Электронные деньги и закон
Парламент России, введя в 2011 г. в правовое поле страны нормы, регулирующие использование электронных денег, продолжает работу по их совершенствованию с учетом лучшего мирового опыта и отечественных реалий.
Как известно, принятый 27 июня 2011 г. Федеральный закон N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), учитывая потребности финансового рынка, ввел в российское законодательство понятия "электронные денежные средства" как самостоятельный вид безналичных расчетов и "электронное средство платежа", которое включает в себя понятие "платежная карта". По существу, закон ввел в правовое поле новую сущность под названием "электронные деньги". Но вскоре после этого возникли проблемы при переводах электронных денежных средств, которые надо было решать незамедлительно.
Проблемы роста
Проблемы при переводе электронных денег начались после того, как Банк России привел свое подзаконное регулирование в соответствие с Законом N 161-ФЗ. Дело в том, что в ходе этой процедуры по корректировке подзаконного регулирования Центробанк, как считают некоторые эксперты, приравнял предоплаченные платежные карты, по сути, к электронным деньгам, т.е. сделал платежные карты как бы разновидностью электронных денег. В то же время и практика применения предоплаченных платежных карт, и сама теория электронных денег подразумевают, что предоплаченная платежная карта - это некий параллельный инструмент.
Если конкретно, то 21 ноября 2012 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано указание Центрального банка РФ "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" от 10 августа 2012 г. В данном Указании Банка России определяется, что предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации-эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона N 161-ФЗ.
Таким образом, получилось, что с принятием Закона N 161-ФЗ и появлением Указания Банка России N 2862-У все предоплаченные банковские карты могли быть эмитированы только с целью осуществления перевода электронных денежных средств.
При этом выяснилось, что положения ст. 7 и 10 Закона N 161-ФЗ не учитывали специфику осуществления операций с предоплаченными банковскими картами и не позволяли осуществлять с их использованием переводы электронных денежных средств в предусмотренном указанными статьями порядке.
Речь шла, по сути, о проблемах роста. Тем не менее, возникла необходимость внесения соответствующих коррективов в Закон N 161-ФЗ, что и осуществила группа депутатов Государственной Думы, подготовив законопроект N 185938-6.
Концепция законопроекта N 185938-6
Концепция депутатского законопроекта сводилась к совершенствованию регулирования особенностей осуществления перевода электронных денежных средств, а также порядка использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств.
Как и следовало ожидать, концепция была принята Государственной Думой в первом чтении, по сути, конституционным большинством депутатов (311 голосами) без воздержавшихся и голосовавших "против". Складывается впечатление, что это было обусловлено именно остротой проблем, возникающих при обращении электронных денег, и стремлением модернизировать закон с учетом правоприменительной практики. Однако в ходе первого чтения Правительство РФ как субъект права законодательной инициативы и Комитет ГД по финансовому рынку порекомендовали авторам законопроекта продолжить работу над текстом документа с учетом требований рынка, что и было сделано на этапе второго чтения в рамках уже принятой концепции. И эта работа, сопровождавшаяся многочисленными переговорами участников законотворческого процесса, острыми дебатами и неоднократным кардинальным изменением текста документа, продолжалась почти год.
В процессе работы над текстом законопроекта было решено прежде всего разобраться досконально со статусом предоплаченной банковской карты. И для этого были весьма серьезные основания. Ведь в Российской Федерации платежные карты получили на практике достаточно широкое распространение. Так, по информации Банка России, в 2012 г. общий объем операций, совершенных с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, составил 23,8 трлн. руб., увеличившись по сравнению с 2012 г. (17,7 трлн. руб.) на 35%.
Общее количество платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, в 2012 г. составило 240 млн. штук, увеличившись на 20% по сравнению с 2011 г. Из общего количества эмитированных карт около 70% составили расчетные карты, 10% - кредитные и 20% - предоплаченные карты.
Согласно подзаконному регулированию Банка России, предоплаченная карта удостоверяет право требования ее держателя - физического лица к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств. Но после принятия Закона N 161-ФЗ, как уже отмечалось выше, этого стало недостаточно.
Дело в том, что понятие электронных денежных средств определено в Законе N 161-ФЗ таким образом, чтобы включить в себя максимально полное разнообразие гражданско-правовых отношений, связанных с приемом денежных средств клиентов с целью дальнейшего их использования в безналичных расчетах по поручению клиентов. В силу этого возникла правовая неопределенность в отношении регулирования и разграничения институтов электронных денежных средств (как вида безналичных расчетов) и обязательств банков перед клиентами в размере предварительно внесенных ими денежных средств (как право требования клиента к банку).
Закон активизировал использование предоплаченных карт
В конечном счете статус Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 28.12.13 N 403-ФЗ обрела только третья версия депутатского законопроекта, что свидетельствует об остроте и серьезности дебатов, проходивших между участниками законотворческого процесса.
В соответствии с внесенными Законом N 403-ФЗ изменениями понятийный аппарат был дополнен понятием "предоплаченная карта". Согласно закону, такая платежная карта предоставляется клиенту оператором электронных денежных средств для перевода электронных денег и осуществления иных операций, предусмотренных Законом N 161-ФЗ. Она вполне соответствует сегодняшним требованиям рынка.
Весьма актуальна и правовая норма, в соответствии с которой устанавливается возможность предоставления клиентом - физическим лицом денежных средств оператору электронных денежных средств за счет денежных средств, предоставляемых третьими лицами оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность.
В Законе N 161-ФЗ довольно обстоятельно уточнены и особенности перевода электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты. В частности, предусмотрено, что перевод электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, либо правилами платежной системы.
Парламентские аналитики считают принципиально важным то обстоятельство, что, согласно нормам Закона N 403-ФЗ, вступающим в силу с 1 августа 2014 г., в случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента, помимо осуществления перевода электронных денежных средств, денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед оператором электронных денежных средств или выданы наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5000 руб. в течение одного календарного дня и 40 000 руб. в течение одного календарного месяца.
В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента, помимо осуществления перевода электронных денежных средств, денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед оператором электронных денежных средств, переведены без открытия банковского счета или выданы наличными денежными средствами. При этом Законом N 403-ФЗ уточняется, что при проведении оператором электронных денежных средств идентификации клиента использование персонифицированного или корпоративного электронного средства платежа будет осуществляться при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тыс. руб.
Закон N 403-ФЗ вносит также серьезные изменения в действующий порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти изменения позволят обеспечить выполнение Российской Федерацией требований Резолюции Совета Безопасности ООН 1452 (2002) об обеспечении доступа к денежным средствам и иному имуществу лиц, у которых указанные средства заморожены (заблокированы), для покрытия основных или чрезвычайных расходов, обязательных сборов, платежей, коммунальных, профессиональных либо юридических услуг.
Как считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку А.Г. Аксаков, возглавляющий Ассоциацию региональных банков России, с принятием Закона N 403-ФЗ фактически активизируется использование предоплаченных карт. Во всяком случае использование предоплаченных карт, судя по всему, значительно расширит возможности населения страны для получения различных финансовых услуг. Тем не менее, парламентарий относится достаточно настороженно к этому закону, потому что, на его взгляд, у недобросовестных субъектов рынка появляется возможность обналичивать денежные средства владельцев предоплаченных карт. "С одной стороны, мы говорим о том, что надо стимулировать безналичные платежи. С другой стороны, мы фактически стимулируем обналичивание средств, которые числятся за предоплаченными картами". При этом известный парламентарий обратил внимание на то, что, согласно названному закону, объем средств, который может оперироваться предоплаченными картами, увеличился в шесть раз - со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Естественно, есть возможность обналичивания средств. И это, конечно, вызывает вопросы, но это уже проблема компетентных органов.
И.Е. Ильин,
обозреватель
"Аудитор", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015