Неустойка по государственному (муниципальному) контракту
Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств. Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ*(1) мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени). Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.
Государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.
Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени. При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени - в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст. 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.
Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Порядок расчета неустойки
Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063).
Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).
Цена контракта | |||
Не более 3 млн. руб. | От 3 млн. до 50 млн. руб. | От 50 млн. до 100 млн. руб. | Свыше 100 млн. руб. |
Размер штрафа, взыскиваемого с заказчика | |||
2,5% | 2% | 1,5% | 0,5% |
Размер штрафа, взыскиваемого с поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||
10% | 5% | 1% | 0,5% |
Следовательно, размер штрафа, подлежащего уплате заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (Ш), будет определяться по формуле:
Ш = Ц х Пр, где:
Ц - цена контракта;
Пр - процент от цены контракта.
Пример 1
Муниципальное казенное учреждение (муниципальный заказчик) заключило контракт на выполнение работ по строительству нежилого здания на сумму 3 400 000 руб. Условиями контракта предусматривались обязанность подрядчика привлекать к выполнению работ субподрядчиков - субъектов малого предпринимательства и ответственность за нарушение данных обязательств. Подрядчик нарушил эти условия и выполнил работы лично. Заказчиком предъявлено подрядчику требование об уплате неустойки в виде штрафа.
На основании пп. "б" п. 4 Правил N 1063 размер штрафа (Ш) составит 5% от цены контракта: 3 400 000 руб. х 5% = 170 000 руб.
Расчет пени. В соответствии с п. 5, 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня, в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту, начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в размере:
- 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы - для заказчика;
- предусмотренном в порядке, установленном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), - для поставщика (подрядчика, исполнителя).
Примечание. С 14.09.2012 размер ставки рефинансирования составляет 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).
Таким образом, согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер пеней, подлежащих уплате заказчиком (), будет определяться по следующей формуле:
= 1/300 х СЦБ х О х ДП, где:
СЦБ - ставка рефинансирования ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;
О - размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);
ДП - количество дней просрочки.
Пример 2
Казенное учреждение (государственный заказчик) нарушило сроки уплаты обязательств по контракту на три дня, сумма задолженности - 50 000 руб. Условиями контракта предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату обязательств в виде взыскания пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы за каждый календарный день просрочки оплаты. Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25% годовых.
Размер пеней () составит 123,75 руб.: 1/300 х 0,0825 х 150 000 руб. х 3 дн.
Формула для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (), будет следующей (п. 6 Правил N 1063):
= (Ц - В) х С где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки, в свою очередь, необходимо рассчитать следующим образом:
С = СЦБ х ДП, где:
СЦБ - размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К рассчитывается по формуле:
К = ДП/ДК х 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При К, равном 50 - 100%, размер ставки - 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При К, равном 100%, размер ставки - 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пример 3
Федеральное казенное учреждение заключило государственный контракт на поставку продуктов питания на сумму 1 000 000 руб., срок исполнения обязательств - 30 дн. Поставщик нарушил сроки поставки на 12 дн., и по факту исполнено обязательств на сумму 700 000 руб. Согласно условиям контракта пеня за нарушение сроков поставки взимается в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком за каждый календарный день просрочки. Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25% годовых.
1. Коэффициент К будет равен 40%: 12 дн. / 30 дн. х 100%.
При К, равном 40%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
2. Размер ставки (С) - 0,0099: 0,01 х 0,0825 х 12 дн.
3. Размер пеней () будет равен 2 970 руб.: (1 000 000 - 700 000) руб. х 0,0099.
Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки
Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.
Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).
Кроме того, финансисты в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525 рекомендуют выполнять требования по уплате неустойки, а также определять порядок исполнения денежного обязательства учреждения по контракту на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащего обязательные реквизиты, установленные для первичных учетных документов. При этом обязанность составления этих документов может быть предусмотрена сторонами при заключении контракта.
Бюджетный учет
Неустойка, подлежащая уплате государственным (муниципальным) заказчиком. Согласно положениям п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) (п. 5 ст. 161, п. 2 ст. 72 БК РФ). Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Как было сказано ранее, при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). В этом случае уплата неустойки (штрафа, пени) должна производиться за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2)).
Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с уплатой неустойки поставщику (подрядчику, исполнителю).
Пример 4
Казенное учреждение (государственный заказчик) нарушило сроки оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден, и заказчик обязан уплатить поставщику пени в сумме 1 400 руб. (цифры условные).
В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи*:
Неустойка, подлежащая уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Исходя из положений ст. 125, 126 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами являются публично-правовые образования - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. И в случае уплаты такому кредитору неустойки необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 БК РФ средства, полученные от применения мер гражданско-правовой ответственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. Такие доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для дальнейшего распределения в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 40 БК РФ).
С учетом вышеуказанных норм, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено (на основании ст. 313 ГК РФ) возложение на государственного (муниципального) заказчика обязательства исполнителя по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В названном случае казенное учреждение при оплате государственного (муниципального) контракта может выплатить исполнителю сумму, уменьшенную на сумму неустойки (штрафа, пени), при условии перечисления ее в установленном порядке в доход бюджета на основании платежного документа с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.
В частности, чиновники в Письме Минфина РФ N 02-03-007/47762, Федерального казначейства N 42-7.4-05/3.3-684 от 08.11.2013 "О порядке учета бюджетных обязательств" разъясняют, что неустойка (пени, штрафы) в доход федерального бюджета перечисляется согласно заявке на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), и исполнитель, за которого осуществляется перечисление неустойки, указывается в поле "Назначение платежа".
Обратите внимание! Согласно п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.
При ведении учета бюджетных обязательств по государственным контрактам получателям средств федерального бюджета необходимо руководствоваться положениями Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета*(3) с учетом следующих особенностей:
- для внесения изменений в показатели учтенного Федеральным казначейством бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) (далее - заявка на внесение изменений), в которой в разд. 2 "Реквизиты контрагента" указываются как реквизиты исполнителя, так и реквизиты соответствующего администратора доходов федерального бюджета;
- одновременно с заявкой на внесение изменений получатель средств федерального бюджета в качестве документа, являющегося основанием для внесения изменений в показатели бюджетного обязательства, представляет в Федеральное казначейство акт о приемке товаров, работ, услуг.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.
Руководствуясь рекомендациями, приведенными в Письме N 02-11-00/5959, рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику.
Пример 5
Федеральное казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, заключило государственный контракт на поставку медикаментов на сумму 1 500 000 руб. Поставщик нарушил сроки поставки, и учреждение предъявило ему требование об уплате пени в сумме 50 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на госзаказчика возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.
В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи*:
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость. Перечень операций, признаваемых объектом обложения НДС, определен в п. 1 ст. 146 НК РФ, и доходы в виде неустойки (штрафа, пени), полученные казенным учреждением за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, в нем не поименованы, следовательно, они не включаются в налоговую базу по НДС.
Налог на прибыль. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, отнесено имущество в виде ЛБО, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.
При этом положениями указанного подпункта на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Таким образом, расходы, произведенные за счет ЛБО, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Что касается средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, то они признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Таким образом, эти средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль (письма Минфина РФ от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112).
* * *
Подводя итог вышесказанному, выделим главное. Условие государственного (муниципального) контракта об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) является обязательным. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, взимается неустойка (штраф, пени), размеры которой рассчитываются в порядке, определенном Правилами N 1063. При этом сумма неустойки не может быть ниже размера, установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличена по соглашению сторон. Уплата штрафа, пени заказчиком должна производиться за счет доведенных до него ЛБО, а доходы в виде неустойки, поступившие от поставщика, должны быть перечислены в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
М. Мишанина,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Утвержден Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"