. Примерные положения об оплате труда работников подведомственных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, необходимо применять с учетом следующих особенностей:
- федеральным бюджетным (автономным) учреждениям рекомендуется при установлении систем оплаты труда применять примерные положения об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, по согласованию с Минтрудом;
- федеральные казенные учреждения обязаны при установлении систем оплаты труда применять положения об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом.
Стоит отметить, что перечисленные особенности установлены в новом п. 2 (1) Положения;
3. Уточнен порядок определения размера должностного оклада руководителя федерального учреждения. Согласно новой редакции п. 6 Положения размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения;
4. Скорректировано понятие основного персонала учреждения, а также добавлены понятия вспомогательного и административно-управленческого персонала учреждения, а именно в соответствии с новой редакцией п. 7 Положения:
- к основному персоналу федерального учреждения относятся работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители;
- к вспомогательному персоналу федерального учреждения - работники федеральных учреждений, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования;
- к административно-управленческому персоналу федерального учреждения - работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники федерального учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.
Пунктом 10 (2) Положения установлено, что федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных учреждений, и федеральные учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, могут устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (не более 40%), а также перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу этих учреждений;
5. Уточнены особенности установления стимулирующих выплат руководителям федеральных учреждений. Согласно обновленному п. 9 Положения федеральные государственные органы, учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Такие выплаты осуществляются с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
При этом в качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения по решению федерального государственного органа, федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, а в отношении руководителя федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета - по решению Правительства РФ может быть установлен рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ (п. 9 Положения).
Кроме того, изменениями, внесенными в п. 9 Положения, исключены нормы, определяющие ранее порядок централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных казенных учреждений, в целях установления стимулирующих выплат руководителям учреждений.
6. Введено указание на применение типовой формы договора, заключаемого с руководителем федерального учреждения. Согласно п. 9 Положения условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
7. Скорректирован порядок формирования фонда оплаты труда федеральных учреждений. В соответствии с новой редакцией п. 11 Положения фонд оплаты труда работников:
- федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному автономному и бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
- федерального казенного учреждения - исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников указанного учреждения.
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"