Ликвидация ТСЖ по решению собрания
В настоящей статье расскажем, какие действия нужно выполнить, чтобы ликвидировать ТСЖ, ранее управлявшее домом, по инициативе собственников помещений. При этом следует учитывать, что в законе нет прямого указания на необходимость ликвидации ТСЖ при прекращении его полномочий по управлению домом*(1).
Согласно п. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Такое решение должно быть принято общим собранием членов ТСЖ (пп. 2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ), причем не менее 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества (п. 4 ст. 146 ЖК РФ).
Прекращение деятельности по управлению домом
Очевидно, что принятию решения общим собранием членов ТСЖ должно предшествовать принятие решения общим собранием собственников помещений о смене способа управления. В нем следует указать, с какой даты новый управляющий приступает к управлению домом. За 30 дней до этого момента ТСЖ должно передать ему всю техническую документацию на дом (п. 10 ст. 162 ЖК РФ).
Ввиду того, что МКД может находиться в управлении только у одной организации, с момента, когда новый управляющий приступит к управлению домом, соответствующие полномочия ТСЖ прекращаются. С этого момента нельзя начислять плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Одновременно необходимо расторгнуть договоры с РСО и подрядчиками, оказывающими (выполняющими) те или иные услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества, а также трудовые договоры со штатными сотрудниками, чтобы после прекращения деятельности по управлению МКД у товарищества не возникало расходов.
Согласно пп. "б" п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре может предусматриваться право исполнителя коммунальных услуг отказаться от его исполнения полностью в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу. Данное условие должно предусматривать оплату поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме и исполнение иных возникших до момента расторжения договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие принятия мер ответственности за нарушение договора. В пункте 15 Новых правил предоставления коммунальных услуг сказано, что ТСЖ прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с даты начала оказания коммунальных услуг УК, с которой орган управления ТСЖ заключил договор управления МКД. Это означает, что вплоть до ликвидации товарищество обязано оказывать коммунальные услуги. Тем не менее представляется, что при наличии нового способа управления (другое ТСЖ, УК или непосредственное управление) ТСЖ оказывает услугу до того момента, пока новый управляющий не приступит к соответствующей деятельности (наличие в доме ТСЖ не должно препятствовать реализации права собственников помещений в любой момент изменить способ управления домом). К примеру, согласно п. 14 Новых правил предоставления коммунальных услуг УК приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе УК, или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между УК и РСО. Таким образом, ТСЖ следует дождаться заключения новым управляющим договора с РСО и затем расторгнуть свой договор ресурсоснабжения той же датой. Очевидно, что эта дата может не совпадать с датой начала действия договора управления.
Общие положения ГК РФ о договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг допускают отказ заказчика от исполнения договора с возмещением расходов подрядчика и исполнителя (ст. 717 и п. 1 ст. 782 ГК РФ соответственно).
Что касается трудовых договоров, то ТК РФ дает работодателю право расторгнуть их в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), основанием выступает решение общего собрания членов ТСЖ о ликвидации организации (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (далее - Постановление N 2)). Одновременно права работников защищены следующим образом:
- работодатель обязан уведомить их об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения*(2). При этом можно расторгнуть трудовой договор и ранее, но только с письменного согласия работника и с выплатой ему дополнительной компенсации, исчисленной исходя из среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ). Если данный порядок нарушен, работник через суд добьется признания его увольнения незаконным и получения причитающегося ему среднего заработка (п. 60 Постановления N 2);
- работодатель обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка и сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Средний заработок может быть сохранен и в течение третьего месяца по решению органа службы занятости населения (ст. 178 ТК РФ).
При выплате работникам компенсаций, связанных с увольнением, следует помнить, что не нужно удерживать НДФЛ со всех сумм, кроме компенсации за неиспользованный отпуск и выходных пособий, компенсаций в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (п. 3 ст. 217 НК РФ). Это правило распространяется на выплаты, осуществляемые на основании как ст. 178, так и ст. 180 ТК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 08.07.2013 N 03-04-05/26273). Все выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, не подлежат обложению страховыми взносами (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Формирование ликвидационной комиссии
На том же собрании членов ТСЖ, на котором принято решение о ликвидации, тем же числом голосов следует принять решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также о порядке и сроках ликвидации в соответствии с законом (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица. То есть именно комиссия (ликвидатор) выступает от имени ТСЖ без доверенности, одновременно правление товарищества складывает с себя полномочия. Обратите внимание, что закон не содержит никаких требований к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Поэтому общее собрание членов ТСЖ вправе самостоятельно:
- решить, будет ли это комиссия или единоличный ликвидатор;
- выбрать конкретных лиц (членов бывшего правления, других собственников помещений, бывших штатных сотрудников ТСЖ, юристов, специализирующихся на ликвидации компаний);
- определить способ оформления правоотношений с ликвидационной комиссией (ликвидатором) (трудовые или гражданско-правовые договоры);
- назначить вознаграждение членам комиссии (ликвидатору) (маловероятно, что найдется ликвидатор без соразмерного вознаграждения) и решить, за счет какого источника будет выплачиваться вознаграждение и будут начисляться обязательные платежи с него.
Подчеркнем, что принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию одновременно целесообразно, хоть и необязательно. Целесообразно главным образом потому, что созвать еще одно общее собрание членов и обеспечить присутствие на нем обладателей не менее 2/3 голосов от общего числа голосов членов ТСЖ может быть весьма затруднительно. Кроме того, о принятом решении о ликвидации ТСЖ необходимо в самые сжатые сроки сообщить в налоговый орган, ответственный за государственную регистрацию юридических лиц. Точнее, на это отводится три рабочих дня после даты принятия решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ)). Для этого необходимо заполнить уведомление о ликвидации юридического лица (по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). По той же форме нужно уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Если ликвидационная комиссия уже выбрана, данное уведомление представляет ее председатель, если нет - один из членов ТСЖ, назначенный общим собранием его членов. Чтобы не составлять такие уведомления дважды, есть смысл принять соответствующие решения единовременно. Протоколы собрания, на котором приняты указанные решения, следует приложить к уведомлению.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ТСЖ находится в процессе ликвидации. С этого момента нельзя изменять устав ТСЖ, товариществу нельзя быть учредителем новых юридических лиц или проводить реорганизацию компаний, участником которых оно является. Также в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации необходимо в письменной (произвольной) форме уведомить об этом Пенсионный фонд (п. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
Выявление кредиторов
Закон требует, чтобы ликвидационная комиссия принимала меры для получения дебиторской задолженности, а также для выявления кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Для получения "дебиторки" ликвидационная комиссия выставляет претензии должникам, обращается в суд. Нереальность взыскания отдельных долгов по общему правилу является основанием для их списания с бухгалтерского баланса. Одновременно наличие невзысканных долгов не рассматривается как препятствие для ликвидации ТСЖ (естественно, если других сумм хватит для расчетов с кредиторами).
С целью выявления кредиторов ликвидационная комиссия в первую очередь обязана разместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (журнал "Вестник государственной регистрации"), сведения о ликвидации ТСЖ, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (не менее двух месяцев с даты публикации). Во-вторых, ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации ТСЖ в такие сроки, чтобы они могли заявить свои требования до истечения срока, указанного в публикации о ликвидации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14449/12).
После истечения срока, отведенного для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, используя для этого обычную форму бухгалтерского баланса, утвержденную Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, сделав на нем пометку "Промежуточный ликвидационный баланс" (Письмо ФНС РФ от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса - важный этап в процессе ликвидации. Соотношение кредиторской задолженности и имущества ТСЖ, за счет которого можно ее покрыть, указывает на один из возможных вариантов развития событий:
- если имущества достаточно для покрытия кредиторской задолженности, продолжается процедура добровольной ликвидации ТСЖ;
- если стоимость имущества товарищества не позволяет покрыть "кредиторку", согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано только через процедуру банкротства.
Подчеркнем, что общее имущество собственников помещений (нежилые помещения в МКД, земельный участок) не является имуществом товарищества и источником покрытия "кредиторки". Об этом говорится в п. 6 ст. 135 ЖК РФ: товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Следует обратить особое внимание, что сокрытие и невключение в промежуточный баланс кредиторской задолженности, о которой известно ликвидационной комиссии или членам ТСЖ, незаконны. Кредитор оспорит запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации в связи с ликвидацией по причине нарушения установленного законом порядка ликвидации (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11) и потребует уплатить долги. Соблазн не учитывать задолженность при составлении ликвидационного баланса есть только тогда, когда такая задолженность не может быть покрыта за счет имеющегося имущества ТСЖ и препятствует завершению процедуры добровольной ликвидации. Дело в том, что при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков (п. 3 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ)). Если этого не сделать, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) должны будут возместить убытки, причиненные в результате нарушения, а также будут нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ТСЖ, возникшим после истечения указанных выше 10 дней (п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ). Вместе с тем необходимо понимать, что и сама процедура банкротства (пусть для ликвидируемого должника она проводится по упрощенной схеме - только конкурсное производство) требует немалых затрат, в первую очередь расходов на оплату услуг арбитражного управляющего (размер вознаграждения исчисляется по правилам ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). По окончании конкурсного производства требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 9 ст. 142 того же закона).
Если признаков недостаточности имущества нет, продолжается добровольная ликвидация ТСЖ. Следующий шаг - утверждение промежуточного баланса на общем собрании членов ТСЖ числом голосов более 2/3 от общего числа голосов членов товарищества (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Проведение собрания, обеспечение кворума и необходимого числа голосов для принятия решения могут стать серьезной проблемой на пути к ликвидации ТСЖ. Закон не называет сроков для утверждения промежуточного баланса. Если собрание не удастся провести, ТСЖ окажется в "подвешенном" состоянии, значит, не было смысла инициировать ликвидацию. Очевидно, что приступать к ликвидации целесообразно, только если большинство членов ТСЖ осознают ее необходимость и имеют достаточную мотивацию.
Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса необходимо уведомить регистрирующий орган путем представления уведомления по форме Р15001.
Расчеты с кредиторами
Чтобы получить денежные средства, необходимые для осуществления расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна продать имущество, принадлежащее ТСЖ, в соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений (согласно гл. 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - на торгах). Затем ликвидационная комиссия погашает долги перед кредиторами на основании очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. При этом кредиторам первой и второй очередей долги уплачиваются начиная со дня утверждения промежуточного баланса, а кредиторы третьей и четвертой очередей получат деньги по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, для утверждения которого опять-таки необходимо провести собрание членов ТСЖ (п. 5 ст. 63 ГК РФ). В этом балансе отражается имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и подлежащее распределению между членами ТСЖ. Обратите внимание, что вплоть до регистрации прекращения деятельности ТСЖ ликвидационная комиссия обязана вести бухучет, представлять бухгалтерскую отчетность в установленный срок и отчитываться по налогам (в том числе представлять "нулевые" декларации).
После этого можно собирать документы, перечисленные в ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации ликвидации организации. После выполнения еще ряда действий (представления расчетов в ПФР, ФСС, индивидуальных сведений в ПФР, закрытия банковских счетов) документы следует представить в регистрирующий орган. В Письме от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 представители ФНС отметили, что ликвидационный баланс отражает финансовое положение организации на момент подачи заявления о прекращении ею деятельности, поэтому его дата должна быть максимально приближена к указанному моменту. В противном случае сведения, представленные в балансе, могут быть признаны недостоверными и в регистрации ликвидации будет отказано (в запросе речь шла об интервале между указанными датами, равном двум годам).
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
* * *
Учитывая то, что закон не требует ликвидации ТСЖ, чтобы выбрать и реализовать новый способ управления МКД, к вопросу о ликвидации ТСЖ следует подходить взвешенно. Инициировать добровольную ликвидацию товарищества имеет смысл, если его имущества хватит для расчетов с кредиторами, есть реальная возможность обеспечить проведение как минимум трех общих собраний членов ТСЖ (причем количество голосов за ликвидацию должно быть квалифицированным, то есть более 2/3 от общего числа голосов членов ТСЖ), есть кандидатуры на роль членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. экспресс-консультацию "Общее собрание собственников помещений в МКД изменило способ управления домом с управления ТСЖ на управление УК. Обязаны ли собственники помещений ликвидировать товарищество?" (N 8, 2013, стр. 12).
*(2) Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" работодатель обязан сообщить о своей ликвидации в органы службы занятости в письменной форме не менее чем за два месяца, а если увольнения являются массовыми (критерии устанавливаются отраслевыми и территориальными тарифными соглашениями) - не менее чем за три месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"