Какой налоговый орган должен завершить выездную налоговую проверку (в частности, вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности), если в процессе этой проверки налогоплательщик изменил юридический адрес?
Положения ст. 89 НК РФ не предусматривают в качестве основания для прекращения выездной налоговой проверки изменение налогоплательщиком адреса местонахождения до момента окончания выездной налоговой проверки. На практике заканчивают проверку и составляют акт инспекторы старой инспекции (п. 1 ст. 100 НК РФ), соответственно, и решение по результатам проверки выносит инспекция по прежнему месту нахождения налогоплательщика (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Обоснование. В силу п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведенной проверке. И контролирующие органы (см. письма Минфина РФ от 23.03.2012 N 03-02-07/1-68, от 05.05.2012 N 03-02-07/1-110), и арбитры (см. Определение ВАС РФ от 08.07.2013 N ВАС-8379/13, Постановление ФАС ВВО от 15.03.2013 N А29-1924/2012) считают, что до тех пор пока в ЕГРЮЛ не будут внесены сведения об изменении места нахождения юридического лица, налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, будет являться тот налоговый орган, в котором юридическое лицо состоит на учете на момент принятия указанного решения.
Поскольку ст. 89 НК РФ не предусматривает в качестве основания для прекращения выездной налоговой проверки изменение налогоплательщиком адреса местонахождения, завершить начатую проверку в случае изменения места регистрации проверяемого лица (соответственно, составить акт и вынести решение по результатам проверки) должны инспекторы по прежнему месту его нахождения.
Аналогичные рекомендации приведены в п. 2.6 Письма ФНС РФ от 25.07.2013 N АС-4-2/13622. Здесь же налоговое ведомство подчеркнуло: для осуществления мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках проверки, в состав проверяющей группы могут быть включены инспекторами по новому месту нахождения налогоплательщика.
Если выездную налоговую проверку завершает налоговый орган по прежнему месту нахождения налогоплательщика (изменившего свой юридический адрес), то он действует в предела своей компетенции при осуществлении полномочий по проведению выездной налоговой проверки (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А46-7512/2010).
О.П. Гришина,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
1 марта 2014 г.
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"