Разъясните, вправе ли учредитель единолично изменять тип медицинского учреждения. Стоматологическая поликлиника является бюджетным учреждением. Возможно ли изменение ее типа на автономное учреждение?
Одной из новаций Федерального закона N 83-ФЗ*(1) стало создание к 01.07.2012 государственных (муниципальных) учреждений трех типов: казенных, бюджетных и автономных. Переход из бюджетного учреждения в автономное называется изменением типа государственного (муниципального) учреждения. Принимать решение об изменении типа учреждения вправе только учредитель. Однако в случае изменения типа учреждения на автономное необходимо выполнить определенные требования. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях*(2) для принятия учредителем решения о переводе учреждения в автономное требуется инициатива либо согласие самого учреждения. Таким образом, учредитель должен получить согласие на изменение типа бюджетного учреждения на автономное либо учреждению необходимо по установленной процедуре выдвинуть предложение об изменении своего типа.
Чтобы ответить на вопрос о возможности изменить тип медицинской организации, обратимся к Письму Минфина РФ от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 "О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ" (далее - Рекомендации). В Рекомендациях финансисты привели следующие критерии, которые необходимо учитывать при определении типа учреждения.
1. Цели создания учреждения.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением (в том числе государственным (муниципальным)) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Некоммерческий характер деятельности государственных (муниципальных) учреждений всех типов является основной, но не единственной их характеристикой.
Федеральным законодательством установлен ряд требований, исходя из которых следует принимать решение об определении типа учреждения.
Так, в соответствии со ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(3) и ст. 2 Закона об автономных учреждениях бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Минфин отметил, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем из содержания отдельных правовых актов (например, п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти") можно сделать вывод: главное различие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, с контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).
Поскольку стоматологическая поликлиника не связана с выполнением государственных функций (она оказывает государственные услуги по предоставлению медицинской помощи населению), по данному признаку она может быть либо автономным, либо бюджетным учреждением.
2. Сфера деятельности.
Следующим показателем, с учетом которого должен определяться тип учреждения, по мнению финансового ведомства, является сфера его деятельности.
В настоящее время сфера деятельности не ограничена только для бюджетных учреждений. В отношении автономных учреждений федеральным законодательством перечень областей, в которых они могут осуществлять свою деятельность, является закрытым.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
На основании данного признака (сферы деятельности) стоматологическая поликлиника может иметь тип автономного учреждения, поскольку осуществляет свою деятельность в сфере здравоохранения.
3. Отличительные характеристики.
Минфин советует при выборе типа учреждения учитывать также отличительные (сравнительные) характеристики, которые он приводит в Рекомендациях. Укажем их в таблице.
Признак | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение |
Возможность открытия и ведения счетов (лицевых счетов) в кредитной организации | "+" | |
Субсидиарная ответственность учредителя | "+" - по обязательствам, возникшим до 01.01.2011; "-" - по обязательствам, возникшим с 01.01.2011 | "-" |
Возможность распоряжения без согласия учредителя: | ||
- недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных им средств; | "-" | |
- имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности; | "-" | |
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных им средств; | "-" | |
- особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от | "+" | |
- приносящей доход деятельности; иным имуществом | "+" | |
Применение с 01.01.2014 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действие которого распространяется на бюджетные и автономные учреждения в объеме, установленном ст. 15 данного закона | "+" | "-" (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") |
Получение (предоставление) кредитов (займов) | Прямого запрета законодательство РФ не содержит | "+" |
4. Уровень управленческого потенциала учреждения - наличие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя повышенную ответственность вкупе с большей самостоятельностью.
Далее Минфин обратил внимание учредителей на тот факт, что ошибочным при принятии решения об отнесении учреждения к тому или иному типу является подход о наличии приносящей доход деятельности (бюджетные и автономные учреждения могут оказывать платные услуги). Основной целью реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ, является повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а не предоставление государственным (муниципальным) учреждениям возможности "заработать" в процессе оказания платных услуг (разд. 1 Рекомендаций).
Таким образом, по обязательным признакам стоматологическая поликлиника может иметь статус автономного учреждения. Порядок перевода учреждения из бюджетного в автономное установлен Законом об автономных учреждениях. Как было указано выше, учреждение вправе само выступить с инициативой о переводе в автономное учреждение или дать согласие на соответствующее предложение учредителя. В принудительном порядке перевести бюджетное учреждение в автономное нельзя (ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях).
О. Фурагина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 февраля 2014 г.
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"