Ошибки в расчетах пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком
Порядок назначения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен ст. 13, 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Контроль за правильностью исчисления пособий и их выплаты застрахованным лицам производит ФСС. В рамках этой статьи рассмотрим ошибки, которые выявляет ФСС в ходе выездных проверок.
В статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ поименованы пособия, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, за счет средств ФСС. В частности, в данной статье поименованы:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Для назначения пособий бухгалтер совершает ряд последовательных действий, которые в последующем и являются объектом проверки.
Объект проверки правильности назначения и расчета пособий
В ходе выездной проверки работниками ФСС:
1. Устанавливается факт уплаты плательщиками страховых взносов пособий и проверяется наличие документов, являющихся основанием для уплаты пособий.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий является представленный плательщику страховых взносов - учреждению застрахованным лицом листок нетрудоспособности, выданный ему медицинской организацией. Этот документ должен быть оформлен с соблюдением норм Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности). Как показывают результаты проверки, в оформлении листка нетрудоспособности допускается много нарушений. Поскольку обзор нарушений оформления листков нетрудоспособности вполне может стать темой отдельной статьи, мы не будем здесь останавливаться на этих нарушениях подробно. Осветим лишь некоторые из них.
Например, иногда записи в листке нетрудоспособности делаются чернилами синего цвета и (или) шариковой ручкой, тогда как п. 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности требует использовать черные чернила и гелевую, капиллярную или перьевую ручку. В Определении ВС РФ от 14.01.2014 N АПЛ13-562 рассматривалось заявление лица о признании недействующим абз. 1 п. 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности в части использования гелевой, капиллярной или перьевой ручки и абз. 2 этого пункта. В обоснование было указано, что оспариваемые положения Порядка выдачи листков нетрудоспособности противоречат ст. 7 Конституции РФ, препятствуют получению квалифицированной медицинской и врачебной помощи и нарушают права заявителя на своевременное получение пособий по всем видам нетрудоспособности, гарантированных Конституцией РФ, так как вынуждают неоднократно обращаться для исправления листка нетрудоспособности по формальным признакам, что приводит к задержкам выплат по больничным листам.
Разрешая дело, суд исходил из того, что п. 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности установлены требования к заполнению листка нетрудоспособности, позволяющие производить автоматическую обработку сведений, содержащихся в нем. Такой порядок предусматривает возможность компьютерного заполнения и автоматической обработки машиносчитываемого документа, обеспечивает автоматическую обработку сведений, содержащихся в листке нетрудоспособности, позволяет сразу после сканирования документа направлять сведения из него по электронным каналам связи в территориальные органы Фонда социального страхования и действующему законодательству не противоречит. Одна из степеней защиты листка нетрудоспособности - волокна синего цвета, в связи с чем записи должны производиться чернилами черного цвета и допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Использование чернил другого цвета не предусмотрено, так как при сканировании синие или фиолетовые чернила будут сливаться с волокнами, что затруднит распознавание документа. Заполнение же листка трудоспособности словами со слитными буквами прописью в рамках одной строки приведет к невозможности распознавания документа и сведений, содержащихся в нем, при автоматической обработке.
Приведем другой пример нарушения Порядка выдачи листка нетрудоспособности: часто листок нетрудоспособности продлевается врачом, а не врачебной комиссией. Это нарушает п. 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, из которого следует, что при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса о дальнейшем лечении и выдаче листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. Врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.
Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, то для расчета пособия ему в дополнение к листку нетрудоспособности следует представить справку (справки) о сумме заработка, исходя из которой исчисляется пособие, с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей). Форма справки утверждена Приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 N 182н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начислялись". Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, исходя из которой должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке (п. 7.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Это тоже учитывается проверяющими в ходе проверки. Если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку о сумме заработка, исходя из которой должно быть исчислено пособие, от другого работодателя в связи с прекращением им деятельности или по иным причинам либо если страхователь хочет проверить данные, содержащиеся в представленной ему справке, то он может направить в территориальный орган ПФР запрос о предоставлении сведений о заработной плате, об иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя. ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования передает запрашиваемые данные страхователю, направившему запрос (п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Форма заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки предоставления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н.
2. Проверяется правильность применения страхового стажа.
При проверке правильности исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности проверяющие обращают внимание на правильность определения страхового стажа застрахованного лица. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается застрахованным лицам при утрате трудоспособности в процентах от среднего заработка в зависимости от страхового стажа:
- до пяти лет - 60%;
- от пяти до восьми лет - 80%;
- от восьми лет - 100%.
Также пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в продолжение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). В свою очередь, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в размере 100% среднего заработка застрахованному лицу, страховой стаж которого составляет более шести месяцев (ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ).
Страховой стаж застрахованного лица определяется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91). В силу п. 2 Правил N 91 в страховой стаж включаются периоды:
- работы по трудовому договору;
- государственной гражданской или муниципальной службы;
- иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ).
Основным документом, подтверждающим периоды работы, включаемой в страховой стаж, является трудовая книжка (п. 8 Правил N 91). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются (п. 8 Правил N 91):
- письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений;
- справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным согласно трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил N 91).
3. Производится расчет среднего заработка для определения размера пособий.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на 730. При этом средний заработок, исчисленный за каждый календарный год в сумме, не должен превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год.
При расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ предельная база составляет:
- в 2011 году - 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933);
- в 2012 - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974);
- в 2013 - 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
- в 2014 - 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101).
Если назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляются несколькими работодателями, указанное ограничение действует в отношении выплат каждого страхователя.
Если застрахованное лицо не имело заработка за два предшествующих года или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, то пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам рассчитываются исходя из МРОТ (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Ошибки в определении среднего заработка, необходимого для расчета пособий
Ситуация 1. При расчете пособия по беременности и родам средний заработок застрахованного лица был ошибочно рассчитан исходя из тарифной ставки, поскольку в расчетном периоде у застрахованного лица отсутствовала сумма заработка по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Как следует из материалов дела, отделением ФСС была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и вынесено решение, которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Постановление ФАС ЗСО от 10.09.2013 N А46-33168/2012). Основанием для вынесения такого решения послужил вывод отделения фонда о нарушении порядка определения среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком у некоторых сотрудниц, а именно п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
В ходе судебных разбирательств суд удовлетворил требования истца - плательщика страховых взносов и посчитал, что позиция фонда основана на ошибочном толковании норм законодательства. Мнение суда основано на следующих положениях нормативных актов.
Беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, временная нетрудоспособность и материнство являются страховыми случаями по обязательному социальному страхованию в силу норм п. 2 ст. 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ.
В соответствии со ст. 11.2, п. 1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. Назначение и выплата пособий по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы) застрахованного лица.
Поскольку страховой случай наступил в 2011 году, для исчисления пособия средний заработок следует рассчитывать за последние 12 календарных месяцев работы у страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В пункте 11 Положения N 375 (в редакции, действовавшей в период исчисления пособий) приводится аналогичное толкование нормы, изложенной в ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Пункт 11.1 Положения N 375 предусматривает, что если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в п. 6, 10 и 11 данного документа, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Поскольку у застрахованного лица страховой случай - беременность и роды - наступил в тот период, когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком, то пособие следовало бы исчислить, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. Фонд же настаивал на расчете пособия исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за вторым ребенком.
Аналогичная ситуация была рассмотрена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 N А41-10656/13: суд придерживался той же позиции, что и изложено выше.
Для справки. Действующая сейчас редакция п. 11, 11 (1) Положения N 375 устанавливает, что если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Если застрахованное лицо в периоды, указанные в п. 6 и 11 данного документа, не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Ситуация 2. При расчете среднего заработка не были учтены суммы премий, начисленных и выплаченных работнику в расчетном периоде.
При расчете пособия по беременности и родам в сумму среднего заработка не были включены суммы материального стимулирования*(1), начисленные и выплаченные застрахованному лицу в расчетном периоде в виде премий. Застрахованное лицо обратилось с просьбой к работодателю о перерасчете пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с учетом включения в средний заработок, из которого были исчислены пособия, сумм материального стимулирования федеральных государственных служащих в виде премии. В ответ на просьбу женщины было выслано письмо, в котором сообщалось, что суммы премий не были учтены при расчете ее среднего заработка в соответствии с п. 2.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н, где указано, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
По мнению суда (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 27.03.2013 N 33-2003/2013), работодатель неверно исчислил пособие, не включив в расчет среднего заработка суммы премий. В соответствии с п. 1, 4 и 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, выплаты компенсационного характера, установленные к окладам (должностным окладам), выплаты стимулирующего характера входят в системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В силу ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом к дополнительным выплатам относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Сумма выплаченного пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до трех лет была рассчитана ответчиком и выплачена истице без учета сумм материального стимулирования. Суд, опираясь на п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 1, 4 и 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 583, пришел к выводу, что средства материального стимулирования являются по своей сути премией, предусмотрены системой оплаты труда в качестве иных выплат государственным служащим, облагаются единым социальным налогом. Поэтому указанные средства должны учитываться при расчете государственному служащему пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В Апелляционном определении Орловского областного суда от 28.08.2013 N 33-1903/2013 суд, рассматривая спор, постановил, что суммы в виде премии и надбавки за стаж подлежат включению в расчет суммы пособия по беременности и родам.
Ситуация 3. Работнику, выполняющему свои трудовые функции как совместитель, пособие по беременности и родам было исчислено исходя из полной занятости.
В Постановлении ФАС ЦО от 21.03.2013 N А14-8817/2011 рассмотрена следующая ситуация. Работнику, принятому на должность главного бухгалтера по совместительству, установили ненормированный рабочий день. Трудовым договором, заключенным с этим работником, был установлен оклад по должности с учетом полного рабочего дня (8 часов при 40-часовой рабочей неделе). На основании листка нетрудоспособности застрахованному лицу предоставили отпуск по беременности и родам и назначили пособие по беременности и родам, в расчет которого была включена заработная плата не за фактически отработанное работником время на должности совместителя, а в объеме оклада, определенного трудовым договором.
В соответствии с п. 8 Положения N 375 в редакции, действовавшей до 01.01.2011, при определении среднего заработка исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, периоды сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ, а также начисленные за этот период суммы (сейчас этот пункт признан утратившим силу).
В данном случае средний дневной заработок согласно п. 15 Положения N 375 (сейчас это п. 15(2) Положения N 375) определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды:
- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
В таком же порядке определяется средний дневной заработок при установлении застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня). Премии и вознаграждения включаются в средний заработок с учетом особенностей п. 14 Положения N 375:
- ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
- премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
Если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 19 Положения N 375).
Изучив нормы законодательства, суд пришел к выводу о том, что право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в том числе по совместительству или на условиях неполного рабочего времени, имеющего необходимый страховой стаж, в случае наступления страхового случая (материнства) и при наличии листка нетрудоспособности, и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета ФСС в размере 100% среднего заработка работника (с условием ограничения размера среднего дневного заработка, установленного законодательством).
Поскольку застрахованное лицо осуществляло трудовую деятельность у плательщика страховых взносов на условиях совместительства, при этом оно не приостанавливало работу по основному месту работы (как было доказано в ходе судебных разбирательств, данное застрахованное лицо полный рабочий день при выполнении трудовых функций совместителем не работало), расчет пособия по беременности и родам должен производиться исходя из размера заработной платы главного бухгалтера, соответствующего фактически отработанному времени застрахованного лица при работе по совместительству.
Т. Обухова,
эксперт журнала
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"