Соискатель имеет диплом о высшем образовании, выданный в Армении в 1996 году. Текст диплома написан как на армянском, так и на русском языке. Соискатель имеет квалификацию специалиста (срок обучения - 5 лет) и устраивается на работу в качестве преподавателя (работа не связана с медицинской сферой). В Соглашении о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Ереван, 15 сентября 2001 г.), заключенном между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения, не говорится об эквивалентности документов об образовании.
Нужна ли официальная процедура признания диплома (нострификация)? Требуется ли легализация и проставление апостиля в данном документе? Есть ли отличие в терминах между "признанием документов" и "нострификацией" и между "легализацией документов" и "апостилированием документов"?
1. Согласно части 2 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) под признанием в Российской Федерации (далее - РФ) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в РФ, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством РФ прав*(1). Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.
В силу части 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ в РФ признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, поименованных в Перечне иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 N 1694-р.
Согласно части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет Рособрнадзор в соответствии с положениями Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 04.02.2013 N 62 (далее - Административный регламент).
Однако, как следует из части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, признание иностранного образования в указанном порядке требуется только в том случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, (часть 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ).
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения имеется соответствующее Соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Ереван, 15 сентября 2001 г.), в соответствии с которым диплом о высшем профессиональном образовании, свидетельствующий о присуждении квалификации специалиста, и диплом о высшем образовании, свидетельствующий о присуждении квалификации специалиста, выдаваемые соответственно в Российской Федерации и Республике Армения после не менее пяти лет очного обучения, признаются соответственно в Республике Армения и Российской Федерации при продолжении образования в аспирантуре согласно законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Армения и в соответствии с требованиями принимающего высшего учебного заведения или научного учреждения. При приеме на работу профессиональная подготовка обладателей этих дипломов признается в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией (ст. 7 Соглашения).
Следовательно, признание документов о высшем образовании, выданных в Республике Армения, в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом, по нашему мнению, не требуется.
2. Не требуется также легализация и проставление апостиля в указанном документе в силу следующего.
Проставление апостиля компетентным органом государства, в котором документ был совершен, предусмотрено Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Конвенция).
В силу ст. 2 Конвенции подписавшие ее государства освободили от дипломатической и консульской легализации документы, на которых распространяется действие Конвенции.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако выполнение данной функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (ст. 3 Конвенции).
Статьей 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 год), сторонами которого являются, в том числе, Россия и Армения, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.
Следовательно, документы об образовании, выданные в Республике Армения, не требуют дополнительной легализации или проставления апостиля.
3. Признание и "нострификация".
Отметим, что ранее понятие "нострификация" содержалось в Приказе Минобразования РФ от 09.01.1997 N 15 "Об утверждении Порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств" (далее - Приказ N 15).
Как видно из самой формулировки Приказа N 15, под нострификацией понималось признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств.
Вместе с тем Приказом Минобрнауки России от 14.04.2009 N 128 "Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании" Приказ N 15 был признан утратившим силу (далее - Приказ N 128).
В свою очередь, Приказ N 128 также был признан утратившим силу в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 04.02.2013 N 62 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации" (Приказ N 62).
Приказ N 62 имеет силу в настоящее время и, в отличие от двух предыдущих приказов, не содержит требование об установлении эквивалентности документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, устанавливая только требование по их признанию.
Исходя из сказанного, можно заключить, что в настоящее время под нострификацией принято понимать только признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации. Требование об установлении эквивалентности указанных документов законодательство не предусматривает.
4. Легализация и "апостилирование".
Как уже отмечалось и следует из ст. 2 Конвенции, подписавшие ее государства освободили от дипломатической и консульской легализации документы, на которых распространяется действие Конвенции, указав, что проставление апостиля является единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 3, ст. 4 Конвенции).
Легализация документов заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Таким образом, легализация, в отличие от апостиля, помимо засвидетельствования подлинности подписей подтверждает также соответствие таких документов законам государства пребывания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
25 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что согласно части 1 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание в РФ иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.