Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 1: Новый закон

Раздел 1: Новый закон

 

1. Предмет и цели закона.

 

Принятие Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Первоначальный проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 07.10.2009 решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Концепция).

Как указано в Пояснительной записке к этому законопроекту, изменения законодательства направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственность их органов, защиту прав участников любых корпораций (а не только хозяйственных обществ).

После принятия в первом чтении законопроект N 47538-6 был разделен на отдельные положения для рассмотрения в качестве самостоятельных законопроектов (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ N 1150-6 ГД). В частности, был выделен Проект федерального закона N 47538-6/2, предусматривающий изменения главы 4 части первой ГК РФ (о юридических лицах), который был подписан Президентом РФ 05.05.2014 (N 99-ФЗ).

 

2. Закон и Концепция.

 

В Законе были воплощены многие идеи Концепции, в том числе:

- сохранена двухуровневая гражданско-правовая регламентация правового положения юридических лиц, включающая ГК РФ и специальные законы;

- введено понятие "корпоративных прав", охватывающих как права участия в юридическом лице, так и обязательственные права;

- сохранено деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие;

- закреплено деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (унитарные) юридические лица;

- у всех юридических лиц, кроме хозяйственных товариществ, теперь только один учредительный документ - устав, который может быть типовым, утверждаемым в установленном ГК РФ порядке;

- включена норма о солидарной ответственности вновь возникающих юридических лиц по тем долгам реорганизованного юридического лица, по которым невозможно установить правопреемника;

- установлены правила об оспаривании и последствиях незаконности проведенной реорганизации;

- запрещена реорганизация фондов;

- предусмотрена возможность восстановления в судебном порядке корпоративного контроля, утраченного участником юридического лица;

- установлено правило, в соответствии с которым сделки, совершенные юридическими лицами, возникшими в результате признанной незаконной реорганизации, по общему правилу являются действительными, а юридические лица - существовавшими до момента признания решения о реорганизации недействительным или реорганизации - несостоявшейся;

- признание недействительной государственной регистрации юридического лица стало самостоятельным основанием для его ликвидации;

- установлены случаи привлечения для принудительной ликвидации юридического лица назначенного судом арбитражного управляющего;

- введены меры защиты прав кредиторов ликвидируемого юридического лица;

- исключены такие категории, как "преобладающее общество" и "зависимое общество";

- закреплены особенности функционирования публичных корпораций;

- больше не выделяются такой вид хозяйственных обществ, как общество с дополнительной ответственностью, и такие типы акционерных обществ, как открытые и закрытые;

- расширены основания ответственности основного хозяйственного товарищества или общества по долгам дочернего общества;

- в ГК РФ введено правовое регулирование корпоративного договора;

- установлено, что значительная часть уставного капитала хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами к моменту государственной регистрации;

- введено требование об обязательной независимой оценке неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества и субсидиарной ответственности оценщика в размере допущенного им завышения стоимости неденежного вклада;

- установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, количество их организационно-правовых форм сокращено;

- проведено деление некоммерческих организаций на корпорации и некорпоративные организации;

 

Однако есть ряд ее положений, которые в итоге остались без внимания. Например:

- не установлено особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах;

- не установлен принцип достоверности данных ЕГРЮЛ, обязательной проверки достоверности и соответствия учредительных документов законодательству; не закреплено обязанности юридического лица возместить своим контрагентам убытки, причиненные непредоставлением (несвоевременным предоставлением или предоставлением недостоверных сведений) сведений в ЕГРЮЛ, а также обязанности информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы юридического лица или сведения ЕГРЮЛ о нем;

- органам юстиции не переданы функции по регистрации коммерческих организаций;

- нормы об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации не унифицированы с соответствующими правилами Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)";

- не установлено субсидиарной ответственности учредителя (участника) по долгам "компании одного лица";

- минимальный размер уставного капитала хозяйственных обществ не повышен;

- не установлено запрета на оплату уставного капитала векселями;

- не исключена конструкция дробных акций;

- общины коренных малочисленных народов РФ остались самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица;

- сохранена такая организационно-правовая форма, как унитарные предприятия (предлагалось в перспективе оставить только федеральные казенные предприятия для особо важных сфер экономики);

- потребительские общества отнесены не к коммерческим, а к некоммерческим организациям - к ним применяются нормы о потребительских кооперативах;

- не решены вопросы статуса товарных и фондовых бирж, обществ взаимного кредитования;

- негосударственные пенсионные фонды отнесены к некоммерческим организациям - фондам;

- орган общественной самодеятельности сохранил статус юридического лица (теперь он отнесен к общественным организациям);

- не запрещено преобразование учреждений;

- появились публично-правовые компании;

- не урегулирован гражданско-правовой статус органов публичной власти.

 

В целом, как отмечают разработчики Закона, его нормы являются результатом многочисленных компромиссов*(1).

 

3. Система юридических лиц: основные изменения.

 

Закон вносит принципиальные изменения в систему юридических лиц. Во-первых, и коммерческие и некоммерческие организации делятся на корпорации и унитарные организации. Во-вторых, оптимизированы организационно-правовые формы некоммерческих организаций: их количество сокращено, установлен их исчерпывающий перечень.

Законом установлены переходные положения, которыми определено, нормы о юридических лицах какой организационно-правовой формы применяются к созданным до вступления в силу Закона юридическим лицам, созданным в тех организационно-правовых формах, которые больше не предусматриваются (п. 8 ст. 3 Закона).

Основные изменения можно представить в виде таблицы.

 

До принятия Закона

После принятия Закона

Полное товарищество

Полное товарищество

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное общество

Акционерное общество

(публичное/непубличное)

Открытое акционерное общество

Хозяйственное партнерство

Хозяйственное партнерство

Производственный кооператив

Производственный кооператив

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Потребительский кооператив

Потребительский кооператив

Потребительское общество

Жилищный кооператив

Жилищно-строительный кооператив

Гаражный кооператив

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Кредитный кооператив

Фонд проката

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Религиозная организация

Общественная организация

Политическая партия

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Общественное движение

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Частное учреждение

Частное учреждение

Общественное учреждение

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Государственная академия наук

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Фонд

Фонд

Негосударственный пенсионный фонд

Общественный фонд

Благотворительный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Некоммерческое партнерство

Объединение работодателей

Объединение профессиональных союзов

Объединение кооперативов

Объединение общественных организаций

Торгово-промышленная палата

Нотариальная палата

Адвокатская палата

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Казачье общество

Казачье общество

Община коренных малочисленных народов РФ

Община коренных малочисленных народов РФ

Государственная корпорация

нет

Государственная компания

нет

нет

Публично-правовая компания

 

4. Вступление Закона в силу, переходные положения.

 

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона (п. п. 1, 5 ст. 3 Закона).

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 01.09.2014. По правоотношениям, возникшим до 01.09.2014, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.09.2014 (п. 3 ст. 3 Закона).

 

Пунктами 2, 15 ст. 3 Закона предусмотрены следующие исключения из этого правила:

 

Номер статьи

ГК РФ*(2)

Норма

Дата вступления в силу

Особенности применения

п. 5 ст. 50

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

05.05.2014

Подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым с 05.05.2014. В отношении некоммерческих организаций, созданных ранее, норма применяется с 01.01.2015 .

п. п. 5, 6 ст. 123.22

По обязательствам бюджетного учреждения, автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

01.09.2014

Распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011

 

Кроме того, п. п. 6, 8, 9, 11, 14, 16 ст. 3 Закона предусмотрены специальные правила применения его норм к отдельным юридическим лицам, в том числе созданным в тех организационно-правовых формах, которые Законом не предусмотрены:

 

Организационно-правовая форма юридического лица

Нормы

Особенности применения

Государственные корпорации, государственные компании, иные*(3) юридические лица, создаваемые РФ на основании специальных федеральных законов

Все положения ГК РФ о юридических лицах

Применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице

Закрытые акционерные общества

Нормы ГК РФ об акционерных обществах

С 01.09.2014

Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах

До первого изменения уставов

Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ

Нормы о публичных акционерных обществах

Независимо от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Созданные до 05.05.2014 некоммерческие партнерства, участником которых является публично-правовое образование

Требование п. 1 ст. 123.9 ГК РФ в редакции Закона: число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух

Некоммерческое партнерство может состоять из одного участника, то есть норма не применяется.

Учреждения, созданные до 01.09.2014 несколькими учредителями

Требование п. 2 ст. 123.21 ГК в редакции Закона: при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Такое учреждение не подлежит ликвидации

Общества с дополнительной ответственностью

Нормы об обществах с ограниченной ответственностью

Не установлены

Сбытовые (торговые) потребительские кооперативы

Нормы о производственных кооперативах

Не установлены

Потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Нормы о потребительских кооперативах

Не установлены

Политические партии, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления

Нормы об общественных организациях

Не установлены

Некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты

Нормы об ассоциациях (союзах)

Не установлены

Товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества

Нормы о товариществах собственников недвижимости

Не установлены

Общественные и благотворительные фонды

Нормы о фондах

Не установлены

Государственные академии наук

Нормы о государственных учреждениях

Не установлены

Общественные учреждения

Нормы о частных учреждениях

Не установлены

 

Перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в организационно-правовых формах, не предусмотренных Законом, не требуется (см. п. 9 ст. 3 Закона).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам (п. 7 ст. 3 Закона). При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается (п. 12 ст. 3 Закона).

Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ в редакции Закона, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ в редакции Закона (п. 4 ст. 3 Закона).