Индивидуальный предприниматель планирует продавать через ларек кофе, приготовленный в кофе-машине, пакетированный заваренный чай, бутерброды и готовую выпечку (пироги, ватрушки), приобретенную у предприятия общепита, которая будет разогреваться в микроволновой печи. К услугам общественного питания или розничной торговле будет относиться данная деятельность?
Ответ на вопрос будем искать в национальных стандартах. В силу п. 3 ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения"*(1) предприятие общественного питания - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общепита, создания условий для потребления и реализации продукции общепита и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Продукцией общепита является совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков (п. 5 ГОСТ Р 50647-2010).
Кулинарное изделие заданной формы из теста, с различными начинками или без них является мучным кулинарным изделием, к которому относят пироги, пирожки, пиццу, кулебяки, чебуреки, пельмени, беляши, ватрушки, пончики, манты, хачапури, штрудели, круассаны, блинчики, блины, оладьи и др., в том числе изделия национальной и иностранной кухни (п. 52 ГОСТ Р 50647-2010).
Бутерброд - кулинарное изделие, состоящее из одного ломтика хлеба с различными продуктами согласно рецептуре (п. 65 ГОСТ Р 50647-2010).
Напиток - жидкость или жидкий продукт, предназначенный для питья (п. 69 ГОСТ Р 50647-2010). Напитки бывают алкогольные, слабоалкогольные, безалкогольные, горячие (чай, кофе, какао и т.п.), молочные и т.п., к напиткам относятся также соки.
Пищевой продукт - продукт животного, растительного, микробиологического, минерального или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, который предназначен для употребления человеком в пищу, в том числе пищевая продукция с заявленными свойствами, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольные напитки (в том числе пиво), биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (п. 81 ГОСТ Р 50647-2010).
Кулинарная обработка пищевых продуктов - воздействие на них с целью придания им свойств, делающих их пригодным для дальнейшей обработки и (или) употребления в пищу (п. 82 ГОСТ Р 50647-2010).
Способами кулинарной обработки, в частности, являются:
- нарезка - механическая кулинарная обработка, заключающаяся в делении пищевых продуктов на части определенного размера и формы при помощи режущего инструмента или механизма (п. 89 ГОСТ Р 50647-2010);
- варка - тепловая кулинарная обработка продуктов в водной среде или атмосфере водяного пара (п. 101 ГОСТ Р 50647-2010);
- разогрев блюд, кулинарных изделий - тепловая кулинарная обработка замороженных или охлажденных блюд, кулинарных изделий прогреванием до 80°C-90°C в центре продукта (п. 109 ГОСТ Р 50647-2010).
Согласно п. 120 ГОСТ Р 50647-2010 технологический процесс - изменение физических, химических, структурно-механических, микробиологических, органолептических свойств и характеристик сырья, компонентов, материалов при изготовлении продукции общественного питания.
На основании данных определений можно сделать вывод, что при продаже через ларек кофе, приготовленного в кофе-машине, пакетированного заваренного чая, бутербродов и готовой выпечки (пироги, ватрушки), приобретенной у предприятия общепита, которая впоследствии разогревается в микроволновой печи, данная предпринимательская деятельность будет относиться к услугам общественного питания.
Дополнительно подтверждает этот вывод и п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 401-ст: когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и (или) превращает их в пищевые продукты, готовые (в том числе фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.
При этом обратим внимание на два момента. Первый касается режима налогообложения в виде ЕНВД. Напомним, что в соответствии с пп. 8 и 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ "вмененка" может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты организации общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей.
К услугам общественного питания в силу ст. 346.27 НК РФ относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Чиновники делают вывод, что в объектах организации общественного питания (как имеющих, так и не имеющих зал обслуживания посетителей) должны быть созданы условия для потребления кулинарной продукции (Письмо Минфина РФ от 03.10.2013 N 03-11-11/41042). Исходя из этого, они считают, что при реализации кондитерских изделий собственного производства и напитков в торговых точках без создания условий для их потребления налогообложение указанных услуг должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения, а не на основании спецрежима в виде ЕНВД. Соответственно, предприниматель, желающий применять этот режим в отношении рассматриваемой деятельности и желающий исключить споры с контролирующими органами, должен обеспечить требуемые условия (например, предоставлять клиентам салфетки, одноразовую посуду и приборы, иметь в наличии стойку, аналогичную барной, где бы посетители могли расположиться для потребления продукции*(2)).
Второй момент касается торговли покупными товарами и продукцией общественного питания через торговый автомат. В данной ситуации эта деятельность будет считаться розничной торговлей по коду 52.63 "Прочая розничная торговля вне магазинов" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, в том числе при применении режима налогообложения в виде ЕНВД. Согласно ст. 346.27 НК РФ реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в них, в целях гл. 26.3 НК РФ относится к розничной торговле.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 февраля 2014 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст.
*(2) Подробнее об этом читайте в статье "Условия для потребления продукции в объекте общепита без площади зала обслуживания посетителей", N 11, 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"