Развитие антимонопольного законодательства на современном этапе
В настоящее время обсуждаются предложения Федеральной антимонопольной службы по совершенствованию антимонопольного законодательства.
Подготовка поправок в антимонопольное законодательство осуществляется на основании Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"*(1) (далее - Дорожная карта), рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поручений Правительства РФ, а также подготовленной ФАС России Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.*(2)
В рамках предлагаемой статьи мы остановимся на основных поправках Федеральной антимонопольной службы, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства.
1. Передача полномочий по распоряжению государственным и муниципальным имуществом губернаторам и главам муниципальных образований
В целях совершенствования института государственного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций ФАС России подготовлены предложения по изменению гл. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(3) (далее - Закон о защите конкуренции).
Суть этих предложений сводится к изменению принципов осуществления антимонопольного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Предлагается отказаться от предварительного согласования антимонопольным органом каждого случая предоставления государственной или муниципальной преференции и одновременно четко определить случаи и порядок принятия решений о предоставлении преференций органами государственной или муниципальной власти.
В поправках определяется исчерпывающий перечень случаев предоставления государственных или муниципальных преференций. Так, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам исключительно для осуществления мероприятий по: охране труда; по охране здоровья граждан; по социальному обслуживанию граждан; по осуществлению образовательной деятельности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей; по охране окружающей среды; деятельности по обеспечению обороноспособности страны и безопасности государства и граждан; предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на основании федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"*(4); мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации; поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в случае установления в законе субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актах органов местного самоуправления о бюджете размера предоставляемой государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; финансового обеспечения проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации и реализуются субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства; содействия самозанятости безработных граждан.
При этом Президент, Правительство РФ могут определять иные цели и условия предоставления государственных преференций хозяйствующим субъектам на основании принятых ими правовых актов.
По общему правилу, предоставление государственных или муниципальных преференций не допускается, поскольку их предоставление влечет ограничение конкуренции. В исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, решение о предоставлении государственной или муниципальной преференции может быть принято федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией (далее - орган власти).
Для получения преференции хозяйствующий субъект направляет в орган власти заявление о предоставлении государственной или муниципальной преференции, содержащее указание на соответствие ее предоставления указанным выше основаниям и целям, а также установленный пакет документов, подтверждающий право хозяйствующего субъекта на получение преференции.
Хозяйствующий субъект вправе претендовать на получение преференции в случае, если его выручка от вида (видов) деятельности, на который предоставляется преференция, составляет не менее 75% его выручки за год, предшествующий году предоставления преференции.
Хозяйствующий субъект не вправе повторно получить преференцию от одного и того же органа власти в течение календарного года, в котором ему предоставлена соответствующая преференция.
По результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта о предоставлении преференции орган власти обязан издать правовой акт о предоставлении либо отказе в предоставлении преференции.
Предоставление преференции органом власти может быть осуществлено лишь при наличии утвержденного этим органом власти порядка предоставления преференции и отчетности о ее использовании, устанавливающих требования к хозяйствующим субъектам, претендующим на получение преференции, сроки подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении преференции, сроки принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении преференции.
Предоставление преференции осуществляется соответствующим распорядительным актом органа власти, который должен содержать:
наименование и местонахождение хозяйствующего субъекта, которому предоставлена преференция;
сведения о государственной регистрации хозяйствующего субъекта в налоговом органе (основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика);
сведения об основаниях предоставления государственной или муниципальной преференции;
сведения об основных видах деятельности, при осуществлении которых хозяйствующий субъект имеет право использовать такую преференцию;
сведения о сумме и (или) виде предоставленного в качестве преференции государственного или муниципального имущества;
сведения о сроках использования преференции;
сведения об ограничениях по использованию предоставленной государственной или муниципальной преференции.
Орган власти вправе утвердить программу, в рамках которой будут предоставлены две и более преференции. Такая программа должна содержать:
критерии отбора хозяйствующих субъектов, которым будет предоставлена государственная или муниципальная преференция;
порядок предоставления преференции;
сведения об основаниях предоставления государственной или муниципальной преференции;
сведения о сумме и (или) виде предоставленного в качестве преференции имущества;
сведения о сроках использования преференции;
сведения об ограничениях по использованию предоставленной преференции;
сроки реализации программы предоставления государственных или муниципальных преференций.
Программа подлежит размещению на официальном сайте этого органа в сети Интернет.
Орган власти вправе представить проект программы предоставления государственных или муниципальных преференций на согласование в антимонопольный орган. В этом случае антимонопольный орган в месячный срок рассматривает проект программы на предмет ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства и направляет в адрес заявителя заключение о соответствии (несоответствии) программы требованиям антимонопольного законодательства.
Использование преференций осуществляется с учетом следующих требований:
1) хозяйствующий субъект, которому предоставлена преференция, обязан использовать ее в сроки, установленные решением органа власти, предоставившего указанную преференцию с учетом установленных в нем ограничений;
2) хозяйствующий субъект имеет право использовать предоставленную преференцию исключительно в соответствии с основаниями ее предоставления, указанными в акте органа власти о предоставлении указанной преференции;
3) по окончании использования преференции хозяйствующий субъект обязан предоставить в орган власти отчет о ее использовании.
Государственная или муниципальная преференция может быть использована только лицом, которому она предоставлена.
Не допускается передача лицом, которому предоставлена государственная или муниципальная преференция, прав по использованию этой государственной или муниципальной преференции другим лицам.
В случае выявления несоответствия использования хозяйствующим субъектом преференции орган власти, предоставивший преференцию, обязан направить соответствующие сведения в антимонопольный орган.
В этом случае антимонопольный орган вправе выдать органу власти, предоставившему преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.
2. Расширение института предупреждения
С принятием "третьего антимонопольного пакета" Закон о защите конкуренции дополнен ст. 39.1, предусматривающей, что при выявлении антимонопольным органом отдельных видов злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства направляет в адрес нарушителя предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение - новый инструмент антимонопольного воздействия, направленный на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Реализация этого института позволила ежегодно сократить количество дел о злоупотреблении доминирующим положением более чем на тысячу. Исполнение предупреждения позволяет также оперативно восстанавливать нарушенные права лиц, пострадавших от правонарушения.
В связи с этим ФАС России предлагает расширить применение института предупреждения на такие формы злоупотребления доминирующим положением, как создание дискриминационных условий и необоснованное установление различных цен на один и тот же товар, а также на случаи недобросовестной конкуренции (за исключением недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав, и использованием охраняемой законом тайны), а также на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию.
Это будет способствовать скорейшему устранению нарушений антимонопольного законодательства и оперативному восстановлению прав лиц, пострадавших в результате таких нарушений.
3. Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам доминирующих хозяйствующих субъектов
Определенные сложности, связанные с соблюдением антимонопольных правил, возникают на товарных рынках, находящихся в монопольном или в близком к монопольному состоянии.
Такие товарные рынки характеризуются высоким уровнем концентрации и ограниченным количеством продавцов, предлагающих монопольный товар.
В целях предупреждения создания дискриминационных условий предлагается наделить Правительство РФ правом по результатам проведенного федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции утверждать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии. При этом правила недискриминационного доступа могут приниматься в отношении товарных рынков, применительно к которым в совокупности выполняются следующие условия:
доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке составляет более 70%;
в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям;
доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
спрос на товар существенно превышает предложение товара в течение длительного периода, определенного федеральным антимонопольным органом, в результате проведенного им анализа состояния конкуренции.
Закон должен определять и перечень вопросов, подлежащих включению в правила недискриминационного доступа.
Так, по нашему мнению, указанные правила должны содержать:
1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;
2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;
3) порядок раскрытия информации, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены и оплаты товара, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;
4) условия проведения торгов на приобретение товара, если договоры должны заключаться на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;
6) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;
7) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Реализация Правительством РФ своего права на утверждение правил недискриминационного доступа на монопольных рынках будет способствовать снижению количества антимонопольных нарушений.
4. Предписание антимонопольного органа по опубликовании правил торговой практики
Одним из механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны доминирующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов является информационная открытость процедуры взаимоотношений монополиста с потребителями.
В связи с этим в ряде случаев выявления антимонопольными органами злоупотреблений доминирующим положением путем установления дискриминационных условий или необоснованных отказов в заключении договора нарушителям выдаются предписания об утверждении и опубликовании основных принципов заключения договоров на реализацию монопольного товара (правил торговой практики). Такие предписания выдаются на основании пп. "м" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
При этом в Законе о защите конкуренции не определены требования к содержанию правил торговой практики и порядку их опубликования. В связи с этим указанные вопросы решаются в каждом конкретном случае антимонопольным органом при выдаче предписания.
По нашему мнению, необходимо в Законе определить порядок и случаи выдачи антимонопольным органом предписаний об опубликовании правил торговой практики и сформулировать требования к их содержанию. Такие поправки подготовлены ФАС России, они предусматривают следующее.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства либо при осуществлении контроля экономической концентрации выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предписание об утверждении и опубликовании правил торговой практики.
Такое предписание выдается исключительно лицам, доминирующим на рынке и в силу этого способным ограничить конкуренцию.
Выдача предписания лицу, доминирующее положение которого на товарном рынке не установлено, не допускается.
Отсутствие нарушений антимонопольного законодательства также исключает возможность выдачи доминирующему на рынке хозяйствующему субъекту предписания.
Правила торговой практики подлежат разработке хозяйствующим субъектом в срок, определенный предписанием, но не менее трех и не более шести месяцев, и утверждению решением исполнительного органа хозяйственного общества, иного органа (руководителя) юридического лица в соответствии с гражданским законодательством либо решением индивидуального предпринимателя.
В правилах торговой практики должны быть определены:
товар, на рынке которого хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение;
принципы определения цены и оплаты товара;
сведения о минимальных и максимальных объемах реализации товара;
существенные условия договора и типовые договоры на реализацию товара, особенности заключения договоров;
основания для отказа в заключении договора на поставку товара, которые могут быть обоснованы исключительно экономическими и (или) технологическими факторами либо прямо предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Отказ от заключения договора по иным основаниям может быть признан обоснованным, если такой отказ обусловлен исполнением хозяйствующим субъектом, подпадающим под юрисдикцию иностранного государства, требований законодательства такого государства, если такие требования соответствуют международным договорам, заключенным с участием Российской Федерации, либо требованиям законодательства Российской Федерации, а также наличием в органах управления юридического лица лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение тяжких, особо тяжких преступлений в сфере экономики или против государственной власти. В этом случае сведения об отказе с указанием лица, которому отказано, и мотивов отказа должны быть размещены на официальном сайте хозяйствующего субъекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Правила торговой практики подлежат размещению на официальном сайте хозяйствующего субъекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на срок, определенный антимонопольным органом, выдавшим предписание. Указанный срок не может превышать трех лет.
Хозяйствующий субъект вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия правил торговой практики требованиям антимонопольного законодательства.
В этом случае антимонопольный орган принимает решение о соответствии (несоответствии) правил торговой практики требованиям антимонопольного законодательства в течение тридцати дней с даты поступления в антимонопольный орган всех документов и сведений.
Предложенная мера носит превентивный характер и направлена на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Реализация предлагаемой поправки будет способствовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства, особенно в части повторности таких нарушений.
5. Применение антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям, связанным с использованием исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности
Пункт 6 Дорожной карты в целях упрощения деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования предусматривает подготовку закона, устанавливающего защиту интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении действий и заключении соглашений о реализации исключительных прав, если такие действия и соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В целях реализации указанного поручения Дорожной карты ФАС России подготовлены поправки в Закон о защите конкуренции, определяющие случаи применения антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям, связанным с использованием исключительных прав.
Необходимо отметить, что возможность применения антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав используется в лучших мировых практиках*(5).
Возможность государства закреплять в национальном законодательстве виды лицензионной практики, которые могут являться злоупотреблением правами интеллектуальной собственности и оказывать неблагоприятное воздействие на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, прямо предусмотрена ст. 40 Соглашения по ТРИПС, которое является частью договорной базы ВТО.
Установленные антимонопольным законодательством ведущих зарубежных стран запреты на использование интеллектуальных прав в целях ограничения конкуренции не повлекли оттока инвестиций и возникновения рисков ослабления правовой охраны интеллектуальной собственности, коллизий гражданского и антимонопольного законодательства. Более того, ограничивая частный интерес правообладателя в случаях, когда он входит в противоречие с публичными интересами по защите конкуренции, многие государства смогли добиться повышения эффективности своей экономики.
К сожалению, подготовленный ФАС России проект поправок не решает вопрос о применении антимонопольного законодательства к соглашениям об использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Эта тема должна получить более глубокую проработку и научное обоснование.
Поправки предусматривают возможность применения положений антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав лишь в той мере, в которой такие соглашения или действия направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров.
Это означает, что товар, при производстве которого использованы объекты интеллектуальной собственности, обращается на товарном рынке на основе общих правил товарного оборота, и наличие исключительных прав, использованных при производстве товара, не выводит обращение такого товара из-под установленных для товарного рынка антимонопольных правил.
То есть, если монополия производит товар, маркируемый товарным знаком, то отказать в заключении договора поставки такого товара можно лишь по экономическим или технологическим причинам, а не по причине того, что на товаре содержится товарный знак. При этом контрагент не вправе требовать передачи лицензионных прав на товарный знак, ссылаясь на доминирующее положение правообладателя на товарном рынке. Передача прав на товарный знак осуществляется исключительно в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.
В этих целях предлагается специально предусмотреть в Законе о защите конкуренции положение о том, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписания о заключении договоров о предоставлении или отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Одновременно поправки предлагают дополнить ст.ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции, запрещающие злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные соглашения, нормами, предусматривающими, что положения указанных статей распространяются на действия и соглашения по осуществлению, предоставлению или отчуждению прав на результаты интеллектуальной деятельности только в той мере, в которой такие соглашения или действия определяют условия обращения товара.
При этом следует определить период, в течение которого соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении исключительных прав должны быть приведены в соответствие с вновь принимаемыми нормами. Такой период может составлять один год.
Кроме того, для исключения иного толкования и формирования единообразия изложенного правоприменения следует предусмотреть, что в течение трех лет со дня вступления поправок в силу дела по признакам нарушения ст.ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции, выраженного в совершении действий и (или) заключении соглашений, связанных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, могут быть возбуждены и рассмотрены только федеральным антимонопольным органом. Обжалование таких решений будет осуществляться в Суде по интеллектуальным правам.
Таким образом, предлагаемые изменения Закона о защите конкуренции не снизят уровня правовой защиты исключительных прав правообладателей и одновременно будут способствовать развитию конкуренции и инвестиционной привлекательности России.
6. Введение предварительного согласования антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству
Пункт 3.2 Дорожной карты в целях снижения доли государственного сектора в экономике предусматривает введение обязательности согласования с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах - хозяйствующих субъектах.
В целях исполнения указанного пункта Дорожной карты ФАС России подготовлены поправки, направленные на сокращение участия государственных и муниципальных организаций в деятельности на конкурентных товарных рынках.
Поправками предусматривается, что создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если создание указанных предприятий, хозяйственных обществ предусмотрено федеральным законом, правовым актом Президента, правовым актом Правительства РФ.
Для получения согласия на создание государственных (муниципальных) унитарных предприятий и хозяйственных обществ соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления представляют в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление таких действий.
Одновременно с ходатайством о создании государственных (муниципальных) унитарных предприятий или хозяйственных обществ в антимонопольный орган представляются:
1) сведения об учредителях предприятия или хозяйственного общества;
2) обоснование необходимости создания предприятия или хозяйственного общества;
3) проект учредительных документов предприятия или хозяйственного общества;
4) проект программы деятельности предприятия или хозяйственного общества на очередной год и на последующие три года;
5) перечень имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо которое подлежит передаче хозяйственному обществу на праве собственности, владения и (или) пользования;
6) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо которое подлежит передаче хозяйственному обществу на праве собственности, владения и (или) пользования, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества;
7) сведения об источниках финансирования предприятия или хозяйственного общества.
В течение тридцати дней с даты получения ходатайства и документов антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия.
По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган принимает решение о его удовлетворении и даче согласия на создание государственного (муниципального) унитарного предприятия или хозяйственного общества, если такое предприятие или хозяйственное общество создается для осуществления деятельности на товарном рынке с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией.
Если же антимонопольный орган придет к выводу, что создаваемое предприятие или хозяйственное общество будет осуществлять деятельность на товарном рынке с развитой конкуренцией, то он обязан отказать в удовлетворении такого ходатайства.
Совершенствование антимонопольного законодательства по указанным направлениям обеспечит развитие антимонопольного регулирования, снижая необоснованные ограничения в тех сферах, где такие ограничения препятствуют эффективному развитию рыночных отношений, и обеспечивая защиту конкуренции от проявлений монополистической деятельности.
С.А. Пузыревский,
начальник Правового управления
Федеральной антимонопольной службы,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой конкурентного права
Московского государственного
юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 110.
*(2) http://www.fas.gov.ru.
*(3) СЗ РФ. 2006. N 30 (ч. 1). Ст. 3434.
*(4) СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
*(5) См.: Антимонопольные разъяснения о лицензировании интеллектуальной собственности, подготовленные Федеральной торговой комиссией и Минюстом США в 1995 г., Разъяснения об использовании интеллектуальной собственности в соответствии с Антимонопольным актом, подготовленные Комиссией по честной торговле Японии в 2007 г., и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Развитие антимонопольного законодательства на современном этапе
Автор
С.А. Пузыревский - начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2014, N 2