Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 2: Общие положения о юридических лицах

Раздел 2: Общие положения о юридических лицах.

 

1. Понятие и виды юридических лиц.

 

Принципиальных изменений в закрепленное в ст. 48 ГК РФ понятие юридического лица не внесено. Кратко эти изменения выглядят так:

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 1 ст. 48

указано право, на котором юридическому лицу принадлежит его имущество (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление)

нет

п. 1 ст. 48

юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

нет

п. 2 ст. 48

нет

юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц*(4) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ

п. 4 ст. 48

нет

правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и законом о Центральном банке РФ

 

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия "обязательственные права" понятием "корпоративные права".

 

До принятия Закона

После принятия Закона

Юридические лица (п. 2 ст. 48 ГК РФ в прежней редакции):

Юридические лица (п. 3 ст. 48 ГК РФ):

1. в отношении которых их участники имеют обязательственные права:

 

- хозяйственные товарищества

- хозяйственные общества

- производственные кооперативы

- потребительские кооперативы

1. в отношении которых участники имеют корпоративные права - корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ):

- хозяйственные товарищества

- хозяйственные общества

- производственные кооперативы

- потребительские кооперативы

- крестьянские (фермерские) хозяйства

- хозяйственные партнерства

- общественные организации

- ассоциации (союзы)

- товарищества собственников недвижимости

- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ

- общины коренных малочисленных народов РФ

2. на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия

- учреждения

2. на имущество которых их учредители имеют вещные права:

 

- государственные и муниципальные унитарные предприятия

- учреждения

3. в отношении которых учредители (участники) не имеют имущественных прав:

- общественные и религиозные организации (объединения)

- благотворительные и иные фонды

- ассоциации и союзы

нет

 

Не совсем понятно, почему в ст. 48 ГК РФ обойдены вниманием фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Они являются унитарными организациями (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). В отношении фондов, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций ГК РФ установлено, что учредители не имеют прав на их имущество (п. 1 ст. 123.18, п. 3 ст. 123.24, п. 3 ст. 123.28 ГК РФ), однако в ст. 48 ГК РФ на это, в отличие от прежней редакции, не указывается.

 

Итак, все юридические лица теперь разделены на корпоративные и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

 

Сохранено деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Принципиальным изменением является то, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленный ГК РФ, теперь является исчерпывающим. Ранее организационно-правовые формы, в которых могли создаваться некоммерческие организации, были установлены не только ГК РФ, но и специальными законами, что привело к их избыточному количеству, порой искусственному выделению отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, пробелам, повторам и противоречиям в законодательстве, регулирующем их правовое положение*(5).

Изменения произошли и в нормах, регулирующих предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций:

- предпринимательская деятельность некоммерческих организаций теперь именуется "приносящей доход деятельностью";

- приносящая доход деятельность осуществляется в случае, если это предусмотрено уставом некоммерческой организации;

- установлены требования к наличию имущества некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, призванные защитить интересы ее кредиторов. Они не распространяются только на казенные и частные учреждения, собственники имущества которых несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ)

 

Основные изменения ст. 50 ГК РФ можно представить следующим образом.

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 2 ст. 50

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий

В перечень организационно-правовых форм коммерческих организацией добавлено крестьянское (фермерское) хозяйство.

п. 3 ст. 50

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Упорядочены организационно-правовые формы некоммерческих организаций, установлен их исчерпывающий перечень.

 

Теперь к некоммерческим организациям относятся:

Были самостоятельными организационно-правовыми формами, установленными специальными законами.

1) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Были самостоятельными организационно-правовыми формами, установленными специальными законами.

2) общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

3) ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Законодательство не предусматривало такой организационно-правовой формы. ТСЖ было предусмотрено ЖК РФ.

4) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

Организационно-правовые формы упоминались только в специальных законах, но не в ГК РФ

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

6) общины коренных малочисленных народов РФ;

Общественный фонд был самостоятельной организационно-правовой формой, предусмотренной специальным законом.

7) фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Государственная академия наук была самостоятельной организационно-правовой формой, предусмотренной специальным законом.

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Организационно-правовая форма упоминалась только в специальных законах, но не в ГК РФ

9) автономные некоммерческие организации;

Ранее не выделялась в качестве отдельной организационно-правовой формы.

10) религиозные организации;

Законодательство не предусматривало такой организационно-правовой формы

11) публично-правовые компании (новая для российского законодательства организационно-правовая форма).

п. 4 ст. 50

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям

п. 5 ст. 50

нет

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

п. 6 ст. 50

нет

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ), правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

 

2. Правоспособность и учредительные документы юридического лица.

 

Нормы о правоспособности юридических лиц претерпели скорее редакторские правки. Обращает на себя внимание то, что п. 1 и 2 ст. 49 ГК РФ в качестве условия осуществления определенных законом отдельных видов деятельности упоминает, помимо лицензирования, теперь и членство в саморегулируемой организации или наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Кроме того, в ст. 49 ГК РФ включен пункт 4, в соответствии с которым гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ, а особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

 

Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

- Юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

- Более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

- Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

- Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

 

3. Наименование, место нахождения, адрес юридического лица. Филиалы и представительства.

 

Нормы ст. 54 ГК РФ были существенно дополнены. Основные изменения правил о наименовании, месте нахождения и адресе юридического лица можно представить следующим образом:

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 1 ст. 54

нет*(6).

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ.

Нормативными правовыми актами субъектов РФ может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ.

п. 2 ст. 54

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

абз. 1 п. 3 ст. 54

нет

В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица.

абз. 2 п. 3 ст. 54

нет

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

абз. 3 п. 3 ст. 54

нет

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

п. 5 ст. 54

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ в прежней редакции).

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ.

 

Статья 55 "Представительства и филиалы юридического лица" оставлена практически без изменений. Установлено, что представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

 

4. Органы юридического лица. Аффилированность.

 

Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм - покажет практика.

Практические сложности могут таить в себе и изменения, внесенные в абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ, который теперь сформулирован так: "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом". Законодатель, сославшись на п. 1 ст. 182 ГК РФ, фактически приравнял органы юридического лица к его представителям, что не согласуется с иными нормами ГК РФ (например, нормами о представительстве, недействительности сделок, совершенных представителями и органами юридических лиц).

Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

- теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ (а не законом, как предусматривала прежняя редакция) (п. 2 ст. 53 ГК РФ);

- обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) (п. 3 ст. 53 ГК РФ);

- добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;

- нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

 

В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой определяется аффилированность.

 

5. Ответственность юридического лица, органов юридического лица и иных лиц.

 

Изменения ст. 56 ГК РФ, определяющей ответственность юридического лица, преимущественно носят характер редакторских правок. В п. 1 ст. 56 ГК РФ добавлена ссылка на норму, определяющую особенности ответственности религиозной организации.

Обращает на себя редакция пункта 2 этой статьи:

 

До принятия Закона

После принятия Закона

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

 

Важным нововведением Закона является расширение и подробное регулирование ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. ГК РФ дополнен статьей 53.1, регулирующей эти вопросы.

Основные изменения выглядят следующим образом.

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 1 ст. 53.1

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 53 ГК РФ в прежней редакции).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

абз. 2 п. 1 ст. 53.1

В ГК РФ норма отсутствовала. Основания ответственности установлены специальными законами в отношении отдельных юридических лиц, например:

- п. п. 2, 3 ст. 44 ФЗ от 08.08.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(7);

- п. п. 2, 3 ст. 71 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(8);

- п. 2 ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";*(9)

- п. 13 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(10).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

п. 2 ст. 53.1

В ГК РФ норма отсутствовала.

Основания ответственности установлены специальными законами в отношении отдельных юридических лиц, например:

- п. п. 2, 3 ст. 44 Закона об ООО;

- п. п. 2, 3 ст. 71 Закона об АО.

Такую ответственность несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

п. 3 ст. 53.1

В ГК РФ норма отсутствовала.

Ответственность установлена в отношении отдельных юридических лиц в ряде случаев, например:

- право участников дочернего общества требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу (п. 3 ст. 105 ГК РФ в прежней редакции);

- ответственность заинтересованного лица за убытки, причиненные некоммерческой организации сделкой с заинтересованностью, совершенной с нарушением требований закона (п. 4 ст. 27 Закона о НО).

Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицу, которое уполномочено выступать от имени юридического лица, членам его коллегиальных органов, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

п. 4 ст. 53.1

В ГК РФ норма отсутствовала.

Основания солидарной ответственности установлены специальными законами в отношении отдельных юридических лиц, например:

- п. 4 ст. 44 Закона об ООО;

- п. 4 ст. 71 Закона об АО.

В случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, указанные в п.п. 1-3 ст. 53.1., обязаны возместить убытки солидарно.

п. 5 ст. 53.1

нет

Соглашение об устранении или ограничении ответственности этих лиц ничтожно.

 

6. Создание юридического лица.

 

ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялось специальными законами (например, ст. 11 Закона об ООО, ст. 9 Закона об АО, ст. 8 Закона о ГУПах, ст. 13 Закона о НО).

Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

- юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;

- в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями - всеми учредителями единогласно;

- в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;

- в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

 

Статья 51, регулирующая государственную регистрацию юридического лица, оставлена без изменений.

 

7. Реорганизация юридического лица.

 

Порядок реорганизации юридических лиц претерпел существенные изменения. Наиболее принципиальными являются следующие:

- допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ);

- более детально урегулированы вопросы правопреемства при реорганизации (п. 5 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, п. 5 ст. 60 ГК РФ), защиты прав кредиторов при реорганизации (абз. 2 п. 5 ст. 58, п. п. 2-4 ст. 60 ГК РФ);

- установлены основания, порядок и последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ);

- установлены основания, порядок и последствия признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ).

 

Статья 57 ГК РФ дополнена следующими правилами:

- допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

- допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм;

- ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом;

- особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций (ранее п. 6 ст. 60 ГК РФ допускалось установление специальными законами особенностей реорганизации лишь кредитных организаций);

- государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Осуществление принудительной реорганизации поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ). Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.

В ст. 57 ГК РФ (как и в остальные статьи, регулирующие проведение реорганизации) внесены изменения, связанные с тем, что законодательством больше не предусмотрен такой документ, как разделительный баланс; теперь подписывается только передаточный акт (п.п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ).

 

Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:

- при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ);

- передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ);

- если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству. (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

 

Более детально урегулированы вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности в ГК РФ включены следующие нормы:

- законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации (абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(11).

- уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ:

 

До принятия Закона

После принятия Закона

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Кредитор юридического лица - открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Правило распространено на юридические лица всех организационно-правовых форм, а также на все формы реорганизации, кроме преобразования (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Право заявления требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение

Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица

Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица

нет

Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ

Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ.

В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено достаточное обеспечение. Обеспечение считается достаточным, если:

- кредитор согласился принять такое обеспечение

- кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

нет

Если требования кредитора не были удовлетворены и ему не было предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:

- юридические лица, созданные в результате реорганизации,

- реорганизованное юридическое лицо (при реорганизации в форме выделения),

- следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора:
лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;
члены их коллегиальных органов;
лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица

нет

Правила не применяются при реорганизации кредитных организаций

нет

 

- к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

 

Включенные в ГК РФ статьи 60.1. и 60.2. регулируют вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся:

 

 

Признание решения о реорганизации недействительным

(ст. 60.1. ГК РФ)

Признания реорганизации корпорации несостоявшейся

(ст. 60.2. ГК РФ)

На кого распространяется

На все юридические лица

Только на корпорации. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.

Порядок

Судебный

Основания

Специальных оснований не установлено.

Полагаем, что могут быть применены общие нормы о недействительности решения собраний (ст. 181.3-181.5 ГК РФ).

- если решение о реорганизации не принималось участниками корпорации,

- в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации

Срок обращения

Не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Специального срока не установлено.

Полагаем, что может быть применен общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Субъекты

- участники реорганизуемого юридического лица;

- иные лица, если такое право им предоставлено законом.

- участник корпорации, голосовавший против принятия решения о реорганизации корпорации или не принимавший участия в голосовании

Последствия

1. Если реорганизация не окончена и осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении этих лиц. В остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

2. Если реорганизация окончена:

- не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица;

- не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

1. Восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации;

2. Сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление, осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

4. Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ (восстановление корпоративного контроля).

Возмещение убытков

 

Предусмотрено в случае восстановления корпоративного контроля по правилам п. 3 ст. 65.2 ГК РФ:

Кому

- участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании;

- кредитору реорганизованного юридического лица

- участнику ранее существовавшего юридического лица, утратившему в ходе реорганизации или по ее окончании права участия в корпорации

Кто возмещает

Солидарно:

- лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации;

- юридические лица, созданные в результате реорганизации;

- члены принявшего решение о реорганизации коллегиального органа, голосовавшие за принятие решения (если решение принято коллегиальным органом).

Лица, виновные в утрате доли участия в корпорации

 

8. Ликвидация юридического лица.

 

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

- для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (п/п 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);

- установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица (п/п 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);

- урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, п. п. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);

- установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);

- установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);

- предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);

- установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);

- установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

 

Основные изменения, внесенные в статью 61 ГК РФ можно представить следующим образом:

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 1 ст. 61

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

п. 3 ст. 61

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае:

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

нет

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

5) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61 ГК РФ в прежней редакции)

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ в прежней редакции).

Норма продублирована в п/п 1-4 п. 3 ст. 61 ГК РФ (см. выше).

п. 4 ст. 61

нет

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

п. 5 ст. 61

нет

Неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

 

Необходимо обратить внимание на то, что п/п 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Норма п. 4 ст. 61 ГК РФ в прежней редакции переформулирована, частично перенесена в п. 4 ст. 62 ГК РФ, однако эти правки носят скорее редакторский характер.

 

Статья 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

- учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом*(12) (п. 1 ст. 62 ГК РФ);

- учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества - солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);

- ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);

- при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц*(13).

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации - три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

 

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

- промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);

- в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);

- при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);

- при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);

- при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 

Основные изменения, внесенные в ст. 64 ГК РФ, регулирующую порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, можно представить следующим образом.

 

Норма

До принятия Закона

После принятия Закона

п. 1 ст. 64

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности

При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности

абз. 8 п. 1 ст. 64

нет

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

п. 3 ст. 64

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

п. 5 ст. 64

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

нет

п. 5.1. ст. 64

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64 ГК РФ в прежней редакции).

Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо не может быть признано несостоятельным (банкротом);

2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

п. 5.2. ст. 64

нет

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

 

Остальные изменения, внесенные в ст. 64, являются скорее редакторскими правками.

 

В ГК РФ включена статья 64.1., устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

 

В статью 65 ГК РФ, посвященную несостоятельности (банкротству) юридического лица, изменения не вносились.

 

9. Прекращение недействующего юридического лица.

 

ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен ст. 21.1 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Эта норма повторяет п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).