Потребление энергоносителей. От договора до оплаты
Деятельность учреждений физической культуры и спорта неразрывно связана с потреблением энергоносителей. При этом им приходится взаимодействовать с поставщиками данных услуг. В статье рассмотрим порядок оформления их взаимоотношений, определения поставщика, а также отражения операций по начислению задолженности по поставкам энергоносителей и их оплате.
Энергоносители - вещество в различных агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном). К ним, в частности, относятся электро- и теплоэнергия, газ, вода.
Оформление взаимоотношений с энергоснабжающими организациями
Порядок оформления взаимоотношений с энергоснабжающими организациями регулируется положениями § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ.
Правила названного параграфа применяются к отношениям по договорам снабжения электрической энергией, снабжения через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если законом или иными правовыми актами не установлено иное или не вытекает из существа обязательства (ст. 539, 548 ГК РФ).
Ознакомимся с требованиями, предъявляемыми Гражданским кодексом к оформлению взаимоотношений с энергоснабжающими организациями.
Прежде всего нужно отметить: нормами § 6 ГК РФ установлено, что взаимоотношения с энергоснабжающими организациями строятся на основании заключаемого договора, согласно которому одна сторона (энергоснабженческая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту-потребителю), который обязуется ее оплачивать, обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (ст. 539 ГК РФ).
Этот договор является правовой формой, оформляющей отношения, связанные с потреблением энергии, и считается разновидностью договора купли-продажи.
Договор на поставку энергоносителей должен заключаться в письменной форме. При этом требуется соблюдение следующих особенностей:
1. Передача энергоносителей должна осуществляться через систему специальных технических средств (проводов, трубопроводов, водопроводов).
2. Для приема и потребления энергоносителей требуется наличие специального оборудования и обеспечения безопасности как самого потребителя, так и окружающих его лиц. Наличие специального оборудования является необходимой технической предпосылкой для заключения договора.
В договоре должны быть указаны:
1. Срок его действия. Однако п. 2 ст. 540 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, будет считаться продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
2. Количество передаваемой потребителю энергии. В пункте 1 ст. 541 ГК РФ говорится, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется согласно данным учета о ее фактическом потреблении.
Оплата производится за фактическое потребление энергоносителей в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов устанавливается законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Следует обратить внимание, что для государственных (муниципальных) учреждений в регионах может устанавливаться льготный тариф по оплате энергоносителей. Если учреждение помимо своей основной деятельности сдает в аренду временно свободные площади, то при заключении договора с энергоснабжающей организацией оно обязано предусмотреть объем энергоносителей, который будет потреблен арендаторами по не льготным тарифам.
Пунктом 2 ст. 541 ГК РФ также установлено, что договором энергоснабжения может быть предусмотрено право потребителя изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. Рассмотрим, как на практике арбитражными судами решаются споры между энергоснабжающей организацией и потребителем по применению этих положений.
Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 27.02.2013 N А46-22204/2012 рассматривался иск энергоснабжающей организации к учреждению по взысканию расходов, вызванных потреблением тепловой энергии в не обусловленном государственным контрактом количестве. К взысканию предъявлялась сумма, которая была рассчитана путем умножения разности между договорным (первоначальным) количеством энергии и фактическим на соответствующие тарифы на тепловую энергию.
Однако материалами дела было подтверждено, что учреждение оформило дополнительные соглашения на изменение цены контракта, поэтому арбитражный суд не согласился с расчетами энергоснабжающей организации и указал, что в соответствии с контрактом стоимость утвержденного сторонами в спорный период объема тепловой энергии была согласована, а изменение цены договора свидетельствует об изменении объема потребленной учреждением тепловой энергии в рассматриваемый период.
Таким образом, учреждению была предъявлена к взысканию сумма, исчисленная из расчета недоиспользованной энергии, но с учетом внесенных в контракт изменений.
В Постановлении ФАС СКО от 13.02.2013 N А53-19637/2011 тоже рассматривался иск энергоснабжающей организации к потребителю по оплате отклонений фактических объемов потребления от договорных и возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии.
Суд указал, что условиями договора стороны согласовали обязанность потребителя оплатить отклонения за расчетный период в меньшую сторону фактически поставленного объема электрической энергии от договорного.
В ходе рассмотрения дела судом был установлен факт отклонения фактического объема потребления электроэнергии потребителем от заявленного (договорного объема), в отличие от факта корректировки им объема потребления энергии.
В этом случае арбитражный суд встал на сторону энергоснабжающей организации, она выиграла дело, поскольку потребитель не воспользовался своим правом на корректировку объема потребления энергии.
3. Требования к качеству поставляемой энергии. В случае нарушения энергоснабжающей организацией данных требований потребитель вправе отказаться от оплаты такой энергии. Причем энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом суммы, которую абонент неосновательно сберег вследствие использования названной энергии.
4. Обязанности потребителя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В Постановлении ФАС ЗСО от 19.02.2013 N А02-737/2012 рассматривался спор между потребителем электрической энергии и энергоснабжающей организацией по поводу неправомерного определения количества переданной электрической энергии расчетным путем.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки энергоснабжающая организация установила факт истечения межповерочного интервала приборов учета, в связи с чем был произведен перерасчет.
Согласно условиям заключенного сторонами договора энергоснабжения потребление энергии после истечения срока государственной поверки счетчика и измерительных трансформаторов является безучетным ее потреблением.
К сведению. Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
По мнению потребителя, перерасчет на основании безучетного потребления является неправомерным, поскольку не был установлен факт неисправности прибора учета.
Однако суд указал, что после истечения срока поверки приборов учета их показания о количестве потребляемой электрической энергии не могут считаться достоверными и применяться в расчете потребленной электрической энергии, причем для установления безучетного потребления при отсутствии поверки приборов учета не требуется наличия самого факта искажения (уменьшения) показателей, фиксируемых ими. Суд со ссылкой на ст. 544 ГК РФ признал правомерным расчет задолженности, произведенный на основании безучетного потребления энергии.
В Постановлении ФАС ЦО от 07.05.2013 N А14-9135/2012 было принято решение о взыскании задолженности с потребителя за безучетное потребление электроэнергии и проценты за пользование чужими денежными средствами. В ходе рассмотрения дела суд установил факт отсутствия пломбы сетевой компании на дверце шкафа (основание - оформленный акт), что свидетельствует о ненадлежащем выполнении потребителем обязанности по обеспечению учета потребления электроэнергии, в связи с чем прибор учета не может являться годным к коммерческому учету.
На основании этих доводов суд постановил, что расчет объема электроэнергии произведен правомерно исходя из среднесуточного расхода предыдущего расчетного периода, согласно условиям договора.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 06.08.2013 N А33-13220/2012.
В Постановлении ФАС ЗСО от 13.06.2013 N А70-62/2012 рассматривался спор между теплоснабжающей компанией и потребителем о взыскании с последнего задолженности по оплате сверхнормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя.
На основании экспертного заключения было установлено, что сверхнормативные потери в спорном объеме возникли по причине несоблюдения теплоснабжающей компанией на границах раздела балансовой принадлежности перепада давления и договорных расходов теплоносителя в соответствии с гидравлическим режимом, предусмотренным договором.
Поскольку сети потребителя в спорный период находились в надлежащем состоянии, возникновение сверхнормативных потерь тепловой энергии произошло не по его причине, и поэтому суд отказал теплоснабжающей компании в удовлетворении требований о взыскании стоимости потерь.
Основания расторжения договора в одностороннем порядке
Статьей 523 ГК РФ предусмотрены случаи, с наступлением которых осуществляется отказ от исполнения договора поставки в одностороннем порядке.
Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон:
1. Энергоснабжающей организацией:
- если поставка энергоносителей производилась ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для потребителя срок;
- если неоднократно нарушались сроки поставки энергоносителей.
2. Потребителем энергоносителей:
- если неоднократно нарушались сроки оплаты товаров;
- если неоднократно происходила невыборка энергоносителей.
Согласно п. 4 ст. 523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не установлен в соглашении сторон.
Определение энергоснабжающей организации
Рассмотрим, какими законодательными актами должны руководствоваться учреждения при определении энергоснабжающих организаций.
Энергоснабжающие организации должны определяться казенными и бюджетными учреждениями в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пп. 29 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключать договоры энергоснабжения или договоры купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, являющимся единственным поставщиком.
Кроме того, в силу пп. 8 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ учреждениям предоставлено право на осуществление закупки у единственного поставщика, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа).
При размещении заказов на поставку товаров (работ, услуг) автономные учреждения должны руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В этих целях автономное учреждение должно разработать и утвердить положение о закупке. Названным документом должны регламентироваться его закупочная деятельность, предусматриваться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из п. 6 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ, если автономному учреждению органом государственной власти (местного самоуправления) делегированы полномочия на участие в проведении госзакупок в качестве государственного (муниципального) заказчика, то в данном случае при определении поставщиков оно должно руководствоваться нормами Федерального закона N 44-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы на оплату услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии и др. нужно относить на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
В зависимости от того, к каким расходам в соответствии с учетной политикой учреждения (прямым, накладным, общехозяйственным, издержкам обращения) относятся расходы на коммунальные услуги, они могут учитываться на следующих счетах:
- 0 109 60 223 "Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 70 223 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";
- 0 109 80 223 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";
- 0 109 90 223 "Издержки обращения в части коммунальных услуг".
Казенные учреждения, если они не формируют себестоимость оказываемых услуг (работ), учитывают коммунальные расходы на счете 0 401 20 223 ("Расходы на коммунальные услуги").
Для учета расчетов с энергоснабженческими организациями используется счет 0 302 23 000 "Расчеты по коммунальным услугам".
В бухгалтерском учете задолженность по коммунальным услугам отражается проводкой:
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
0 109 хх 223 0 401 20 223 | 0 302 23 730 | 0 109 хх 223 | 0 302 23 730 | 0 109 хх 223 | 0 302 23 000 |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Погашение задолженности по коммунальным услугам сопровождается следующей записью:
Пункт 102 Инструкции N 162н | Пункт 129 Инструкции N 174н | Пункт 157 Инструкции N 183н | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
0 302 23 830 | 0 304 05 223 0 201 21 610 | 0 302 23 830 | 0 201 11 610 0 201 21 610 | 0 302 23 000 |
* * *
Итак, при взаимоотношениях учреждения с энергоснабжающей организацией следует строго соблюдать установленные договором требования, обязанности, а также пользоваться своими правами. Не стоит халатно относиться к обязанности учреждения по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
Надеемся, что подобранный материал позволит читателю определить, как то или иное нарушение условий договора будет влиять на финансовое состояние учреждения.
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"