Разработка систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях
Перспективы совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях связаны с реализацией Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы*(1), одним из мероприятий которой является разработка и утверждение методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда. С этой целью Минтруд в сентябре 2013 года издал Приказ от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях" (далее - Методические рекомендации), с положениями которого предлагаем ознакомиться в статье.
Общие положения
Согласно трудовому законодательству работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).
Система нормирования труда - это комплекс решений по организации и управлению процессом нормирования труда, определяющий:
- применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее - нормы труда), а также методы и способы их установления;
- порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
- порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Для справки. Основные виды норм труда перечислены в ст. 160 ТК РФ, к ним относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Кроме того, система управления процессом нормирования труда призвана способствовать:
- созданию условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
- обеспечению нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
- повышению эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.
В целом организация работы, связанная с нормированием труда (включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда), осуществляется руководителем учреждения, но может быть поручена в установленном порядке и одному из заместителей (уполномоченных на то лиц). В свою очередь, разработка (определение) системы нормирования труда в учреждении должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Исходя из численности работников и специфики деятельности учреждения для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создание в учреждении специализированного структурного подразделения (службы) по нормированию труда. При его отсутствии выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.
Что касается ответственности за состояние нормирования труда в учреждении, то она возлагается непосредственно на работодателя (руководителя учреждения) (п. 5 Методических рекомендаций).
Рекомендации по разработке системы нормирования труда
Методические рекомендации, подготовленные Минтрудом, разработаны, прежде всего, с целью оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).
Так, согласно п. 7 указанных рекомендаций при разработке системы нормирования труда необходимо определить нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. Для этого необходимо провести анализ организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении, в ходе которого рекомендуется учитывать:
- используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг);
- параметры работы и обслуживания применяемого оборудования;
- условия труда на рабочих местах;
- формы организации труда;
- режимы труда и отдыха;
- другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.
Кроме того, при определении норм труда рекомендуется проанализировать имеющиеся типовые межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные нормы труда, утвержденные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда", и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении (п. 9 Методических рекомендаций):
- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним работником или группой работников соответствующей квалификации);
- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).
К сведению. Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.
Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).
В приложении 1 к Методическим рекомендациям приведены формулы расчета нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, а также расчет нормы обслуживания на основе типовых норм времени. Рассмотрим их:
1. Норма численности на основе типовых норм времени:
Нч = (То / Фп) х Кн, где:
Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;
То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы);
Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Он определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительных) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.
Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п. (Кн), в свою очередь, определяется по формуле:
Кн = 1 + Вр / (Фсум х Чср), где:
Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;
Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;
Чср - среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (рекомендуемый расчетный период - не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета).
Общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы) (То), определяются по формуле:
, где:
Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени (суммируются значения по всем видам выполняемых работ);
Кр - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.
Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ (Тр) рассчитываются по формуле:
, где:
Нв - типовая норма времени на работу i вида (часы);
Оi - объем работы i вида, выполняемый в течение года.
2. Норма численности на основе типовых норм обслуживания:
Расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т. п. определяется по формуле:
Нрн = Твр / Ноб, где:
Нрн - расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п.;
Твр - единица рабочего времени, для которого была рассчитана норма обслуживания (часы);
Ноб - типовая норма обслуживания.
Норма численности на основе расчетных норм времени определяется по формуле:
Нч = (То / Фп) х Кн, где:
Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы обслуживания;
То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы);
Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.
Показатели формулы расчета нормы численности на основе расчетных норм времени Кн и То определяются в порядке, приведенном выше в п. 1.
При этом затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по следующей формуле:
, где
Нрн - расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п., часы;
Оi - объем работы i вида, выполняемый в течение года.
3. Норма обслуживания на основе типовых норм времени:
Нобр = Фрв / Нв, где:
Нобр - норма обслуживания;
Фрв - фонд рабочего времени за период, для которого определяется норма обслуживания (смена, неделя, месяц и др.);
Нв - типовая норма времени, часы.
При определении в учреждении норм труда на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики. При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда.
Аналогичное решение должно приниматься в случае, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников.
Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают:
- прогрессивные режимы работы оборудования;
- рациональные приемы и методы труда;
- организацию и обслуживание рабочих мест;
- оптимальную занятость работников;
- максимальное использование возможностей рабочих мест;
- высокое качество продукции (работ, услуг);
- сохранение здоровья и работоспособности работников.
При этом в случае создания более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или при их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям.
Обратите внимание! При отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке (п. 16 Методических рекомендаций).
Работа по определению норм труда заключается в следующем (п. 17 Методических рекомендаций):
- проведение анализа трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;
- выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
- проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
- определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
При проведении указанной работы учреждения должны ориентироваться на Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 N 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.
В случае закупки нового оборудования учреждениям рекомендуется проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом следует предусматривать сравнение характеристик закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда - с оборудованием, применяемым в учреждении).
Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов могут применяться временные и разовые нормы труда.
Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.
К сведению. Учреждению рекомендуется устанавливать срок действия временных норм труда, равный трем месяцам или менее.
Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).
Установление системы нормирования труда в учреждении
Согласно п. 20 Методических рекомендаций систему нормирования труда в учреждении предлагается устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор. Приведем разделы, которые рекомендуется включать в данное положение:
1. Применяемые в учреждении нормы труда. В приложении к данному разделу приводятся:
- ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
- примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
- расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.
2. Порядок внедрения норм труда.
3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Порядок взаимодействия работодателя и работника указан в п. 23-26 Методических рекомендаций. Так, согласно п. 23 при заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания в трудовом договоре с работником следует указать, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (норм труда, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо проведении расчетов).
С учетом мнения представительного органа работников работники могут быть уведомлены о снижении ошибочных норм труда в более короткий срок.
К сведению. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием для введения новых норм труда или их корректировки.
Перед введением новых норм труда следует провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения (п. 26 Методических рекомендаций).
При проведении работ по освоению норм труда следует обратить внимание на следующее. Согласно п. 27 Методических рекомендаций при проведении таких работ рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.
При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется провести обучение работников.
При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или при несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.
В соответствии с п. 28 Методических рекомендаций нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).
Иных оснований пересмотра норм труда трудовым законодательством не установлено. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применение по их инициативе новых приемов труда и совершенствование рабочих мест не могут рассматриваться в качестве основания для пересмотра определенных в учреждении норм труда.
Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.
К сведению. Рекомендуемый срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяемых норм труда - не реже одного раза в пять лет. По итогам такого анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные нормы.
В заключение отметим, что работодателю рекомендуется принимать меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, можно отнести (п. 29 Методических рекомендаций):
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
М. Алексеева,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"