Подтверждаем основной вид деятельности
Не секрет, что класс профессионального риска основного вида деятельности определяет размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако вид деятельности и, соответственно, класс риска могут меняться, поэтому и предусмотрена процедура ежегодного подтверждения данных показателей. Каков порядок ее проведения, расскажем в статье.
Разбираемся с нормативной базой
Начнем с того, что базовым нормативным документом в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В нем сказано (ст. 22), что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из предусмотренного страхового тарифа. Он, в свою очередь, устанавливается в зависимости от класса профессионального риска вида деятельности страхователя. Чем выше риск получения травмы, тем выше тариф.
Во исполнение требований названного закона принят подзаконный акт - Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713). Подзаконный акт следующего уровня - Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная Приказом Минтруда РФ от 25.12.2012 N 625н (далее - Классификация N 625н).
Вместе с ними применяется порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок). Как раз этот документ и регулирует порядок подтверждения основного вида деятельности. А чтобы данная процедура была прозрачной для страхователей, в роли которых в том числе выступают и казенные учреждения, разработана ведомственная инструкция - Административный регламент предоставления ФСС РФ государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию (Приказ Минтруда РФ от 06.09.2012 N 178н). Это более современный документ и учитывает все изменения, внесенные в Порядок, действующий аж с 2006 года.
Для чего автор перечислил все эти документы? Для того чтобы показать читателю, что непосредственно для подтверждения основного вида деятельности достаточно пользоваться последними двумя названными подзаконными актами. В то же время бухгалтеру нужно знать, зачем проводится данная процедура и каковы ее конечные результаты. А для этого понадобятся правовые акты более высокого уровня, во исполнение общих норм которых и проводятся отдельные (частные) процедуры. В целях ясности и наглядности в статье разберем все документы, названные нами выше.
Как определить вид деятельности?
Согласитесь, что, прежде чем подтвердить в ФСС основной вид деятельности, нужно его сначала определить. Это бухгалтеру казенного учреждения предстоит сделать самостоятельно (п. 2 Порядка). При этом нужно знать, что основным видом экономической деятельности для некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников (п. 9 Порядка). Как определить, где занято большее число сотрудников учреждения?
К сожалению, в Порядке нет ответа на этот вопрос. Автор рекомендует обратиться к штатному расписанию, где указаны все должности и подразделения, которые участвуют в том или ином направлении деятельности учреждения. При этом само направление деятельности выбирается исходя не из штатного расписания, а из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности*(1) (ОКВЭД).
Автор предлагает следующий алгоритм (внимание!) определения (а не подтверждения) основного вида экономической деятельности для казенного учреждения:
1. Согласно организационно-правовым документам устанавливаются виды деятельности казенного учреждения, а коды ОКВЭД их однозначно идентифицируют.
2. Исходя из штатного расписания, должностных инструкций и иных документов определяется количество работников, относящихся к каждому виду деятельности.
3. Работников, которых нельзя отнести к тому или иному виду деятельности, можно вообще исключить из оценки численности персонала (например, администрация КУ).
4. На основе данных о численности работников, однозначно относящихся к тому или иному виду деятельности, определяется основной вид деятельности.
В целом ничего сложного, если шаг за шагом следовать данному алгоритму. Но бухгалтер вправе определить и по-другому основной вид деятельности. Главное, чтобы он на самом деле был основным, что подтверждается и проверяется ФСС.
Как подтвердить вид деятельности?
На самом деле это сделать несложно. Нужно собрать необходимые документы, правильно их заполнить и представить в ФСС, который выдаст официальное подтверждение. То есть для начала подготавливаем следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (приложение 1 к Порядку);
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение 2 к Порядку);
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
К сведению. Основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности (п. 6 Порядка). Он определяется исходя из документов, на основании которых страхователь поставлен на учет.
В двухнедельный срок с даты представления документов орган ФСС (страховщик) уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности (п. 4 Порядка). При этом срок подачи документов страхователем ограничен 15 апреля соответствующего года. Если данный срок пропущен, то инспекторы ФСС вправе установить для страхователя тот вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех направлений функционирования учреждения. И до 1 мая чиновники ФСС уведомляют страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (п. 5 Порядка).
К сведению. До подтверждения основного вида экономической деятельности (до 15 апреля) организация относится к тому виду деятельности, который был подтвержден в предыдущем году (п. 11 Порядка).
Заметим, арбитры указывают на то, что страхователем и страховщиком должен подтверждаться основной вид фактически осуществляемой деятельности. Он не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения) (Постановление ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012). Поэтому и введена обязанность каждый год подтверждать основной вид деятельности, который имеет место быть. Так как именно то, чем занимается организация (учреждение) на самом деле (а не исходя из учредительных документов), определяет риск травматизма ее работников и соответствующее страховое обеспечение. Последнее, в свою очередь, регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
Что нужно знать об обособленных подразделениях?
Оказывается, для целей страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подразделение подразделению рознь. Причина тут в том, что иногда "обособка" может заниматься не тем, чем основное подразделение. В таком случае она выделяется в самостоятельную классификационную единицу для целей социального страхования по травматизму. Осуществление видов экономической деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя, - одна из определяющих характеристик самостоятельной классификационной единицы. Кстати, по такому обособленному подразделению страхователем представляется отдельная отчетность, а именно разд. II формы 4-ФСС, посвященный расчету начисленных, уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подразделения страхователя не подлежат выделению в самостоятельные классификационные единицы при отсутствии в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения (абз. 7 п. 7 Порядка). Это косвенно говорит о том, что самостоятельные классификационные единицы возможны у коммерческих организаций, которые расставляют приоритеты в видах деятельности исходя из доходов. У некоммерческих организаций если и есть обособленные подразделения, то обычные, которые занимаются тем же, что и основное подразделение, и для них применяется класс профессионального риска и страховой тариф в целом по учреждению.
Какие можно выделить классы профессионального риска у казенных учреждений?
Здесь нужно пояснить, что профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, которая связана с исполнением им обязанностей по трудовому договору и может возникнуть в иных установленных Федеральным законом N 125-ФЗ случаях. В свою очередь, класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ). Чем выше уровень производственного травматизма, тем выше страховой тариф для страхователя.
Согласно Правилам N 713 класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей. Кроме того, изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя (п. 6 Правил N 713). Очевидно, что изменения будут учтены в следующем периоде.
В Классификации N 625н указаны виды деятельности и соответствующий им код по ОКВЭД. Казенные учреждения по роду своей деятельности согласно названному документу относятся к группе первого класса профессионального риска (в целях страхования по травматизму). В частности, выделим следующие виды деятельности КУ, соответствующие названному классу:
- деятельность, осуществляемая в области юстиции и правосудия (код 75.23);
- деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (код 92.51);
- деятельность, направленная на управление и эксплуатацию тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы (код 75.23.4);
- деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности (код 75.24);
- деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (код 75.22);
- деятельность органов внутренних дел (код 75.24.1);
- деятельность федеральных специализированных служб охраны и безопасности (код 75.24.2).
Сказанное также подтверждается и отдельной правовой нормой. Страхователи - государственные (муниципальные) учреждения относятся к первому классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников (п. 15 Правил N 713).
Как определить тариф страхования по травматизму?
Страховой тариф для 1-го класса профессионального риска минимальный и составляет 0,2% от начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - от суммы вознаграждения по гражданско-правовому договору (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ). И пусть читателя не смущает дата данного закона. Установленные им тарифы применяются в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов. Об этом сказано в Федеральном законе от 02.12.2013 N 323-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
И еще, согласно ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер предусмотренной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, определенного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Какая предусмотрена ответственность?
За неподтверждение основного вида деятельности ответственность прямо не установлена в законодательстве. Как было указано выше, орган ФСС вправе определить для страхователя в качестве основного один из осуществляемых им видов деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска. При этом иногда ФСС выбирает вид деятельности не из фактически осуществляемых, а из тех, которые указаны в учредительных документах организации (учреждения). Решение ФСС страхователи могут обжаловать в судебном порядке (см., например, Постановление ФАС МО от 12.02.2014 N Ф05-90/2014). Суд напомнил, что основной вид деятельности страхователя для целей установления страхового тарифа не может быть определен лишь на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Основным может являться лишь фактически осуществляемый вид деятельности.
И еще, подтверждение основного вида деятельности предусмотрено подзаконными актами, принятыми во исполнение норм Федерального закона N 125-ФЗ, в котором сказано (ст. 19), что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обозначенным законом обязанностей, в частности за несвоевременное представление страховщику установленной отчетности. Но подтверждающие основной вид деятельности документы не входят в состав такой отчетности, поэтому санкции за несоблюдение вышеуказанного закона нельзя применить к страхователям, не подтвердившим основной вид деятельности.
* * *
Как видим, подтвердить основной вид деятельности несложно. Нужно лишь помнить, что это является обязательной процедурой и пренебрегать ей не стоит, так как проводится она в силу не формальных требований, а по объективным причинам: чтобы при наступлении страхового случая у страховщика хватило страхового возмещения на восстановление работоспособности застрахованных лиц - сотрудников учреждения.
С. Савченко,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"