В соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление. Организация осуществляет отпуск тепловой энергии в Ленинградской области, производит начисление платы за отопление по вышеуказанному порядку. В январе 2014 года в квитанциях появилась графа "корректировка отопления", сделано это за весь 2013 год. Гражданин, купивший квартиру в августе 2013 года, просит пересчитать ему сумму этой корректировки в связи с тем, что до августа не являлся собственником и не потреблял тепло.
Каким образом решается этот конфликт?
Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.09.2012 N 287 "О порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах в 2012-2014 годах" установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление согласно пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Один раз в год исполнитель должен производить корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета*(1).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на это помещение. С учетом того, что переход права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ), право собственности на помещение у его нового собственника в силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Таким образом, обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги у нового собственника возникает с момента внесения записи в государственный реестр о переходе к нему права собственности на помещение, в то время как у прежнего собственника такая обязанность в отношении будущих периодов прекращается. Отметим, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на нового собственника "автоматически" не переходит, она сохраняется за прежним собственником этого помещения. Как правило, вопросы по оплате жилищно-коммунальных услуг за время оформления сделки купли-продажи и ее государственной регистрации, а также задолженности по жилищно-коммунальным услугам решаются по согласованию между продавцом и покупателем, и помещение переходит к новому собственнику в большинстве случаев без долгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ в случае управления домом управляющей организацией с каждым собственником в таком доме заключается письменный договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления домом управляющая организация по заданию собственника помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления указывается, в частности, размер платы за коммунальные услуги, а также порядок ее внесения (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). По смыслу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, договор управления домом заключается, а также прекращается по заявлению собственника помещения либо управляющей организации.
Таким образом, новый собственник помещения оплачивает предоставленные коммунальные услуги по отоплению с момента возникновения права собственности на это помещение. В случае управления домом управляющей организацией отношения между собственником помещения и управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг регулируются договором управления домом, который заключается и прекращается по заявлению одной из сторон.
Вместе с тем ни прежние Правила N 307, ни ныне действующие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не содержат каких-либо положений, определяющих порядок внесения собственником помещения, ставшим таковым в течение расчетного года, платы (возврата ему переплаты) за отопление, исчисленной в результате корректировки, предусмотренной пп. "б" п. 21 Правил N 307.
По нашему мнению, основанному на требованиях п. 5 ч. 2 ст. 153 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а также сложившейся судебной практике, исчисленная в результате корректировки за текущий год плата за отопление начисляется (возвращается) новому собственнику помещения с момента регистрации им права собственности на это помещение. Применительно к рассматриваемому вопросу начисление платы за отопление (возврат переплаты) по итогам корректировки за 2013 год может быть произведено за время с даты регистрации права собственности в августе 2013 г. по декабрь 2013 г.
В этой связи смотрите решение Красновишерского районного суда Пермского края от 13.09.2010 по делу N 2-268/2010, решение Североморского городского суда Мурманской от 31.05.2012 по делу N 2-905/2012, решение Северодвинского городского суда от 22.11.2011 по делу N 2-3712-11 (судья Д.О. Котов).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
14 февраля 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 3 письма Министерства регионального развития РФ от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.