Бюджетное учреждение передало ведение бухгалтерского учета в централизованную бухгалтерию. Между учреждением и централизованной бухгалтерией заключено соглашение на ведение бухгалтерского учета, по которому учреждение право первой подписи на платежных документах передает директору централизованной бухгалтерии, право второй подписи - главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии.
Правомерна ли передача права подписи? Нужно ли оформлять доверенность на право первой подписи в платежных поручениях?
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено той же частью.
Согласно п. 5 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция) руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица. Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Приведенная норма не предусматривает ни основания, ни порядок передачи полномочий на подписание документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами (платежных документов), руководителем учреждения иным лицам, в том числе не являющимся работниками этого учреждения. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.
В рамках гражданских правоотношений доверенность выдается в целях представительства, под которым понимается совершение одним лицом (представителем) сделок от имени другого лица (представляемого) в силу имеющегося у представителя полномочия (ст. 182 ГК РФ). В свою очередь, полномочие представляет собой право выступать представителем другого лица, совершать для него юридически значимые действия (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 N 15АП-2011/12, N 15АП-2013/2012).
В силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В доверенности должны быть указаны юридически значимые действия, совершение которых от своего имени и в своих интересах доверитель поручил представителю (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 08АП-512/11). Причем гражданское законодательство не требует составлять доверенность именно в виде отдельного документа и не содержит запрета на включение полномочий представителя непосредственно в текст договора, которым оформлены гражданско-правовые отношения между представителем и представляемым. Поэтому полномочия исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут быть указаны и в самом договоре. В этом случае они по существу совпадут с предметом договора, предполагающим, в частности, обязанность исполнителя совершить по заданию заказчика определенные действия (ст. 779 ГК РФ).
Таким образом, для передачи полномочий на совершение тех или иных действий, если право на их совершение следует из договора, составлять доверенность в виде отдельного документа, как правило, не обязательно, тем более в случаях, когда наделение лица определенными полномочиями напрямую не связано с представительством. Соответствующие полномочия могут быть указаны непосредственно в тексте договора. Исключением могут быть случаи, когда законодательство предполагает составление доверенности именно как отдельного документа для целей представительства перед третьим лицами (смотрите, например, п. 3 ст. 29 НК РФ).
Вместе с тем в настоящей ситуации необходимо также учитывать особенности правового статуса экономического субъекта. Из п.п. 5, 8 Инструкции следует, что при передаче ведения бухгалтерского учета сторонней организации (централизованной бухгалтерии) правом второй подписи в платежных документах наделяется главный бухгалтер такой организации. Однако ни из Закона N 402-ФЗ, ни из Инструкции не усматривается, что в предмет договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета входит осуществление полномочий по использованию права первой подписи в платежных документах. Заметим также, что из п.п. 7.5, 7.6 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" косвенно следует, что при передаче юридическим лицом функций ведения бухгалтерского учета сторонней организации (исполнителю) работнику такой организации передается право второй подписи; что же касается первой подписи, право на ее использование принадлежит руководителю юридического лица или иным его сотрудникам. Третьим лицам право первой подписи может быть передано лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Законодательство, как мы уже отметили, не предусматривает передачу права первой подписи руководителю или иному работнику централизованной бухгалтерии при заключении договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Нельзя не отметить также, что в силу ч. 1 ст. 19 Закона N 402-ФЗ на экономического субъекта возлагается обязанность организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни*(1). По смыслу этой нормы такая обязанность экономического субъекта сохраняется в том числе и в случае передачи функций ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (при этом обязанности, связанные с осуществлением внутреннего контроля, могут быть распределены между руководителем учреждения и руководителем централизованной бухгалтерии - смотрите в связи с этим материал: "Вопрос: Кто несет ответственность за состояние внутреннего контроля - руководитель учреждения или директор централизованной бухгалтерии? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.)"). Порядок осуществления внутреннего контроля в этом случае должен разрабатываться с участием руководителя учреждения (смотрите также материал: "Вопрос: В централизованной бухгалтерии обслуживаются образовательные учреждения разных типов (казенные, бюджетные, автономные). Разъясните, кем разрабатывается положение о внутреннем контроле - учреждением или централизованной бухгалтерией? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.)").
Состав процедур внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни законодательством не детализирован. В информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" в качестве одной из таких процедур названо санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их, которое может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа (пп.пп. "в", "д" и пп. 8.1.1 п. 8.1, п.п. 8.2, 8.4 указанной Информации). Приведенные рекомендации не распространяются на организации сектора государственного управления, однако, на наш взгляд, также могут учитываться ими (при отсутствии иного правового регулирования), поскольку правила ст. 19 Закона N 402-ФЗ применимы и к данным организациям в силу ч. 1 ст. 2 этого федерального закона.
Поэтому, на наш взгляд, правомерность самой передачи права первой подписи в платежных документах представляется сомнительной с точки зрения наличия у руководителя экономического субъекта обязанностей по осуществлению процедур внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, что, как мы полагаем, может быть затруднено в связи с передачей таких полномочий руководителю централизованной бухгалтерии. Кроме того, как мы уже отметили, договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета сам по себе не предполагает передачу права первой подписи работникам организации-исполнителя, а иных оснований для наделения такими полномочиями третьих лиц (не работников учреждения) законодательство также не предусматривает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
14 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также материал: "Вопрос: В положение о внутреннем контроле включаются только финансовые вопросы или контроль всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.