Ликбез по валютному регулированию
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании*(1) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных названным законом, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно данным статистики, более половины выявленных случаев несоблюдения валютного законодательства приходятся на нарушение порядка и сроков представления резидентами отчетов о движении средств по счетам. Другое массовое нарушение - неисполнение сроков представления уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках. Поговорим об этих нарушениях.
Какие органы регулируют проведение валютных операций в РФ, в чем состоит их функция?
Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ, которые в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов (ст. 5 Закона о валютном регулировании). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Осуществлять функцию валютного контроля Правительство РФ уполномочило федеральный орган исполнительной власти - Росфиннадзор (ст. 22 Закона о валютном регулировании, Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77).
Какие органы выступают агентами валютного контроля?
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).
Кто признается резидентом?
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством РФ, но находящиеся за пределами территории РФ;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Рассмотрим порядок ведения учета и составления отчетности по валютным операциям, проводимым юридическими лицами.
Должна ли организация, открывающая банковский счет за границей, уведомить об этом контролирующие органы? Если да, то какие именно и в какие сроки?
Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета (п. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании):
- об открытии (закрытии) счетов (вкладов)*(2);
- об изменении реквизитов счетов (вкладов).
Уведомление должно быть направлено в налоговую инспекцию не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (напомним, что уведомить налоговый орган об открытии счета нужно и если счет открывается в банке на территории РФ. В этом случае срок для представления уведомления намного короче - семь рабочих дней).
Предусмотрена ли административная ответственность за нарушение названных требований?
В соответствии с ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 800 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Представление резидентом в налоговый орган уведомлений с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).
Какие еще сведения должна представлять в налоговый орган организация, имеющая счета за границей?
Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Отчет направляется в налоговый орган ежеквартально (в течение 30 дней по окончании квартала) в двух экземплярах, один из которых с отметкой налогового органа возвращается обратно резиденту. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет (п. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании, п. 1, 4 Правил представления отчетов*(3)).
В каких днях - календарных либо рабочих - следует рассчитывать срок для представления отчета о движении средств по счетам?
Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Пунктом 4 Правил представления отчетов предусмотрено, что отчет представляется в налоговый орган в течение 30 дней по окончании квартала. Соответственно, речь идет о рабочих днях.
В то же время существует арбитражная практика, в которой, в частности, говорится, что отчет о движении денежных средств по зарубежным счетам за VI квартал 2010 года должен быть представлен не позднее 31.01.2011 (Определение ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12673/12), за VI квартал 2012 года - не позднее 30.01.2013 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 N 09АП-37775/2013). Официальной позиции контролирующих органов по данному вопросу нет.
Что собой представляет отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ?
Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ представляет собой форму квартальной отчетности, в которой раскрывается информация об имевшихся в отчетном периоде у организации счетах (вкладах). По каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, в налоговый орган представляется отдельный отчет. В нем, в частности, указывается:
- номер счета;
- дата открытия (закрытия) счета;
- информация о договоре банковского счета (номер договора, дата заключения);
- информация о движении денежных средств (остаток на счете на начало отчетного периода, сумма зачисленных (списанных) средств за отчетный период (с подразделением по кодам видов операций*(4)), остаток средство на конец отчетного периода);
- данные о разрешении ЦБ РФ, на основании которого открыт счет в банке за пределами территории РФ (если счет открыт на основании разрешения ЦБ РФ);
- информация о приложениях (указывается период, за который представляются приложения, а также количество листов приложений). Отметим, что так как сведения, содержащиеся в отчете, должны быть документально подтверждены, по всем операциям должны иметься либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков (с переводом на русский язык), либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором он зарегистрирован (Письмо ФНС РФ от 15.07.2013 N АС-4-2/12583);
- подписи ответственных лиц (с расшифровкой).
Какова ответственность за несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ?
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Внимание: повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 600 тыс. руб.
Что понимается под нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету в зарубежном банке?
Нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами могут являться:
- недостоверность сведений, указанных в отчете;
- заполнение отчета неполностью;
- непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом;
- представление отчета неуполномоченным лицом и другие нарушения Правил представления отчетов.
Что если организация не соблюдет срок представления отчета о движении денежных средств на зарубежных счетах?
Законодательством предусмотрена дифференцированная ответственность за названное нарушение. Так, в случае если отчет с подтверждающими банковскими документами представлен в налоговый орган с опозданием не более чем 10 дней, на организацию может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб., а на ее должностное лицо - в размере от 500 до 1 000 руб. (ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ). Если период просрочки - от 11 до 30 дней включительно, штраф может составить для организаций сумму от 20 до 30 тыс. руб., для должностных лиц - от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если же отчет представлен с опозданием более 30 дней, величина штрафа для организаций составит от 40 до 50 тыс. руб., для ее должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. (ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).
Согласно п. 10 Правил представления отчетов в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов (нотариально заверенных копий) либо представления таких документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета и банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) банковских документов (соответствующие документы должны быть представлены организацией в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа).
Если организация своевременно представила в налоговый орган отчет, а позднее (после получения от налоговиков уведомления о необходимости представить в налоговую инспекцию исправленный отчет) соблюла сроки для представления уточненного отчета, может ли она быть привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ?
Частями 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ разграничена ответственность за несоблюдение порядка представления отчета о движении средств по счетам (ч. 6) и за несоблюдение срока его представления (ч. 6.1, 6.2, 6.3). Таким образом, в случае неправильного заполнения отчета организация может быть привлечена к ответственности за нарушение ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несмотря на то, что сроки представления отчета соблюдены. Подтверждается данное мнение позицией ФНС (Письмо от 11.05.2012 N АС-4-2/7654@): направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.
В форме уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов предусмотрено место для печати, а в отчете о движении денежных средств на зарубежных счетах - нет. Означает ли это, что в указанном отчете печать не ставится?
Совершенно верно. Проставление печати в данной форме не предусмотрено.
Организация является крупнейшим налогоплательщиком. В какой налоговый орган (инспекцию по месту нахождения или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) она должна направлять уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов и отчет о движении денежных средств на зарубежных счетах?
Законодательством не определено, в какой налоговый орган (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика или по месту нахождения) необходимо представлять уведомления и отчет. Федеральная налоговая служба в целях упорядочения представления крупнейшими налогоплательщиками названных документов в Письме от 09.02.2007 N ЧД-6-09/97@ рекомендовала следующее.
Крупнейший налогоплательщик - резидент, имеющий свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, представляет уведомление и отчет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а не по месту нахождения общества. Указанный вопрос также рассматривается в Письме ФНС РФ от 11.04.2012 N АС-4-2/6101. Арбитражные суды солидарны с такой позицией (см. Определение ВАС РФ от 27.02.2013 N ВАС-1604/13).
А.О. Егорова,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
*(1) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(2) Формы уведомлений (КНД 1120107, КНД 1120106) утверждены Приказом ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@. Рекомендуемые форматы представления уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в электронной форме утверждены Приказом ФНС РФ от 14.11.2013 N ММВ-7-14/502@.
*(3) Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
*(4) Наименования и коды видов валютных и иных операций резидентов и нерезидентов содержатся в Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И. Например, операции "Расчеты резидента в виде предварительной оплаты товаров, ввозимых на территорию РФ, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)" соответствует код 11100, операции "Расчеты нерезидента в пользу резидента за товары, продаваемые за пределами территории РФ без их ввоза на территорию РФ" - код 12050.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"