Может ли государственное учреждение установить порядок индексации заработной платы локальным нормативным документом?
Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Обоснование. Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В частности, работодатели организаций всех форм собственности должны проводить индексацию заработной платы.
Индексация заработной платы - это система корректировки зарплаты в зависимости от изменения среднего уровня цен (обычно потребительских) в экономике (темпа инфляции).
В силу ст. 134 ТК РФ организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На обязанность работодателя осуществлять индексацию также указывает Роструд в Письме от 19.04.2010 N 1073-6-1.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.09.2011 N 1641-р "Об увеличении обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба" федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета поручено принять меры по увеличению с 01.10.2011 на 6,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников:
- федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- федеральных государственных органов;
- гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583*(1);
- работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Что касается работников бюджетной сферы регионального и муниципального уровней, решение о повышении фонда оплаты труда принимают соответственно региональные и муниципальные власти. В этом вопросе они руководствуются Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010.
Согласно рекомендациям органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений с учетом индексации этих фондов.
Таким образом, государственное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок индексации в отношении ее работников. Установление порядка индексации коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом на них не распространяется, если только такой акт не принят на основе указанных нормативно-правовых актов.
Л.В. Куревина,
редактор журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
1 апреля 2014 г.
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"