Юридическая ответственность за нарушение правил о ветеринарии и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностями и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания. Она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия.
Основная черта юридической ответственности - штрафное, карательное назначение. При этом кара не является целью - это средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.
В Российской Федерации установлены правила ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правовые нормы предписывают, запрещают либо разрешают определенные виды поведения субъектам права.
Субъектами в этой сфере являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Запрещается осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания*(1).
Государственные и муниципальные органы власти обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека. Также в Российской Федерации обязателен производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг. Организации, которые по роду своей деятельности обязаны соблюдать правила санитарии и ветеринарии, обязаны своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В целях борьбы с эпизоотиями, массовыми заболеваниями и отдельными заболеваниями домашних животных государство возложило на субъектов таких правоотношений соблюдение правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий.
От лица государства в этих правоотношениях фигурируют судебные органы, прокуратура, полиция, государственные и муниципальные органы власти, которые наделены обязанностями по рассмотрению дел о правонарушениях в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целом юридическая ответственность - это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы.
К характерным признакам юридической ответственности относится то, что она устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Юридическая ответственность носит штрафной характер и выражается в том, что лицо, нарушившее правила о ветеринарии и санитарии своим действием или бездействием, претерпевает отрицательные последствия, как материальные, так и личностные. Эти лишения являются естественной реакцией государства и общества на социально вредное поведение. Они не только осуждают поведение правонарушителя, но и карают его за содеянное, а также восстанавливают права. Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах.
Функция юридической ответственности заключается в том, чтобы предупредить повторение подобных деяний в будущем и совершить акт возмездия, воздаяния за содеянное, восстановить нарушенное право и возместить убытки, вести профилактику правонарушений.
Государственная ветеринарная служба РФ, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарная службы и Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор обеспечивают в РФ правопорядок в области ветеринарии и санитарии. Государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
- выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
- организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
- разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
- надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
- надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
- применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
За несоблюдение норм санитарного законодательства и законодательства о ветеринарии физические и юридические лица несут ответственность. Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной.
Дисциплинарная ответственность - это ответственность сотрудника ветеринарной клиники, который нарушил нормы трудового законодательства. Статья 193 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены за нарушение трудовой дисциплины: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. Данный перечень является исчерпывающим для применения общей дисциплинарной ответственности. Для отдельных категорий работников законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Гражданско-правовая ответственность применяется к лицу, которое нарушило чье либо право, не выполнило обязательств и т.д. Законом или договором могут быть предусмотрены меры воздействия на данное лицо, влекущие за собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда. Правоотношения по оказанию услуг возникают на основании договора возмездного оказания услуг или на основании требований закона. Правовое регулирование оказания платных услуг предусмотрено нормами гл. 39 ГК РФ, но при этом к регулированию отношений, возникающих из договора, возможно применять общие положения о подряде, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Помимо положений ГК РФ, действуют Правила оказания платных ветеринарных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898*(2). В случаях, когда одной из сторон договора возмездного оказания услуг является гражданин-потребитель, к договорам оказания ветеринарных услуг применяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"*(3).
Цель гражданско-правовой ответственности - восстановление нарушенных прав. В области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения гражданско-правовая ответственность заключается в полном возмещении причиненного ущерба. Данный вид ответственности возлагается на физических и юридических лиц. Также ответственность разделяется на договорную и внедоговорную. В договоре указывается ответственность за нарушение его условий. А внедоговорная ответственность возникает в силу закона.
К административной ответственности перед государством может быть привлечено физическое или юридическое лицо за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. При административной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим данный вид ответственности отличается от дисциплинарной. В КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень правонарушений в сфере ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за которые наступает административная ответственность.
Основанием для применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности являются: отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследований, иммунизации животных) и нарушение сроков их проведения; нарушение правил карантина и т.д. Ветеринарный врач или ветеринарная клиника могут быть привлечены за:
- занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности;
- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
- нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками*(4);
- нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
- нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
- нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;
- сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний;
- нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства;
- реализация или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве;
- нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад.
В судебной практике рассматриваются и административные дела об отсутствии у юридического лица ветеринарного сопроводительного документа для перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; они являются основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 10.8 КоАП*(5), что свидетельствует о нарушении ветеринарно-санитарных правил.
Также на основании постановления к административной ответственности привлекаются администрации муниципального образования районов, например за*(6):
- отсутствие оборудованных убойных пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального района;
- отсутствие специально отведенных и оборудованных согласно ветеринарно-санитарным правилам мест для термического обеззараживания навоза сельскохозяйственных животных;
- непроведение профилактики по предупреждению заболевания людей и животных бешенством;
- необеспечение круглогодичной работы бригады по отлову бродячих животных, орудиями лова, спецодеждой;
- выгул собак не на специально оборудованных площадках*(7);
- несовпадение данных в похозяйственной книге и фактического наличия скота и птицы на подворьях; похозяйственные книги - старого образца, записи ведутся вручную, в книги не вносятся дополнительные сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птиц и пчел в течение сельскохозяйственного года*(8).
Частью 1 ст. 10.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 10.6 КоАП РФ, выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, либо уклоняющихся от их исполнения. Поэтому, согласно ст. 17 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии"*(9), органы исполнительной власти субъекта Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
В субъектах Федерации запрещено производить убой скота вне убойных пунктов или площадок*(10). Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты*(11).
Обязанность следить за надлежащим состоянием скотомогильника вытекает не из гражданских норм, обязывающих владельца нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, а из полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, уставом и специальными правилами. Обеспечение соответствия устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильников (биотермических ям) требованиям Ветеринарно-санитарных правил является важной составляющей мер, направленных на предупреждение в границах муниципального образования последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социального характера*(12).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
Нарушение ветеринарных правил осуществляется путем действия, когда субъект совершает запрещенные процедуры и операции, связанные с использованием, содержанием домашних животных, а также путем бездействия. Бездействием являются непроведение профилактических мероприятий, несоблюдение карантинных правил, неоповещение о заболеваниях животных органов государственного ветеринарного надзора, убой скота с нарушением ветеринарных правил (отказ или уклонение от предварительного осмотра скота, несоблюдение санитарных нормативов при убое и т.п.).
В качестве последствий данного преступления указываются: эпизоотии; массовая гибель домашних животных, не подпадающая под признаки эпизоотий; распространение заболеваемости среди диких животных данного региона и их гибель; передача заболеваний, общих для человека и животных, хотя бы одному человеку.
Нарушение ветеринарных правил возможно с косвенным умыслом. Субъект, нарушая ветеринарные правила, осознает это, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично.
Субъектами преступлений являются лица, достигшие 16 лет: рядовые граждане (владельцы животных, водители автотранспортных средств, нарушающие карантинные правила), работники государственных и негосударственных учреждений и предприятий (сельскохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов, учреждений и предприятий Государственной ветеринарной службы).
Статья 249 УК РФ гласит, что нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Пункт 2 этой же статьи предусматривает ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.
При отдельных правонарушениях ветеринарного законодательства могут применяться и другие статьи УК РФ. Так, согласно ст. 238 УК РФ к ответственности могут быть привлечены владельцы животных и лица, осуществляющие производство и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (реализация мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения, в результате потребления которых, люди заболели сальмонеллезом или другими болезнями, общими для человека и животных, и т.д.). Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалисты, неправомерно выдавшие ветеринарные свидетельства, справки, удостоверяющие соответствие продуктов животного происхождения требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, без должного ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы, если эти продукты окажутся причиной передачи заболевания людям.
При нарушении правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами, токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемии или эпизоотий либо иные тяжелые последствия, применяется статья 248 УК РФ. Данный вид преступления наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Субъектом преступления могут являться ветеринарные работники лабораторий, научно-исследовательских ветеринарных учреждений, занимающиеся выполнением работ с использованием биологических агентов или токсинов, а также работники ветеринарных аптек и других учреждений, нарушающие правила обращения с биологическими агентами и токсинами.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями правил регистрации, либо осуществление ее без специального разрешения (лицензии) или с нарушениями условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, является уголовно наказуемым деянием. Статьей 171 УК РФ установлена санкция - штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалисты, занимающиеся незаконным ветеринарным предпринимательством.
Нарушение ветеринарных правил не во всех случаях грозит жизни и здоровью граждан. Более того, ряд заболеваний животных хотя и являются заразными, однако способностью передаваться человеку не обладают. Поэтому, в частности, необходимо определить тяжкие последствия, понимая под этим причинение крупного материального ущерба и/или передачу заразного заболевания от животных к людям.
Ветеринарные правила, однако, можно нарушить не только активными действиями, но и бездействием. Анализ уголовных дел показал, что в большинстве случаев имеют место такие нарушения, как отказ или уклонение от забоя больного скота, непроведение профилактических и лечебных мероприятий, невыполнение требований по карантинному режиму. Эти нарушения выражаются в форме бездействия должностных лиц, предпринимателей и ветеринарных врачей. Достаточно широко распространены преступления, за которые предусмотрена ответственность за халатность.
Нередко встречаются в практике вопросы о критериях разграничения преступных нарушений ветеринарных правил и административно-наказуемых проступков. Основным элементом разграничения служит характер и размер последствий.
Среди основных условий, способствующих нарушениям ветеринарных правил и правил о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, можно назвать отсутствие должного контроля за деятельностью ветеринарных специалистов и работников животноводства. А также отсутствие у работников надлежащего образования, профессиональной подготовки, навыков ветеринарного дела, ненадлежащие условия работы в ветеринарных клиниках и животноводствах. К таким условиям можно отнести и отсутствие юридических знаний сотрудников органов местного самоуправления в области санитарии и ветеринарии. Отсутствует система предупреждения наступления негативных последствий от противоправных действий и/или бездействия субъектов, которые соприкасаются по роду своей деятельности со сферой действия правил о санитарии и ветеринарии.
А.С. Беседина,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
кандидат юридических наук, доцент
"Гражданин и право", N 3, март 2014 г.)
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Российская газета. 1999. 6 апреля.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 33. Ст. 4012.
*(3) См.: Российская газета. 1992. 7 апреля.
*(4) См.: Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" // Российская газета. 2012. 28 февраля; Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей" // Российская газета. 2010. 30 июля.
*(5) См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2010 г. по делу N 26-3488/2010.
*(6) См.: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 г. По делу N 12АП-9300/12.
*(7) См. п. 15.1.1 и 15.1.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей" // Российская газета. 2010. 30 июля.
*(8) См.: Приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 50.
*(9) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.
*(10) См., например: Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области N 39 от 30 марта 2011 г. "Об усилении контроля при убое скота и перевозки скоропортящейся продукции".
*(11) См. п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, с изм. и доп. от 16 августа 2007 г. // Российские вести. 1996. 22 февраля. Об оспаривании законности п. 6.1 настоящих Ветеринарно-санитарных правил см. Решение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2006 г. N ГКПИ06-139. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N КАС06-193 названное решение частично отменено и признано недействующим содержащееся в п. 6.1 правил положение, в соответствии с которым скотомогильники (биотермические ямы), не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.
*(12) См. п. ч. 1 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 октября.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридическая ответственность за нарушение правил о ветеринарии и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Автор
А.С. Беседина - Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент
"Гражданин и право", 2014, N 3