Специальная оценка условий труда: стоит ли торопиться ее проводить?
Вместо уже привычной аттестации рабочих мест законодатели ввели для работодателей обязанность проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Чем СОУТ отличается от аттестации? Какие действия нужно предпринять с целью проведения СОУТ? Какова ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ? Надо ли проводить СОУТ, если не истекли сроки действия ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда?
О том, как исполнить обязанность по проведению СОУТ, говорится в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившем в силу 01.01.2014 (за исключением ст. 18, которая начнет действовать 01.01.2016). Под СОУТ понимается единый комплекс мероприятий, направленных на идентификацию вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника. СОУТ проводится:
- с целью выявления целесообразности установления сотрудникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, гарантий и компенсаций за работу в таких условиях*(1);
- с целью расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- с целью определения размеров отчислений в ПФ РФ по дополнительным тарифам, в том числе освобождения от уплаты дополнительных взносов (кстати, тогда у работников будут возникать пенсионные права на общих основаниях);
- в иных целях. Многие из них совпадают с целями, ради которых проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Но есть и ключевое отличие. Если аттестация рабочих мест осуществлялась в первую очередь с целью разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны, то СОУТ применяется для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда сотрудников.
Какие условия труда подлежат специальной оценке?
СОУТ проводится в отношении всех условий труда, за исключением условий труда надомников и дистанционных работников (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ). Получается, что СОУТ подлежат также условия труда сотрудников, занятых исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатирующих офисную организационную технику и бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Напомним, что рабочие места таких сотрудников не подлежали аттестации (п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(2)).
Каков порядок проведения СОУТ?
Как и в случае с аттестацией, организация и финансирование проведения СОУТ - обязанность работодателя. Эта оценка проводится совместно с компанией, отвечающей требованиям, перечисленным в п. 1 ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Методику проведения СОУТ должен утвердить Минтруд. Исходя из положений Федерального закона N 426-ФЗ основные действия при ее проведении должны быть следующими.
Выбор организации, которая будет проводить СОУТ, и заключение с ней договора |
Создание работодателем комиссии по проведению СОУТ |
Утверждение работодателем графика проведения СОУТ |
Утверждение комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных мест |
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных фактов экспертом организации, проводящей СОУТ |
Утверждение результатов идентификации комиссией по проведению СОУТ |
/--------------------\ /---------------------\ /----------------------\
| | | Принятие комиссией | | Принятие комиссией |
| Признание условий | |решения о проведении | | решения о |
| труда допустимыми | | исследований | | невозможности |
| (если вредные и | | (испытаний) и | | проведения |
| опасные | | измерений вредных и | | исследований |
| производственные | | (или) опасных | |(испытаний), измерений|
| факторы на рабочем | | производственных | | на рабочих местах |
| месте не | | факторов (если | | (если их проведение |
| идентифицированы) | | таковые | | может создать угрозу |
| | | идентифицированы) | | жизни людей), что |
| | | | |оформляется протоколом|
\--------------------/ \---------------------/ \----------------------/
/--------------------\ /---------------------\ /----------------------\
| Представление | | Проведение | | |
| работодателем в | | исследований | | |
| территориальный | | (испытаний), | | |
| орган Роструда по | | измерений | |Отнесение рабочих мест|
| месту нахождения | | испытательной | | к опасному классу |
| декларации | | лабораторией | | условий труда |
|соответствия условий| |(центром), экспертами| | |
| труда | | и иными работниками | | |
| государственным | | организации, | | |
| нормативным | | проводящей СОУТ | | |
| требованиям охраны | | | | |
| труда | | | | |
\--------------------/ \---------------------/ \----------------------/
| /---------------------\ /----------------------\
| | Оформление | | Направление копии |
| | результатов в виде | | протокола в |
| | протоколов в | |территориальный орган |
| |отношении каждого из | | Роструда по месту |
| | вредных (опасных) | | нахождения в течение |
| | производственных | | 10 рабочих дней |
| | факторов | | |
| \---------------------/ \----------------------/
| /---------------------\ |
| | Отнесение условий | |
| | труда на рабочих | |
| | местах по степени | |
| |вредности (опасности)| |
| | к классам | |
| |(подклассам) условий | |
| | труда | |
| \---------------------/ |
Составление организацией, проводящей СОУТ, отчета о проведении оценки |
/--------------------------------\ /----------------------------------\
| Ознакомление работников с | | Размещение в течение 30 |
|результатами оценки под подпись | | календарных дней на официальном |
|в течение 30 календарных дней (в| | сайте работодателя в Интернете |
|этот срок не включаются периоды | | сводных данных о результатах |
| временной нетрудоспособности | | проведения СОУТ в части |
| работника, нахождения его в | |установления классов (подклассов) |
| отпуске или командировке, | |условий труда на рабочих местах и |
| междувахтового отдыха) | | перечня мероприятий по улучшению |
| | |условий и охраны труда работников |
\--------------------------------/ \----------------------------------/
О комиссии по проведению СОУТ
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число ее членов должно быть нечетным. В нее должны входить представители работодателя, включая специалиста по охране труда, а также представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Что следует понимать под аналогичными местами?
Аналогичными согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ признаются рабочие места, отвечающие следующим условиям:
- рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на них работают сотрудники одной и той же профессии, должности, специальности, которые осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении только 20% рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), результаты оценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ). На аналогичные места заполняется одна карта СОУТ, и в отношении них разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Если в ходе СОУТ хотя бы одно рабочее место из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, не будет отвечать соответствующим признакам аналогичности, оценку придется проводить на всех указанных рабочих местах.
Что подразумевается под идентификацией?
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных фактов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Минтрудом.
Следует учитывать, что идентификация не проводится в отношении (п. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ):
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
- рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или СОУТ были установлены вредные (опасные) условия труда.
Иными словами, эти рабочие места сразу же признаются рабочими местами с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Обратите внимание: в отношении рабочих мест, подлежащих идентификации, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 (п. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ).
Декларирование при отсутствии вредных (опасных) производственных факторов
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежащая представлению в Роструд, действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В то же время ее действие может быть прекращено досрочно, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве либо если у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных (опасных) производственных факторов. Решение о прекращении действия декларации принимает Роструд, о чем в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства делается запись в реестре деклараций. Для работодателя это означает необходимость проведения внеплановой СОУТ.
Если же происшествий (несчастных случаев, заболеваний) не было, по истечении пятилетнего срока декларация не утрачивает силу, поскольку срок ее действия считается продленным на следующие пять лет (п. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ).
Каков итог СОУТ?
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ по результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности. Условия труда делятся на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса (вредные условия труда 1-4-й степени). В зависимости от присвоенного условиям труда класса (подкласса) работодатели будут определять размер дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд (более подробная информация об этом представлена в статье "Применение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ" (N 2, 2014)).
Как часто проводится СОУТ?
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ (как и аттестация) проводится не реже одного раза в пять лет (данный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки). Исключение касается случаев, когда возникают обстоятельства, являющиеся основанием для проведения внеплановой оценки. К таковым относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки по причине выявления нарушений;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
- изменение состава применяемых материалов или сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- возникновение несчастного случая на производстве или выявление профессионального заболевания;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.
Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих обстоятельств (п. 2 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ).
Ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ
01.01.2015 начнет действовать ст. 14.54 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которой установлена ответственность за нарушение установленного порядка проведения СОУТ, допущенное организацией, проводившей оценку. Работодателя должна заинтересовать ст. 5.27.1 КоАП РФ, вступающая в силу также с названной даты. Нарушение им установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (в отношении должностного лица) и от 60 000 до 80 000 руб. (юридического лица). Повторное привлечение к ответственности может обернуться для должностных лиц штрафом в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацией на срок от года до трех лет, для юридических лиц - штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
В 2014 году продолжает действовать ст. 5.27 КоАП РФ (в прежней редакции), на основании которой ответственность несут лица, нарушившие законодательство о труде и об охране труда. Должностные лица штрафуются на сумму от 1 000 до 5 000 руб., при повторном привлечении к ответственности им грозит дисквалификация на срок от года до трех лет. Мера ответственности для юридических лиц - штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Когда надо проводить СОУТ?
Статьей 27 Федерального закона N 426-ФЗ установлены переходные положения. В частности, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, СОУТ можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев, когда возникают обстоятельства, являющиеся причиной для проведения внеплановой оценки условий труда.
Таким образом, работодатель решает самостоятельно, будет ли он проводить СОУТ, если срок действия ранее проведенной аттестации еще не закончился.
* * *
01.01.2014 вступил в силу закон о специальной оценке условий труда, под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных производственных факторов и оценку уровня их воздействия на работника. Результаты проведения СОУТ в первую очередь должны применяться для разработки и реализации мер, способствующих улучшению условий труда работников. Этим названная оценка отличается от аттестации, результаты которой использовались для приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Еще одно важное отличие СОУТ от аттестации заключается в том, что оценке подлежат также условия труда сотрудников, работающих исключительно на персональных компьютерах и эксплуатирующих офисную и бытовую технику. Для проведения СОУТ работодатель должен привлечь специализированную организацию, отвечающую определенным требованиям. Порядок проведения специальной оценки условий труда во многом похож на порядок проведения аттестации, важным дополнением является необходимость представления работодателем в территориальный орган Роструда декларации соответствия условий труда установленным требованиям, если на рабочем месте вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы. По результатам СОУТ условиям труда присваивается класс (подкласс) опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса (подкласса) работодатель должен рассчитывать страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Что касается ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ, со следующего года вступит в силу специальная статья, на основании которой работодатели и будут привлекаться к административной ответственности за указанное деяние.
Ну и, пожалуй, самый важный момент: торопиться с проведением специальной оценки условий труда не нужно, ведь если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда до 01.01.2014, она продолжает действовать.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об этом статья "Работа с вредными и опасными условиями труда: гарантии и компенсации" (стр. 72).
*(2) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Фактически утратил силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"