Предусматривает ли законодательство РФ формирование инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства?
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей (далее - граждане), имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов*(1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (далее - земельные участки). Случаи и порядок бесплатного приобретения гражданами земельных участков устанавливаются законом субъекта РФ.
Министерством регионального развития РФ для оказания методической помощи субъектам РФ в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам земельных участков приказом от 09.09.2013 N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 17 Методических рекомендаций при установлении случаев и порядка предоставления гражданам земельных участков субъектам РФ, к примеру, при поиске и формировании перечней земельных участков, в том числе и для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется использовать следующие критерии:
1) транспортную доступность;
2) удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.);
3) существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;
5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам земельных участков.
Подпунктами 10 и 11 п. 20 Методических рекомендаций в законах субъекта РФ, например, рекомендовано определять полномочия органов государственной власти РФ по организации обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, а также оказание содействия в подключении жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка.
Решение вопросов, содержащихся в Методических рекомендациях, предполагается осуществлять в рамках существующего правового регулирования.
В соответствии с требованиями пп. 24 и 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Согласно требованиям ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта РФ возникают, в том числе, в результате принятия законов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ. При этом названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ст. 86 БК РФ земельные участки, предоставляемые гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства, могут быть обеспечены объектами инфраструктуры соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Указанные мероприятия могут также проводиться в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п. 23. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, обеспечение объектами инфраструктуры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в порядке абз. 2 п. 2 ст. 28 ЗК РФ, может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных организаций в порядке реализации ими полномочий, установленных законодательством РФ.
Вместе с тем следует указать, что приведенные выше положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер (п. 4) и могут быть использованы органами государственной власти субъектов РФ и органами местного управления муниципальных образований при разработке ими нормативных правовых актов, а также в практической деятельности с учетом местных особенностей и финансовых возможностей консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также возможностей по привлечению для финансирования расходов на формирование инфраструктуры земельных участков иных не запрещенных законодательством РФ источников.
В Мурманской области условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям установлены ст. 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" (далее - Областной закон) и приложением к названому Областному закону. При этом согласно разделу 3 приложения к Областному закону исполнительным органом государственной власти Мурманской области*(2) и местными администрациями осуществляется только формирование земельных участков без создания соответствующей инженерной инфраструктуры.
Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает обязательного формирования инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям. Вместе с тем обеспечение объектами инженерной инфраструктуры таких земельных участков может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в порядке реализации ими полномочий, установленных законодательством РФ, с учетом местных особенностей и финансовых возможностей консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также возможностей по привлечению для финансирования расходов на создание инфраструктуры земельных участков иных не запрещенных законодательством РФ источников.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
4 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусмотрен п. 4 ст. 30 ЗК РФ и включает в себя проведение следующих работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
*(2) Согласно п. 4 постановления Правительства Мурманской области от 28.02.2012 N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства" Министерство имущественных отношений Мурманской области определено уполномоченным органом по организации работ по формированию (образованию) земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Мурманской области, в целях предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.