Могут ли в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 06.02.2014 N 67-пП "Об установлении порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области" студенты, представившие справки из органов социальной защиты о том, что они имеют право на получение государственной социальной стипендии, претендовать на ее получение без каких-либо дополнительных оснований?
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В силу ч. 5 ст. 36 Закона N 273 государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.д.
1) Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Такой порядок утвержден приказом Минобрнауки от 28.08.2013 N 1000. Кроме того, порядок выплаты стипендий студентам, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, регламентирован Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487 (далее - Типовое положение).
Отметим, что в соответствии с п. 7 Типового положения государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи*(1). Согласно п. 25 Типового положения право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи (в этой связи смотрите письмо Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2010 N 539/12-16). Такая справка представляется ежегодно*(2).
В п. 5 письма Минобразования РФ от 23.01.2002 N 35-55-35ин/02-07 разъяснено, что такие категории, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I, II групп, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, инвалиды и ветераны боевых действий, в соответствии с п. 24 Типового положения получают стипендию в обязательном порядке, но именно за счет средств стипендиального фонда, предназначенного для выплаты социальных стипендий. Дети-инвалиды (до достижения 18 лет) и инвалиды III группы (при прочих равных условиях) имеют первоочередное право на получение социальной стипендии по сравнению со студентами, представившими справки на получение государственных социальных стипендий. Таким образом, студенты, представившие соответствующие справки, вправе претендовать на получение государственной социальной стипендии.
Назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде (п. 26 Типового положения).
При наличии у студента, получающего социальную стипендию, задолженности по результатам экзаменационной сессии выплата такой стипендии приостанавливается (не прекращается) и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановления выплаты указанной стипендии (п. 28 Типового положения). Прекращение же выплаты государственной социальной стипендии возможно только в двух случаях, которые поименованы в п. 29 Типового положения: отчисления студента из образовательного учреждения и прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена.
Минимальный размер социальной стипендии не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом. Верхняя граница не регламентируется, а устанавливается образовательным учреждением самостоятельно (смотрите п. 7-8 письма Минобразования РФ от 23.01.2002 N 35-55-35ин/02-07).
Отметим также, что студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют права претендовать на получение государственной академической стипендии на общих основаниях (п. 31 Типового положения).
2) В соответствии с ч. 7 ст. 36 Закона N 273 порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, на территории Пензенской области действует постановление Правительства Пензенской области от 06.02.2014 N 67-пП "Об установлении порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области" (далее - Порядок). Порядок определяет правила назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области.
Согласно п. 6 Порядка государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.д. Таким образом, круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, идентичен кругу лиц, установленному ч. 3 ст. 36 Закона N 273.
Отметим, что до 6 февраля 2014 года на территории Пензенской области действовало Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 25.07.2007 N 511-пП. Согласно п. 21 данного Положения право на получение государственной социальной стипендии имел обучающийся и студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. В Порядке, утвержденном постановлением Правительства Пензенской области от 06.02.2014 N 67-пП, такое указание отсутствует.
Однако, по нашему мнению, исходя из буквального прочтения нормы права и сравнительного анализа федерального и регионального законодательства, содержащееся в п. 6 Порядка словосочетание "либо имеющим право на получение государственной социальной помощи" можно отнести к самостоятельному основанию для назначения государственной социальной стипендии.
Кроме того, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 273 прямо предусмотрено, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Закону N 273 и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными Законом N 273. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона N 273, если иное не установлено самим Законом N 273.
Таким образом, анализ приведенных выше норм федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что поскольку выплата государственной социальной стипендии преследует цель оказания определенным категориям студентов материальной поддержки при освоении ими соответствующих образовательных программ, то ее назначение обусловлено лишь нуждаемостью студента в социальной помощи. Поэтому студенты, представившие справки из органов социальной защиты о том, что они имеют право на получение государственной социальной стипендии, вправе претендовать на ее получение. Основанием назначения и выплаты такой стипендии образовательной организацией является волеизъявление студента (заявление) и справка, выдаваемая органом социальной защиты.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
21 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Учитывая, что социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи, к правоотношениям, связанным с ее назначением, применимы положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ), определяющие порядок назначения государственной социальной помощи и круг лиц, имеющих на нее право. Так, в силу ст. 7 Закона N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть могут быть малоимущие семьи, одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
*(2) Как указано в письме Минтруда РФ от 21.01.2002 N 365-ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии", органы социальной защиты населения должны выдавать справки на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии студентам из малоимущих семей, а также малоимущим одиноко проживающим студентам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с Законом N 178-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.