Раздел 1: Новый закон
1. Предмет и цели закона.
Принятие Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.
Первоначальный проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 07.10.2009 решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Концепция).
Как указано в Пояснительной записке к этому законопроекту, изменения законодательства направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственность их органов, защиту прав участников любых корпораций (а не только хозяйственных обществ).
После принятия в первом чтении законопроект N 47538-6 был разделен на отдельные положения для рассмотрения в качестве самостоятельных законопроектов (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ N 1150-6 ГД). В частности, был выделен Проект федерального закона N 47538-6/2, предусматривающий изменения главы 4 части первой ГК РФ (о юридических лицах), который был подписан Президентом РФ 05.05.2014 (N 99-ФЗ).
2. Закон и Концепция.
В Законе были воплощены многие идеи Концепции, в том числе:
- сохранена двухуровневая гражданско-правовая регламентация правового положения юридических лиц, включающая ГК РФ и специальные законы;
- введено понятие "корпоративных прав", охватывающих как права участия в юридическом лице, так и обязательственные права;
- сохранено деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие;
- закреплено деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (унитарные) юридические лица;
- у всех юридических лиц, кроме хозяйственных товариществ, теперь только один учредительный документ - устав, который может быть типовым, утверждаемым в установленном ГК РФ порядке;
- включена норма о солидарной ответственности вновь возникающих юридических лиц по тем долгам реорганизованного юридического лица, по которым невозможно установить правопреемника;
- установлены правила об оспаривании и последствиях незаконности проведенной реорганизации;
- запрещена реорганизация фондов;
- предусмотрена возможность восстановления в судебном порядке корпоративного контроля, утраченного участником юридического лица;
- установлено правило, в соответствии с которым сделки, совершенные юридическими лицами, возникшими в результате признанной незаконной реорганизации, по общему правилу являются действительными, а юридические лица - существовавшими до момента признания решения о реорганизации недействительным или реорганизации - несостоявшейся;
- признание недействительной государственной регистрации юридического лица стало самостоятельным основанием для его ликвидации;
- установлены случаи привлечения для принудительной ликвидации юридического лица назначенного судом арбитражного управляющего;
- введены меры защиты прав кредиторов ликвидируемого юридического лица;
- исключены такие категории, как "преобладающее общество" и "зависимое общество";
- закреплены особенности функционирования публичных корпораций;
- больше не выделяются такой вид хозяйственных обществ, как общество с дополнительной ответственностью, и такие типы акционерных обществ, как открытые и закрытые;
- расширены основания ответственности основного хозяйственного товарищества или общества по долгам дочернего общества;
- в ГК РФ введено правовое регулирование корпоративного договора;
- установлено, что значительная часть уставного капитала хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами к моменту государственной регистрации;
- введено требование об обязательной независимой оценке неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества и субсидиарной ответственности оценщика в размере допущенного им завышения стоимости неденежного вклада;
- установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, количество их организационно-правовых форм сокращено;
- проведено деление некоммерческих организаций на корпорации и некорпоративные организации;
Однако есть ряд ее положений, которые в итоге остались без внимания. Например:
- не установлено особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах;
- не установлен принцип достоверности данных ЕГРЮЛ, обязательной проверки достоверности и соответствия учредительных документов законодательству; не закреплено обязанности юридического лица возместить своим контрагентам убытки, причиненные непредоставлением (несвоевременным предоставлением или предоставлением недостоверных сведений) сведений в ЕГРЮЛ, а также обязанности информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы юридического лица или сведения ЕГРЮЛ о нем;
- органам юстиции не переданы функции по регистрации коммерческих организаций;
- нормы об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации не унифицированы с соответствующими правилами Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)";
- не установлено субсидиарной ответственности учредителя (участника) по долгам "компании одного лица";
- минимальный размер уставного капитала хозяйственных обществ не повышен;
- не установлено запрета на оплату уставного капитала векселями;
- не исключена конструкция дробных акций;
- общины коренных малочисленных народов РФ остались самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица;
- сохранена такая организационно-правовая форма, как унитарные предприятия (предлагалось в перспективе оставить только федеральные казенные предприятия для особо важных сфер экономики);
- потребительские общества отнесены не к коммерческим, а к некоммерческим организациям - к ним применяются нормы о потребительских кооперативах;
- не решены вопросы статуса товарных и фондовых бирж, обществ взаимного кредитования;
- негосударственные пенсионные фонды отнесены к некоммерческим организациям - фондам;
- орган общественной самодеятельности сохранил статус юридического лица (теперь он отнесен к общественным организациям);
- не запрещено преобразование учреждений;
- появились публично-правовые компании;
- не урегулирован гражданско-правовой статус органов публичной власти.
В целом, как отмечают разработчики Закона, его нормы являются результатом многочисленных компромиссов*(1).
3. Система юридических лиц: основные изменения.
Закон вносит принципиальные изменения в систему юридических лиц. Во-первых, и коммерческие и некоммерческие организации делятся на корпорации и унитарные организации. Во-вторых, оптимизированы организационно-правовые формы некоммерческих организаций: их количество сокращено, установлен их исчерпывающий перечень.
Законом установлены переходные положения, которыми определено, нормы о юридических лицах какой организационно-правовой формы применяются к созданным до вступления в силу Закона юридическим лицам, созданным в тех организационно-правовых формах, которые больше не предусматриваются (п. 8 ст. 3 Закона).
Основные изменения можно представить в виде таблицы.
До принятия Закона |
После принятия Закона |
Полное товарищество |
Полное товарищество |
Товарищество на вере |
Товарищество на вере |
Общество с ограниченной ответственностью |
Общество с ограниченной ответственностью |
Общество с дополнительной ответственностью | |
Закрытое акционерное общество |
Акционерное общество (публичное/непубличное) |
Открытое акционерное общество | |
Хозяйственное партнерство |
Хозяйственное партнерство |
Производственный кооператив |
Производственный кооператив |
Сбытовой (торговый) потребительский кооператив | |
Государственное и муниципальное унитарное предприятие |
Государственное и муниципальное унитарное предприятие |
Потребительский кооператив |
Потребительский кооператив |
Потребительское общество | |
Жилищный кооператив | |
Жилищно-строительный кооператив | |
Гаражный кооператив | |
Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив | |
Общество взаимного страхования | |
Кредитный кооператив | |
Фонд проката | |
Сельскохозяйственный потребительский кооператив | |
Общественная и религиозная организация (объединение) |
Религиозная организация |
Общественная организация | |
Политическая партия | |
Профессиональный союз (профсоюзная организация) | |
Общественное движение | |
Орган общественной самодеятельности | |
Территориальное общественное самоуправление | |
Частное учреждение |
Частное учреждение |
Общественное учреждение | |
Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное) |
Государственное учреждение (казенное/ бюджетное/автономное) |
Государственная академия наук | |
Муниципальное учреждение (казенное/ бюджетное/автономное) |
Муниципальное учреждение (казенное/ бюджетное/автономное) |
Фонд |
Фонд |
Негосударственный пенсионный фонд | |
Общественный фонд | |
Благотворительный фонд | |
Ассоциация и союз |
Ассоциация и союз |
Некоммерческое партнерство | |
Объединение работодателей | |
Объединение профессиональных союзов | |
Объединение кооперативов | |
Объединение общественных организаций | |
Торгово-промышленная палата | |
Нотариальная палата | |
Адвокатская палата | |
Товарищество собственников жилья |
Товарищество собственников недвижимости |
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество | |
Автономная некоммерческая организация |
Автономная некоммерческая организация |
Казачье общество |
Казачье общество |
Община коренных малочисленных народов РФ |
Община коренных малочисленных народов РФ |
Государственная корпорация |
нет |
Государственная компания |
нет |
нет |
Публично-правовая компания |
4. Вступление Закона в силу, переходные положения.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона (п. п. 1, 5 ст. 3 Закона).
Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 01.09.2014. По правоотношениям, возникшим до 01.09.2014, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.09.2014 (п. 3 ст. 3 Закона).
Пунктами 2, 15 ст. 3 Закона предусмотрены следующие исключения из этого правила:
Номер статьи |
Норма |
Дата вступления в силу |
Особенности применения |
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. |
05.05.2014 |
Подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым с 05.05.2014. В отношении некоммерческих организаций, созданных ранее, норма применяется с 01.01.2015 . |
|
По обязательствам бюджетного учреждения, автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. |
01.09.2014 |
Распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011 |
Кроме того, п. п. 6, 8, 9, 11, 14, 16 ст. 3 Закона предусмотрены специальные правила применения его норм к отдельным юридическим лицам, в том числе созданным в тех организационно-правовых формах, которые Законом не предусмотрены:
Организационно-правовая форма юридического лица |
Нормы |
Особенности применения |
||
Государственные корпорации, государственные компании, иные*(3) юридические лица, создаваемые РФ на основании специальных федеральных законов |
Все положения ГК РФ о юридических лицах |
Применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице |
||
Закрытые акционерные общества |
Нормы ГК РФ об акционерных обществах |
С 01.09.2014 |
||
Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах |
До первого изменения уставов |
|||
Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ |
Нормы о публичных акционерных обществах |
Независимо от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. |
||
Созданные до 05.05.2014 некоммерческие партнерства, участником которых является публично-правовое образование |
Требование п. 1 ст. 123.9 ГК РФ в редакции Закона: число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух |
Некоммерческое партнерство может состоять из одного участника, то есть норма не применяется. |
||
Учреждения, созданные до 01.09.2014 несколькими учредителями |
Требование п. 2 ст. 123.21 ГК в редакции Закона: при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. |
Такое учреждение не подлежит ликвидации |
||
Общества с дополнительной ответственностью |
Нормы об обществах с ограниченной ответственностью |
Не установлены |
||
Сбытовые (торговые) потребительские кооперативы |
Нормы о производственных кооперативах |
Не установлены |
||
Потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
Нормы о потребительских кооперативах |
Не установлены |
||
Политические партии, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления |
Нормы об общественных организациях |
Не установлены |
||
Некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты |
Нормы об ассоциациях (союзах) |
Не установлены |
||
Товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества |
Нормы о товариществах собственников недвижимости |
Не установлены |
||
Общественные и благотворительные фонды |
Нормы о фондах |
Не установлены |
||
Государственные академии наук |
Нормы о государственных учреждениях |
Не установлены |
||
Общественные учреждения |
Нормы о частных учреждениях |
Не установлены |
Перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в организационно-правовых формах, не предусмотренных Законом, не требуется (см. п. 9 ст. 3 Закона).
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам (п. 7 ст. 3 Закона). При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается (п. 12 ст. 3 Закона).
Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ в редакции Закона, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ в редакции Закона (п. 4 ст. 3 Закона).
<< Назад |
Раздел 2 >> : Общие положения о юридических лицах |
|
Содержание Реформирование гражданского законодательства о юридических лицах (сравнительный анализ изменений, внесенных с 1 сентября 2014... |