Ошибка в налоговой декларации по НДС
По телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в установленный законодательством срок предприятие представило в налоговый орган декларацию по НДС (с заявленной суммой к возмещению). Позднее им были представлены две уточненные декларации (последняя представлялась по почте), причем в каждой из них (соответственно, во второй - ошибочно) в поле "Номер корректировки" была проставлена цифра 1. Налоговый орган отказал в регистрации уточненной налоговой декларации, полученной по почте, обосновав это тем, что декларация с корректировкой N 1 уже принята налоговым органом, и, следовательно, отказал предприятию также в вычете в сумме, указанной в ней. Правомерны ли действия инспекции?
На основании п. 21 Порядка заполнения декларации по НДС*(1) в случае представления налогоплательщиком первичной декларации в поле "Номер корректировки" ставится цифра 0, при представлении уточненной декларации за соответствующий налоговый период - указывается цифра (начиная с 1) согласно порядковому номеру уточненной декларации.
Исходя из п. 194 Административного регламента*(2) поле "Вид документа" (первичный или корректирующий) должно быть заполнено в обязательном порядке. В противном случае должностное лицо налоговой инспекции проинформирует заявителя о том, что декларация не принята, и укажет причину.
Так, в силу п. 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации являются:
- отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить налоговому инспектору данные документы в случае представления декларации непосредственно этим лицом;
- отсутствие документов, подтверждающих полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление декларации или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, либо отказ названного лица предъявить налоговому инспектору упомянутые документы;
- представление декларации не по установленной форме (установленному формату);
- отсутствие в декларации, представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-заявителя, печати организации;
- отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя в случае представления декларации в электронной форме по ТКС;
- представление декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой декларации.
Налоговый инспектор при приеме декларации проверяет наличие оснований, приведенных выше, и правильность заполнения декларации (п. 194 Административного регламента), в частности, наличие следующих реквизитов (для организаций):
- полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
- ИНН;
- вида документа - первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, прописанных в декларации.
При наличии хотя бы одного из оснований, обозначенных в п. 28, и отсутствии в декларации реквизитов, поименованных в п. 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация не принята (с указанием причины).
Если в декларации нечетко и (или) неправильно заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, налоговый инспектор должен проинформировать об этом налогоплательщика, а также подсказать, как исправить ошибку. Если заявитель отказывается устранить имеющиеся недостатки немедленно или их устранение в настоящий момент невозможно, налоговый инспектор примет декларацию и зарегистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС (п. 195, 196 Административного регламента). Дальнейшие действия налоговых инспекторов тоже регламентируются этим документом (их перечень и последовательность зависят от порядка представления декларации - на бумажном носителе непосредственно заявителем, на бумажном носителе по почте либо в электронной форме по ТКС).
Отметим, что с 2014 года для всех без исключения плательщиков НДС (в том числе являющихся налоговыми агентами, а также лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ (не являющихся плательщиками НДС или освобожденных от обязанностей исчисления и уплаты налога, но в случае выставления ими по той или иной причине счета-фактуры с НДС)) введена обязанность представления в налоговый орган деклараций по НДС через ТКС (п. 5 ст. 174 ГК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
В связи с этим возможность возникновения ошибки в поле "Номер корректировки" отпадет сама собой. Если же названная ошибка возникла при представлении декларации за предыдущие налоговые периоды, налогоплательщик может обратиться в суд и попытаться оспорить нарушенное право, поскольку ошибочное указание в налоговой декларации номера корректировки не является основанием для непроведения камеральной проверки и отказа в возмещении НДС. Отметим, что организации имеют высокие шансы выиграть судебный процесс по данному эпизоду. Подтвердим сказанное.
Примером может явиться Постановление ФАС СЗО от 15.01.2014 по делу N А56-72177/2012. В данном деле рассматривалась ситуация, аналогичная описанной в вопросе. Суд, основываясь на положениях регламента *(3), отметил, что этот документ содержит закрытый перечень оснований для отказа в принятии налоговой декларации. Исходя из того, что основание - ошибка в поле "Номер корректировки", а также любые иные ошибки в декларации в регламенте не указаны, суд признал действия налоговой инспекции неправомерными.
Аналогичное мнение высказано в постановлениях ФАС МО от 17.06.2010 N КА-А40/5639-10 по делу N А40-138052/09-35-1021, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу N А41-50490/12.
Важно! При составлении искового заявления обратите внимание на положения п. 6, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65: если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое решение (бездействие) незаконным и в резолютивной части судебного акта обяжет налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму НДС.
В то же время, если налогоплательщик оспорит бездействие налогового органа либо его решение об отказе в возмещении НДС, в котором не приведены конкретные мотивы отказа или приведены мотивы, признанные судом необоснованными, но налоговым органом непосредственно в суд представлены возражения против возмещения, признанные судом законными и обоснованными, суд ограничится признанием незаконным оспариваемого решения (бездействия) налогового органа.
Если налогоплательщик предъявит только самостоятельное требование о возмещении НДС, суд проверит законность и обоснованность мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа (при наличии такового), и возражений против возмещения, представленных налоговым органом непосредственно в суд. По результатам исследования суд примет решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика.
Поэтому предприятию целесообразно заявить требование о признании незаконным бездействия налогового органа и о возмещении из бюджета денежных средств путем их возврата на расчетный счет.
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н.
*(2) Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 N 99н.
*(3) В названном судебном процессе анализировались положения регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н (утратил силу). В Административном регламенте, действующем в настоящее время, содержатся аналогичные нормы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"