Обзор законодательных инициатив
В прошлом номере журнала был опубликован обзор законодательных изменений по налогам, по бухгалтерскому учету, по социальному страхованию. В этом номере Марина Климова, независимый налоговый консультант, к.э.н., дополнила изменения и поправки к представленному обзору.
N | Содержание нормы | Правовой акт |
НДС
1 | Налогоплательщики при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ больше не обязаны выставлять счета-фактуры. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры по-прежнему составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" | |
2 | Существенно дополнен порядок определения пропорции сумм НДС, принимаемых к вычету / включаемых в стоимость товаров (работ, услуг) НК РФ (в т.ч. основных средств и нематериальных активов), имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом определение пропорции осуществляется с учетом следующих особенностей: 1) по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; 2) в целях расчета пропорции в отношении финансовых инструментов срочных сделок в качестве стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период: - стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива, определяемая по правилам, установленным ст. 154 НК РФ, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце); - сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в т.ч. полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце). При этом суммой чистого дохода признается разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (в т.ч. полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), по всем финансовым инструментам срочных сделок и всеми произведенными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (в т.ч. уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту), по всем финансовым инструментам срочных сделок при условии, что такая разница является положительной. Если такая разница является отрицательной, то она не учитывается при расчете пропорции в соответствии с настоящим абзацем; 3) клиринговая организация при расчете пропорции не учитывает сделки с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга; 4) при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами или ценными бумагами и по сделкам РЕПО, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце); 5) при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения: - учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений ст. 280 НК РФ, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений ст. 280 НК РФ, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода; - не учитываются операции по погашению депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг и операции по передаче представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги. При расчете указанной пропорции эмитенты российских депозитарных расписок не учитывают сделки по размещению и (или) погашению российских депозитарных расписок, а также сделки по приобретению и реализации представляемых ценных бумаг, которые связаны с размещением и (или) погашением российских депозитарных расписок. Приведенные правила действуют начиная со II квартала 2014 года (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ) | Пункты 4, 4.1 ст. 170 НК РФ |
3 | Организаторы торговли (в т.ч. биржи), клиринговые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов получили право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет | Пункт 5 ст. 170 НК РФ |
4 | От обложения НДС на территории Российской Федерации освобождены: - реализация услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемых в соответствии с законодательством РФ в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; - операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ | Подпункты 29, 30 п. 2 ст. 149 НК РФ |
5 | Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по получению от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком не только по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, но также по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем. Льгота применяется и в тех случаях, когда банк, будучи страхователем, не является выгодоприобретателем | |
6 | От налогообложения освобождены операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности: - передача (возврат) имущества, предназначенного для коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения; - выплата процентов, начисленных на средства гарантийного фонда, формируемого за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения, подлежащих уплате клиринговой организацией участникам клиринга и иным лицам в соответствии с правилами клиринга такой клиринговой организации на основании Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" |
НДФЛ
7 | Налогоплательщик получил право на получение социального налогового вычета (в дополнение к ранее предусмотренным ст. 219 НК РФ) в сумме уплаченных им в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в пользу детей, в т.ч. усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер). До 2014 года такой вычет предоставлялся только при заключении налогоплательщиком договора в свою пользу и (или) в пользу супруга (в т.ч. в пользу вдовы, вдовца), родителей (в т.ч. усыновителей), детей-инвалидов (в т.ч. усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) | |
8 | Налогоплательщики получили право на еще один вид налоговых вычетов - инвестиционные налоговые вычеты. Они предоставляются: 1) в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подп. 1 и 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет; 2) в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет; 3) в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Вычет может быть заявлен не ранее 2015 года. Право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных п. 1, применяется к доходам, полученным при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года. Право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3, применяется при зачислении денежных средств и (или) получении доходов по индивидуальным инвестиционным счетам, договоры на ведение которых заключены после 1 января 2014 года | Статья 219.1 НК РФ, ст. 5, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
9 | При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам НК РФ добровольного страхования жизни в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются не только самим налогоплательщиком, но теперь и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ (супругами, родителями и детьми, в т.ч. усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты. Новое правило применяется к договорам, заключенным после 1 января 2014 года (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ) | Подпункт 2 п. 1 ст. 213 НК РФ |
10 | Уточнен действующий с 2015 года порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (в части операций с депозитарными расписками) | Пункты 6.1, 12, 13, 14, 20 ст. 214.1 НК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
Налог на прибыль
11 | При применении с 1 июля 2014 года подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ, дающего право не учитывать в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, следует имеет в виду новое регулирование правоотношений по поводу залога ГК РФ | Параграф 3 гл. 23 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" |
12 | С 1 июля 2014 года запрещается проведение стимулирующих лотерей. Как следствие, расходы на их организацию и проведение, приобретение и выдачу призов после введения запрета учитывать в целях налогообложения прибыли нельзя | Статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ |
13 | В состав внереализационных расходов с 2015 года отнесены расходы по погашению эмитентом собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью | Подпункт 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
14 | Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом будет признаваться задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии | Пункт 1 ст. 266 НК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона - от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
15 | При реализации акций, долей в случае, если ранее такой реализацией осуществлялось уменьшение уставного капитала хозяйственного общества (товарищества) путем уменьшения номинальной стоимости акций, долей в пределах первоначального вклада (взноса) в уставный капитал хозяйственного общества (товарищества), цену приобретения данных акций, долей разрешено уменьшить на стоимость имущества (имущественных прав), ранее полученного участником хозяйственного общества (товарищества) при уменьшении уставного капитала этого хозяйственного общества (товарищества) в соответствии с законодательством РФ в пределах первоначального вклада (взноса) | |
16 | При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Срок действия этой нормы продлен еще на год - по 31 декабря 2014 года включительно. С 2015 года порядок списания расходов (признания доходов) по долговым обязательствам будет кардинально изменен. Новая редакция ст. 269 НК РФ определяет порядок признания расходов (доходов) по долговым обязательствам любого вида, в том числе возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми. По долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк, налогоплательщик с 1 января 2015 года будет вправе признать: - доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ; - расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ. При несоблюдении этих условий по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, одной из сторон которых является банк, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ. Новый п. 1.2 ст. 269 НК РФ, действующий с 2015 года, устанавливает следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам: 1) по долговому обязательству, оформленному в рублях, - от 75% до 180% (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75% до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ставки рефинансирования Центрального банка РФ; 2) по долговому обязательству, оформленному в евро, - от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов; 3) по долговому обязательству, оформленному в китайских юанях, - от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов; 4) по долговому обязательству, оформленному в фунтах стерлингов, - от ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов; 5) по долговому обязательству, оформленному в швейцарских франках или японских йенах, - от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов; 6) по долговому обязательству, оформленному в иных валютах, не указанных выше, - от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов. При этом: 1) в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ставкой рефинансирования Центрального банка РФ (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства; 2) в отношении долговых обязательств, не указанных выше, под ставкой рефинансирования Центрального банка РФ (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов; 3) в отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в иностранной валюте принимается ставка ЛИБОР (ставка EURIBOR, ставка SHIBOR) на срок, в наибольшей степени соответствующий сроку долгового обязательства | Пункт 1.1 ст. 269 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ, действующей в 2014 году); пп. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ, действующей с 01.01.2015); п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
17 | Определено, что по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором. В случае, если договором займа или иным аналогичным договором (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами) предусмотрено, что исполнение обязательства по такому договору зависит от стоимости (или иного значения) базового актива с начислением в период действия договора фиксированной процентной ставки, доходы, начисленные исходя из этой фиксированной ставки, признаются на последнее число каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода, а доходы, фактически полученные исходя из сложившейся стоимости (или иного значения) базового актива, признаются на дату исполнения обязательства по этому договору. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) в течение календарного месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства). В аналогичном порядке осуществляется и признание расходов по долговым обязательствам. Действие этих правил распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года | Пункт 6 ст. 271, п. 8 ст. 272, п. 4 ст. 328 НК РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ |
18 | Определяя особенности формирования налоговой базы при уступке (переуступке) права требования следует с 1 июля 2014 года учитывать новые нормы ГК РФ в части регулирования договоров цессии | Подраздел 3 параграф 1 гл. 24 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 367-ФЗ |
19 | Уточнены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами | Статья 282 НК РФ |
20 | Уточнены особенности налогообложения срочных сделок | Статьи 301, 304, 305 НК РФ |
21 | Уточнено, что правила переноса убытков на будущее не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его прибыли по ставке 0% только в случаях, установленных пп. 1.1 (для организаций, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность), 1.3 (для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций), 5 (для Центрального банка РФ), 5.1 (для участников проекта "Сколково") ст. 284 НК РФ; а также на убытки, полученные налогоплательщиком от реализации или иного выбытия акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, непрерывно принадлежавших налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет. Одновременно в НК РФ закреплено право налогоплательщика, получившего убыток в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций не только по итогам налогового, но и отчетного периода текущего года на всю сумму неперенесенного убытка (либо часть суммы этого убытка). Ранее подобные разъяснения уже были даны Минфином России (см., например, письмо Минфина России от 16.01.2013 N 03-03-06/2/3) | Пункт 1 ст. 283 НК РФ |
Социальные страховые взносы и пособия
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
22 | База для начисления страховых взносов для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2014 года. В 2015 году предельная величина базы будет предположительно составлять 678 тыс. руб., в 2016 году - 740 тыс. руб. (пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"). В 2015-2021 годах предельная величина базы будет увеличиваться по следующей схеме: средняя заработная плата по стране будет умножаться на ежегодно возрастающий коэффициент (от 1,7 до 2,3). В настоящее время этот коэффициент составляет 1,6 и ежегодно не изменяется. С 2022 года предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, подлежит ежегодной индексации (с 1 января соответствующего года) с учетом роста средней заработной платы в РФ | Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г."; п. 5.1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ | ||||
23 | Средняя (среднесписочная) численность работников организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, дающая право на применение льготного тарифа страховых взносов, снижена с 30 до 7 человек | Пункт 3 части 2.1, п. 3 части 2.2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ | ||||
24 | Возрастают дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на видах работ, дающих право на досрочную профессиональную пенсию. За застрахованных лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" будет уплачиваться 6% (в 2013 году было 4%) на солидарную часть тарифа страховых взносов. За застрахованных лиц, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" будет уплачиваться 4% (в 2013 году было 2%) на солидарную часть тарифа страховых взносов. При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам предельная величина базы не применяется. Согласно ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ в новой редакции с 2014 года тарифы дополнительных взносов на досрочную страховую пенсию по старости у работодателей, организовавших аттестацию рабочих мест по условиям труда (специальную оценку условий труда), будут зависеть от результатов такой аттестации и состав: | Статья 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ | ||||
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса на солидарную часть тарифа страховых взносов | ||||
Опасный | 4 | 8% | ||||
Вредный | 3.4 | 7% | ||||
3.3 | 6% | |||||
3.2 | 4% | |||||
3.1 | 2% | |||||
Допустимый | 2 | 0% | ||||
Оптимальный | 1 | 0% | ||||
25 | Персонифицированные сведения, ежеквартально представляемые в ПФР, будут приводиться непосредственно в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" | Пункт 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" | ||||
26 | При представлении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за I квартал 2014 года в таблице 10 "Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" необходимо приводить данные об аттестации рабочих мест по условиям труда и об обязательных медосмотрах работников по состоянию на 1 января 2014 года с учетом требований нового Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Так, с 1 января 2014 года специальной оценке подлежат условия труда на всех рабочих местах работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением надомных и дистанционных. В отличие от порядка, ранее предусмотренного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", который предусматривал освобождение от аттестации некоторых категорий рабочих мест, в настоящее время таких исключений не имеется. Это, вероятнее всего, приведет к увеличению показателя в графе 3 "Общее количество рабочих мест страхователя, подлежащих аттестации" в таблице 10 формы 4-ФСС. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение с 2014 года является составом административного нарушения, предусмотренного частью 2 ст. 5.27.1 КоАП, и наказывается административным штрафом на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. руб. | Пункт 3 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", ст. 5.27.1 КоАП РФ | ||||
27 | За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю будет применяться санкция в виде штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Штраф взыскивается во внесудебном порядке. До 2014 года за такое же нарушение штраф составлял 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР за тех работников, в отношении которых допущены нарушения, и взыскивался он в судебном порядке | Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ | ||||
28 | Начиная с 1 января 2014 года коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, составляет 1,05. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, предусмотренной ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в 2014 году составляет 61 920,0 руб. | Постановление Правительства РФ от 18.12.2013 N 1179, п. 2 части 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ | ||||
29 | Руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Норма действует с 30.12.2013 (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 425-ФЗ "О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций") | Пункт 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ | ||||
30 | Упрощен порядок взыскания ПФР и ФСС недоимок, пеней и штрафов в суммах, не превышающих в части платежей, администрируемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС России, 500 руб. | Пункты 5.1-5.8 ст. 19, пп. 3, 3.1, 4.1 ст. 20, ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ |
М. Климова,
независимый налоговый консультант, к.э.н.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1