О Федеральном законе "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (акцизы)
Федеральным законом от 30.09.13 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", разработанным в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, устанавливаются размеры ставок акцизов на период 2014-2016 гг., индексация которых предусматривается с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 гг. предлагается сохранить размеры акцизов, установленные действующим законодательством о налогах и сборах, за исключением акцизов на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов.
Ставки акцизов на моторное топливо определены с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими нормативными правовыми актами ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3-го и 4-го классов, а также с учетом необходимости формирования доходов дорожных фондов.
В связи с этим в 2014-2015 гг. ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 4-го класса предлагается в размере 5%, а в 2016 г. ставку акциза на бензин этого класса предусматривается сохранить на уровне 2015 г.
В 2014 г. на бензин 5-го класса предлагается дополнительно повысить акциз на 12%, в 2015 г. - на 11%, в 2016 - на 20% к уровню 2015 г.
На период с 2014 г. по 2015 г. дополнительной индексации ставок акцизов на дизельное топливо не предусматривается. На 2016 г. указанные ставки акцизов сохраняются в размере, установленном на 2015 г., за исключением дизельного топлива 5-го класса, ставку акциза на которое предлагается повысить на 14% к уровню предыдущего года.
Ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% на 2016 г. проиндексированы на 10% к уровню 2015 г.
На остальные виды алкогольной продукции, в том числе пиво, вина, игристые вина (шампанские), индексация осуществлена в размере прогнозируемого уровня инфляции - 5,4% к 2015 г.
По табачной продукции ставки акцизов проиндексированы с учетом положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.10 N 1563-р, а также с учетом необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию с государствами - членами Таможенного союза.
Так, в 2014 г. минимальная специфическая ставка акциза на сигареты проиндексирована на 42% к уровню 2013 г., в 2015 г. - на 20% и в 2016 г. - на 28% к предыдущему году соответственно.
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Законом N 269-ФЗ предусматривается введение с 1 июля 2014 г. уплаты авансового платежа акциза производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах - членах Таможенного союза, что позволит создать равные экономические условия для производителей алкогольной продукции, использующих в качестве сырья спирт как отечественного производства, так и ввозимый в Российскую Федерацию из государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" акциз по подакцизным товарам, ввозимым из государств - членов Таможенного союза, уплачивается при ввозе указанных товаров в Российскую Федерацию организациями - импортерами, являющимися российскими налогоплательщиками, по месту постановки на учет в налоговом органе.
Согласно порядку, действовавшему в 2013 г., производители алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие спирт в государствах - членах Таможенного союза, уплачивали акциз по ввозимому спирту с применением ставки акциза в размере 59 руб. за 1 л безводного спирта. При этом сумма акциза по реализованной алкогольной продукции определялась исходя из ставки акциза в размере 400 руб. за 1 л безводного спирта. При исчислении акциза на реализованную алкогольную продукцию производители алкогольной продукции сумму акциза, уплаченного по ввезенному спирту, принимали к вычету.
Таким образом, в 2013 г. сумма акциза, уплачиваемая в бюджет производителями алкогольной продукции, составляла 400 руб. за 1 л безводного спирта. При этом 15% от этой суммы (59 руб.) уплачивалось при ввозе спирта в Российскую Федерацию и 85% (400 руб. - 59 руб. = 341 руб.) уплачивалось при реализации алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Что касается производителей алкогольной продукции, использующих спирт отечественного производства, в 2013 г. они уплачивали в бюджет до закупки спирта авансовый платеж акциза по алкогольной продукции в размере 400 руб. за 1 л спирта, после чего спирт отгружался им по ставке 0 руб. за 1 л.
Сумма авансового платежа акциза, фактически внесенная в бюджет, принималась в зачет при исчислении акциза на реализованную алкогольную продукцию.
Таким образом, в рассматриваемых ситуациях общая налоговая нагрузка на производителей алкогольной продукции одинаковая (400 руб. за 1 л безводного спирта), но сроки и порядок уплаты акциза - разные. Это создает определенные преимущества для налогоплательщиков, использующих спирт, ввезенный из государств Таможенного союза.
Законом N 269-ФЗ предусматривается введение одинакового порядка уплаты акциза независимо от того, используется спирт отечественного производства или ввезенный из государств - членов Таможенного союза.
Предусматривается также возможность освобождения от уплаты авансового платежа акциза в случае представления производителями алкогольной продукции в налоговый орган банковской гарантии.
Такая гарантия обеспечивает исполнение банком обязанности по уплате акциза, если налогоплательщик, закупивший спирт в государствах - членах Таможенного союза по нулевой ставке, не уплатит акциз по реализованной алкогольной продукции в установленный срок.
Ряд изменений, предусмотренных Законом N 269-ФЗ, направлен на совершенствование администрирования акцизов налоговыми органами, в том числе:
передачу от Минфина России ФНС России функций, связанных с контролем за налоговыми вычетами по акцизам (утверждение порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, порядка проставления отметок на реестрах счетов-фактур, порядка представления в налоговые органы уведомления о максимальных и минимальных розничных ценах на табачную продукцию);
уточнение порядка корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной продукции.
Внесены уточнения в процедуры освобождения и возмещения сумм акциза по подакцизным товарам, реализованным на экспорт.
В частности, абзац первый пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ дополнен положениями о том, что освобождению от уплаты акцизов подлежит не только реализация произведенных подакцизных товаров на экспорт, но также и передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров на экспорт.
Отметим, что освобождение от уплаты акцизов в случае реализации на экспорт подакцизных товаров предоставлялось и ранее, однако такой вывод приходилось делать на основе анализа нескольких статей НК РФ. Теперь появилась прямая норма.
Прежней редакцией указанной статьи было предусмотрено, что освобождение можно получить, представив в налоговый орган банковскую гарантию или поручительство банка. С 1 января 2014 г. освобождение от уплаты акцизов предоставляется только при наличии банковской гарантии.
При этом, согласно новой редакции п. 2 ст. 184 НК РФ, банковская гарантия должна отвечать определенным требованиям, которые перечислены в п. 5 ст. 74.1 НК РФ. В частности, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна в полном объеме обеспечивать уплату в бюджет суммы акциза, которую налогоплательщик должен заплатить в бюджет.
Банковская гарантия должна быть представлена в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представить в налоговый орган декларацию по акцизам за налоговый период, на который приходится дата реализации или передачи подакцизных товаров. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях настоящей статьи.
Так, например, если в январе 2014 г. произведенный подакцизный товар отгружен налогоплательщиком, то декларация по акцизам должна быть представлена не позднее 25 февраля. Соответственно и банковская гарантия должна быть представлена в налоговую инспекцию не позднее этой даты.
Законом N 269-ФЗ внесено также уточнение о том, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций по экспорту подакцизных товаров, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.
В нашем примере срок действия гарантии должен заканчиваться не ранее 25 ноября 2014 г.
Установлено также, что налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении от обязательств по этой гарантии в случаях:
представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта (предусмотренных п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ), - не позднее третьего дня, следующего за днем завершения проверки, подтвердившей полноту представления и достоверность указанных документов;
уплаты налогоплательщиком суммы акциза - не позднее третьего дня после представления в налоговый орган платежного поручения об уплате указанной суммы.
Новой редакцией п. 3 ст. 184 НК РФ предусмотрено, что сведения об объемах реализации подакцизных товаров на экспорт должны отражаться в налоговой декларации по акцизам за тот налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) указанных товаров.
Так, если подакцизный товар, реализованный на экспорт, произведен из давальческого сырья, дата его реализации определяется как дата подписания акта приема-передачи этого товара. Предположим, что акт приема-передачи подписан в марте 2014 г., значит, факт реализации на экспорт этих товаров должен найти отражение в декларации за март. Если переработчик - производитель подакцизного товара из давальческого сырья узнал от собственника товара о факте экспорта только в апреле, то он должен представить уточненную декларацию за март и отразить в ней реализацию товара на экспорт.
Здесь следует обратить внимание на то, что редакция п. 7 ст. 198 НК РФ также уточнена. Документы, подтверждающие факт экспорта, должны быть представлены в налоговый орган не в течение 180 дней со дня реализации товаров, а в течение шести месяцев с даты представления в налоговый орган банковской гарантии, т.е. этот срок практически увеличен на месяц.
В новой редакции п. 4 ст. 203 НК РФ указаны суммы акциза, подлежащие возмещению из бюджета, - это суммы акциза, уплаченные по реализованным подакцизным товарам, суммы акциза, уплаченные по использованному сырью, и суммы уплаченного авансового платежа акциза по алкогольной продукции. Определены действия налогового органа при проверке документов, подтверждающих факт экспорта, перечислены сведения, которые должны быть отражены в налоговой декларации, представляемой за налоговый период, в котором представлены документы, подтверждающие факт экспорта.
Н.А. Нечипорчук,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса, к.э.н.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22