Вместо аттестации рабочих мест - специальная оценка условий труда
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.
В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Закон N 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:
- обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
- права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.
Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Спецоценка - это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона
Термин | Определение |
Специальная оценка условий труда | Единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника (п. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ) |
Аттестация рабочих мест по условиям труда | Оценки условий труда на рабочих местах и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 2 Порядка проведения аттестации, утв. Приказом N 342н) |
Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?
Когда можно обойтись без спецоценки?
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н) не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации "не пропали даром". Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.
Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа N 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Пример
Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. N 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения (п.п. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ. К ним относится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
И вот что еще важно: Закон N 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.
Таблица 2
Изменения в перечне условий труда, требующих оценки
Особые категории работников | Аттестация | Специальная оценка |
Надомники | Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу N 33-12014/2011) | Не предусмотрена |
Дистанционные работники | Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором (ст. 312.3 ТК РФ) | |
Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями | Не предусматривалась | |
Работники: - исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве) - эксплуатирующие аппараты копировально-множительной техники настольного типа; единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации; иную офисную оргтехнику (телефоны и др.); бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства | Не предусматривалась, за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований) | Проводится на общих основаниях |
Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. На практике использовать право на непроведение аттестации "компьютерных" рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает письмо Минтруда России от 8 апреля 2013 г. N 15-1-859. Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу N 33-5043).
Справочно. Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона N 426-ФЗ.
Проведение спецоценки и ее результаты
Спецоценку вправе проводить те же организации, которые обладали полномочиями на оказание услуг по аттестации рабочих мест. Но при условии, что не истекли сроки действия аттестатов аккредитации имеющихся у них испытательных лабораторий. Такой аттестат выдается на пять лет (п. 33 Правил аккредитации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 602) и его нелишне затребовать при заключении договора. При нарушении указанного условия результаты спецоценки окажутся недействительными.
В статье 8 (п. 3) Закона N 426-ФЗ указано, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, которую должен утвердить Минтруд России. Иными словами, выполнение спецоценки требует принятия подзаконного акта. В отсутствие методики произвести классификацию условий труда невозможно (п. 9 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Значит, до появления методики вашей вины в непроведении спецоценки нет и оштрафовать вас нельзя (п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
На момент подготовки журнала в Минюст России уже направлен приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". По общему правилу, он вступит с силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если в нем не будет установлен другой порядок. Так что этот пробел в нормативной базе скоро будет устранен.
Комментирует чиновник
За компетентными разъяснениями мы обратились к Наталье Петуховой, ведущему консультанту отдела взыскания задолженности ПФР. Вот что она рассказала нашим читателям.
Речь идет о рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Если по ним отсутствуют результаты и аттестации, и спецоценки, то дополнительные тарифы страховых взносов применению не подлежат. Ведь такие взносы уплачиваются за лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии. По смыслу это льгота, предоставленная законодателем. Она требует официального подтверждения.
Предположим, по названным рабочим местам до 1 января 2014 г. у вас была проведена аттестация. До истечения результатов ее действия дополнительные взносы за вредные или опасные условия труда следует уплачивать по тарифам, указанным в пункте 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. Основания - в пункте 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, пунктах 4 и 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ.
Дело в том, что аттестация тоже выявляла вредные и опасные условия труда. Пункт 13 Порядка проведения аттестации (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) предусматривал оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценку травмоопасности рабочих мест. Классификация условий труда по соответствию гигиеническим нормативам (п. 36 Порядка; п. 4.2 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2006-05), утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) включает четыре класса условий труда:
- 1 класс - оптимальные условия труда;
- 2 класс - допустимые условия труда;
- 3 класс - вредные условия труда, которые условно разделяются на четыре степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
- 4 класс - опасные (экстремальные) условия труда.
Классификация условий труда по травмоопасности (п. 28 Порядка) включает три класса травмоопасности:
- 1 класс травмоопасности - оптимальный;
- 2 класс травмоопасности - допустимый;
- 3 класс травмоопасности - опасный.
В итоге по результатам аттестации у работодателей в отношении вредных условий труда роль подклассов будут играть степени вредности. А опасные условия - это 4-й класс по гигиеническим нормативам и 3-й класс по травмоопасности. На основании этой классификации и пользоваться тарифами, приведенными в пункте 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
А если по результатам аттестации условия труда на рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, были признаны оптимальными или допустимыми? На таких рабочих местах тарифы, установленные пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, не применяются. В отношении этих рабочих мест следует руководствоваться дополнительными тарифами, установленными на 2014 год пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. По сравнению с 2013 годом они возросли. Право на досрочное назначение пенсии у этих работников сохраняется.
В пункте 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ сказано: работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Следовательно, "досрочная" спецоценка, произведенная по инициативе работодателя, отменяет результаты аттестации.
Но допустим, что срок действия результатов аттестации рабочих мест, занятость на которых дает право на досрочное назначение пенсии, истекает. Тогда для них в общем порядке необходимо провести спецоценку условий труда. Примите к сведению: в этой сфере Правительство РФ и Минтруд России готовят подзаконный акт - Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых особенностей. В будущем Перечень заменит собой категории работ, перечисленные в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ. Это подтверждают пункт 7 статьи 9 и пункт 5 статьи 27 Закона N 426-ФЗ.
Обратите внимание: учитывая особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, предусмотренные Законом N 421-ФЗ, ПФР подготовил новую форму расчета РСВ-1. Она утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п. Сейчас этот документ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Новая форма будет применяться с отчетности за I квартал 2014 года.
Вернемся к Закону N 426-ФЗ. Он вводит классификацию условий труда, представленную в Таблице 3.
Таблица 3
Классификация условий труда
Класс | Подкласс | Наименование условий труда | Характеристика условий труда |
1 | 1 | Оптимальные | Воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника |
2 | 2 | Допустимые | На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) |
3 | 3.1 | Вредные (соответственно 1, 2, 3 или 4 степени) | Уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда |
3.2 | |||
3.3 | |||
3.4 | |||
4 | 4 | Опасные | На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности |
Принципиально новой подобная классификация не является. Она устанавливалась по результатам аттестации - в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 (утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). Впрочем, провести аттестацию успели не все работодатели. Теперь же, как говорится, "поезд ушел" - вникать в старые правила бесполезно.
Отчет о спецоценке
Форма отчета о проведении специальной оценки установлена в приложении N 3 к Приказу N 33н. Раздел III отчета включает карты специальной оценки условий труда на рабочем месте. В карте должны быть указаны:
- класс (подкласс) условий труда;
- гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, и т.д.).
Разделом IV отчета предусмотрены протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте. В протоколе должен быть приведен перечень средств индивидуальной защиты, положенных работнику согласно действующим нормам.
Дополнительные взносы в ПФР
Плательщики дополнительных взносов в ПФР, которые произвели специальную оценку условий труда, применяют особые тарифы. Они указаны в пункте 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Такие работодатели уплачивают дополнительные взносы исключительно в случаях, если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными или опасными. Тарифы представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Дополнительный тариф страхового взноса
Подкласс | 1 4 | 3.4 | 3.3 | 3.2 | 3.1 |
Тариф, % | 8,0 | 7,0 | 6,0 | 4,0 | 2,0 |
Гарантии и компенсации работникам
Несомненно, читателей озадачат новые редакции статей 92 и 117 Трудового кодекса. Из них следует, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск у работников возникает лишь по результатам специальной оценки. А что делать, если у компании еще не истек срок действия результатов аттестации? Ответ дает пункт 4 статьи 15 Закона N 421-ФЗ. В нем сообщается, что компенсационные меры, назначенные работникам по состоянию на 1 января 2014 года (на основании аттестации), не могут быть снижены (при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте). Получается, что путем "досрочной" спецоценки ухудшить положение работников не получится. Это правило распространяется на доплаты за вредные или опасные условия труда (ст. 147 ТК РФ). Исключение составляют случаи внеплановой спецоценки, обязательной в силу прямых предписаний Закона N 426-ФЗ (п. 1 ст. 17).
Расходы на СИЗ
Средства индивидуальной защиты могут учитываться в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ) либо в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Официальная позиция состоит в том, что подобные расходы принимаются при условии, что их необходимость подтверждена документами об аттестации рабочих мест (письмо Минфина РФ от 16 марта 2011 г. N 03-03-06/1/143). Этот подход сохраняет силу в условиях спецоценки.
Е. Диркова,
редакция "ПБ"
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007