При проведении выездной налоговой проверки инспектор запросил расчетные листы на некоторых сотрудников. Для проверки НДФЛ были предоставлены налоговые регистры (бывшая форма 1-НДФЛ).
Можно ли отказать налоговому органу в предоставлении расчетных листов, сославшись на то, что данный документ не влияет на формирование налоговой базы?
В силу пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Отметим, реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).
При этом в ст. 93 НК РФ не конкретизированы документы, которые налоговые органы имеют основание затребовать. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей проведения налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Обратите внимание, перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим (письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-02-08/16). Так, в п. 5.1 письма ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" указан примерный перечень документов, рекомендуемых для истребования налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки и имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Отметим, что при непредставлении организациями документов (сведений), необходимых для налогового контроля, организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 126 НК РФ, а виновные в непредставлении таких документов (сведений) должностные лица этих организаций одновременно - к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В то же время ФАС Центрального округа в постановлении от 30.07.2013 N Ф10-2109/13 по делу N А64-5847/2012 отметил, что при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен установить обстоятельства свидетельствующие, что истребуемые документы имелись у налогоплательщика, либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативно-правовых актов. Кроме того, если требование по представлению не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07, ФАС Поволжского округа от 21.09.2011 N Ф06-8261/11 по делу N А57-15858/2010).
Также налоговые органы не могут истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).
Помимо документов, в ходе проведения выездной проверки налоговые органы вправе проверять регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке, прописанном в учетной политике налогоплательщика (письмо Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228). Отметим, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ). Согласно вопросу, указанные регистры организацией предоставлены.
Наряду с этим следует отметить, что расчетные листки должны выдаваться при выплате заработной платы (ст. 136 ТК РФ, письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1). То есть организация обязана их формировать. Учитывая данное обстоятельство, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют какие-либо законодательно установленные основания для отказу налоговому органу в представлении конкретно поименованных расчетных листков.
При этом каких-либо разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений, позволяющих определить правомерность истребования расчетных листков в рамках проведения налоговых проверок, нами не обнаружено. Полагаем, что в случае отказа в предоставлении налоговому органу указанных документов вероятность привлечения организации к налоговой ответственности достаточна высока.
Рекомендуем дополнительно по данному вопросу ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
4 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.