Российской организации лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов выдана 27.11.2009, срок действия лицензии истекает 20.11.2014. Лицензия содержит перечень видов работ, которые выполняются в составе лицензируемого вида деятельности.
Необходимо ли переоформлять данную лицензию?
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ виды деятельности (в том числе на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов), которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу этого Закона (то есть до 3 ноября 2011 г.), действуют бессрочно.
Исключение составляют лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, которые не содержат перечня работ, услуг, выполняемых, оказываемых в составе конкретных видов деятельности. Такие лицензии по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона N 99-ФЗ, после чего действуют бессрочно (п. 4 ст. 22 Закона N 99-ФЗ).
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ (далее - Закон N 22-ФЗ) внесены изменения в Закон N 99-ФЗ. В частности, с 1 июля 2013 г. изменено наименование подлежащего лицензированию вида деятельности, указанного в п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ (пп. "а" п. 3 ст. 8 Закона N 22-ФЗ). В связи с этим наименование соответствующего вида деятельности, содержащееся в Законе N 99-ФЗ, отличается от наименования вида деятельности, указанного в ранее выданных лицензиях.
На наш взгляд, по смыслу приведенных положений, обязанность переоформлять лицензию возникает только в том случае, если наименование указанного в ней вида деятельности изменено именно Законом N 99-ФЗ. Если обстоятельства, перечисленные в п. 4 ст. 22 Закона N 99-ФЗ, отсутствуют (то есть лицензия содержит перечень работ (услуг), которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и на момент вступления в силу Закона N 99-ФЗ (3 ноября 2011 года) его нормами не было изменено наименование вида деятельности, указанного в лицензии), соответствующая лицензия должна считаться действующей бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона N 99-ФЗ).
Принятие же в последующем закона, изменяющего наименование соответствующего вида деятельности, само по себе уже не может повлиять на права и обязанности лицензиата, в том числе в силу общеправового принципа, согласно которому действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (смотрите, в частности, п. 1 ст. 4 ГК РФ). При ином подходе следовало бы допустить принципиальную возможность ситуации, при которой обязанность переоформить лицензию возникнет у лицензиата через определенное время после наступления указанного в ней срока действия, что, безусловно, противоречит и закону, и здравому смыслу.*(1)
Кроме того, в ч. 5 ст. 10 Закона N 22-ФЗ прямо указано, что предоставленные до 1 июля 2013 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу Закона N 22-ФЗ и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства РФ, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, как нам представляется, то обстоятельство, что наименование лицензируемого вида деятельности изменено после вступления в силу Закона N 99-ФЗ, не является основанием для переоформления лицензии (если она содержит перечень видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности).
Вместе с тем в приведенной ситуации содержание включенного в лицензию перечня видов работ, которые выполняются в составе лицензируемого вида деятельности, определяется действовавшим на момент получения лицензии Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599. В ныне действующем Положении о лицензировании, утвержденном постановлением Правительства от 10 июня 2013 г. N 492, содержится новый перечень видов работ, выполняемых на взрывопожароопасных производственных объектах.
Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в силу ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, является основанием для переоформления лицензии. Формулировка этой нормы, как нам представляется, не вполне однозначна и допускает два возможных толкования. С одной стороны, предусмотренное в ней требование может связываться, например, с намерением лицензиата выполнять в составе лицензируемого вида деятельности новые работы, не включенные в лицензию (смотрите также ч. 9 той же статьи). С другой стороны, приведенная норма может пониматься и как обязывающая лицензиата переоформить лицензию и в том случае, если фактически лицензиат выполняет в составе лицензируемого вида деятельности те же работы, что и ранее, однако наименование соответствующих работ изменено (например, в связи со вступлением в силу нового положения о лицензировании). Последний из двух названных подходов можно обнаружить и в судебной практике (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2014 г. N 04АП-6305/13, решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 19 марта 2013 года: https://rospravosudie.com/court-slyudyanskij-rajonnyj-sud-irkutskaya-obla st-s/act-417798221, https://rospravosudie.com/court-slyudyanskij-rajonnyj-sud-irkutskaya-obla st-s/act-417798223).
В связи с этим, на наш взгляд, в приведенной ситуации во избежание неблагоприятных последствий организации целесообразно представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, указав в нем, в частности, сведения о работах, которые лицензиат намерен выполнять (исходя из соответствующих наименований, предусмотренных приложением к Положению о лицензировании, утвержденному постановлением Правительства от 10 июня 2013 г. N 492).
В заключение отметим, что изложенная позиция отражает лишь наше экспертное мнение. За официальными разъяснениями Вам следует обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
26 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в судебной практике имеется противоположная позиция, согласно которой лицензия подлежит переоформлению в любом случае при изменении наименования лицензируемого вида деятельности (смотрите решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 декабря 2013 г. по делу N А72-12608/2013).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.