Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, в качестве заказчика заключила договор оказания услуг с взаимозависимой белорусской компанией (исполнитель). Затраты на данные услуги российской организацией учитываются в составе расходов при расчете налога на прибыль.
Сделка контролируемая, доход исполнителя по ней превышает 80 млн. руб. Должна ли российская организация уведомить налоговые органы о данной контролируемой сделке? Если да, то какое значение указывается в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" раздела 1А формы уведомления о контролируемых сделках?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация обязана уведомить налоговые органы о совершенных ею в календарном году сделках со взаимозависимой белорусской компанией с указанием в п. 310 уведомления суммы осуществленных расходов, приводящих к уменьшению налоговой базы.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ признаются контролируемыми сделками с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. В п. 2 ст. 105.14 НК РФ перечислены обстоятельства, при наличии которых сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой. Из приведенных норм следует, что наличие или отсутствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, не имеет значения для целей признания сделки контролируемой, если хотя бы у одной из ее сторон или выгодоприобретателей местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства не является РФ.
Действительно, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под организациями понимаются не только сами иностранные юридические лица, но также филиалы и представительства указанных юридических лиц, созданные на территории РФ. Иными словами, в целях применения НК РФ иностранное юридическое лицо и созданное им на территории РФ представительство считаются самостоятельными организациями. Однако для целей применения ст. 105.14 НК РФ ни одна из этих организаций не может считаться лицом, местом регистрации или налогового резидентства которого является РФ. Как неоднократно разъяснял Минфин России, при изложенных в вопросе обстоятельствах местом регистрации или местом налогового резидентства сторон сделки являются разные государства (территории). Отношения между указанными в вопросе лицами не подпадают под действие п. 2 ст. 105.14 НК РФ и на них распространяются нормы п. 1 этой статьи без каких-либо особенностей. Сказанное означает, что если российская и иностранная организации являются взаимозависимыми лицами, то сделки между ними (равно как и с участием представительств иностранной организации на территории РФ) признаются контролируемыми вне зависимости от размера полученного по ним дохода (смотрите, например, письма Минфина России от 01.07.2013 N 03-01-18/25064, от 03.12.2012 N 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 N 03-01-18/9-172, от 30.08.2013 N 03-01-18/35774, от 17.01.2013 N 03-01-18/1-8).
Следовательно, о таких сделках необходимо уведомлять налоговые органы (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). При этом нужно учитывать ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, в соответствии с которой положения ст.ст. 105.15-105.17 НК РФ до 01.01.2014 применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает, соответственно, в 2012 году 100 млн. руб., а в 2013 году - 80 млн. руб.
Иными словами, направлять уведомление о контролируемых сделках в соответствии со ст. 105.16 НК РФ нужно, если сумма признанных в 2013 году доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 80 млн. руб. При этом НК РФ не предусмотрены основания для освобождения от исполнения обязанности по представлению уведомлений о контролируемых сделках (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309).
Специалистами Минфина России разъяснялось, что обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках должна быть исполнена организацией или физическим лицом, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, вне зависимости от того, являются они продавцами или покупателями по контролируемой сделке (письма Минфина России от 11.02.2013 N 03-01-18/3238, от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 06.07.2012 N 03-01-18/5-94).
Отметим также, что, по мнению Минфина России, выраженному в письмах от 17.10.2013 N 03-01-18/43383, от 19.07.2013 N 03-01-18/28432, от 28.12.2012 N 03-01-18/10-200, при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми суммировать следует доходы по сделкам за календарный год, полученные сторонами по этим сделкам.
Необходимо также отметить, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-01-18/1-17).
Таким образом, налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о совершенных им в календарном году контролируемых сделках, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 НК РФ (п. 13 ст. 105.3 НК РФ, письмо Минфина России от 17.10.2013 N 03-01-18/43383, от 25.03.2013 N 03-01-18/9309).
Учитывая изложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация обязана уведомить налоговые органы о совершенных ею в календарном году сделках с взаимозависимой белорусской компанией с указанием суммы осуществленных расходов, приводящих к уменьшению налоговой базы (письмо Минфина России от 16.05.2013 N 03-01-18/17074, от 02.11.2012 N 03-01-18/8-158).
В соответствии с п. 4.19 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ (далее - Порядок), в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" Раздела 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях. В случае, если в контролируемой сделке налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги и иные объекты гражданских прав), в п. 300 раздела 1А проставляется "0".
В п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" раздела 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год в рублях (п. 4.21 Порядка, письмо ФНС от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@). В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав), в п. 310 раздела 1А проставляется "0".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
14 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.