Раздел 4: Унитарные организации.
Обращает на себя внимание то, что в ГК РФ не внесено общих положений, касающихся унитарных организаций, как это сделано в отношении корпораций.
1. Коммерческие унитарные организации.
1.1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В Концепции предлагалось постепенно заменить государственные и муниципальные унитарные предприятия, как бесперспективную организационно-правовую форму юридического лица, другими видами коммерческих организаций, в первую очередь, хозяйственными обществами с решающим участием публично-правовых образований, сохранив в перспективе лишь федеральные казенные предприятия для некоторых особо важных сфер экономики (п. 6.3 Концепции). Однако пока такая организационно-правовая форма в ГК РФ осталась в полном объеме.
В нормы ГК РФ о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях были внесены структурные изменения, отсылающие по большинству вопросов деятельности унитарных предприятий к закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях*(44).
Интересно, что если раньше в п. 1 ст. 114 ГК РФ было указано, что казенное предприятие - это унитарное предприятие на праве оперативного управления, то теперь п. 1 ст. 113 ГК РФ оперирует понятием "унитарное казенное предприятие", а в п. 2 этой же статьи сказано, что имущество унитарного предприятия (любого вида) может принадлежать ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;*(45) права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о ГУПах*(46). Сами по себе эти нормы позволяют Закону о ГУПах определять, какому виду предприятий на каком праве принадлежит имущество. Однако на момент принятия Закона положения ГК РФ о праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. ст. 294, 296 ГК РФ) и Закона о ГУПах о видах унитарных предприятий (п. 2 ст. 2 Закона о ГУПах) четко предусматривают, что государственные и муниципальные предприятия основаны на праве хозяйственного ведения, а казенные предприятия - на праве оперативного управления. Поэтому такое изменение, скорее всего, можно объяснить желанием законодателя более удачно сформулировать норму, не затрагивая в ст. ст. 113 и 114 ГК РФ вопросов принадлежности унитарному предприятию имущества на том или ином праве.
Другие существенные изменения выглядят следующим образом:
Норма |
До принятия Закона |
После принятия Закона |
Унитарное предприятие |
Основные положения об унитарном предприятии |
|
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий. |
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. |
|
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ*(47). Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего*(48) (п. 7 ст. 114 ГК РФ в прежней редакции). |
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
|
|
В ГК РФ этого положения не было. Порядок реорганизации предприятий предусмотрен главой V Закона о ГУПах. |
Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом о ГУПАХ и законами о приватизации. |
|
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения |
Создание унитарного предприятия и его уставный фонд |
|
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. |
Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. |
2. Некоммерческие унитарные организации.
2.1. Фонды.
Правовое положение фондов урегулировано более детально, чем это раньше было сделано в ГК РФ и Законе о НО. Ранее, например, порядок управления фондом определялся его уставом, а с принятием Закона в ГК РФ появились нормы, устанавливающие структуру органов управления фонда, исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда (ст. 123.19 ГК РФ). Это, наряду с введенным запретом реорганизации фондов (п. 3 ст. 123.17 ГК РФ), свидетельствует о желании законодателя более жестко и императивно определить статус таких юридических лиц.
Основные изменения выглядят следующим образом:
Норма |
До принятия Закона |
После принятия Закона |
(ранее ст. 118) |
Фонды |
Основные положения о фонде
|
|
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п. 2 ст. 118 ГК РФ в прежней редакции). |
нет Данный вопрос урегулирован общими нормами о юридических лицах (ст. 50 ГК РФ) |
нет |
Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев реорганизации негосударственных пенсионных фондов, установленных специальным законодательством. |
|
нет |
Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах. |
|
Ранее такой статьи не было. Аналогичные нормы содержались в ст. 118. |
Имущество фонда |
|
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ в прежней редакции). |
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. |
|
Ранее такой статьи не было. |
Управление фондом |
|
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (п. 3 ст. 118 ГК РФ в прежней редакции). |
К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся вопросы, указанные в п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со ст. 53.1 ГК РФ возместить убытки, причиненные ими фонду. |
|
В ГК РФ такой нормы не было. Аналогичное положение содержалось в п. 3 ст. 7 Закона о НО. |
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. |
|
ст. 123.20 (ранее - ст. 119) |
Изменение устава и ликвидация фонда |
|
Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке (п. 1 ст. 119 ГК РФ в прежней редакции). |
Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. |
|
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда (п. 3 ст. 119 ГК РФ в прежней редакции). |
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда. |
2.2. Учреждения.
В правовом регулировании статуса учреждений произошли следующие принципиальные изменения:
- установлен запрет на соучредительство нескольких лиц при создании учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*(49);
- установлена субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, абз. 2 п. 6 ст. 123.22 ГК РФ)*(50).
Нормы об учреждениях по-новому структурированы:
- отдельными статьями устанавливаются общие положения об учреждениях (ст. 123.21 ГК РФ), нормы о государственных (муниципальных) учреждениях (ст. 123.22 ГК РФ), нормы о частных учреждениях (ст. 123.23 ГК РФ);
- перегруппированы нормы об ответственности учреждения и его учредителя: в п. 3 ст. 123.21 ГК РФ установлена общая норма, отсылающая к специальным нормам, определяющим ответственность государственных и муниципальных (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ) и частных (п. 2 ст. 123.23 ГК РФ) учреждений.
Остальные существенные изменения можно представить следующим образом:
Норма |
До принятия Закона |
После принятия Закона |
|
Основные положения об учреждениях |
|
нет*(51) |
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. |
|
|
Государственное учреждение и муниципальное учреждение |
|
нет |
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. |
|
нет*(52) |
Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. |
|
В ГК РФ такой нормы не было. Обязанность опубликования отчетов установлена ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". |
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. |
|
В ГК РФ нормы не было. Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 17 Закона о НО. |
Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом. |
|
|
Частное учреждение |
|
В ГК РФ нормы не было. П. 2 ст. 17 Закона о НО: Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. |
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. |
2.3. Автономные некоммерческие организации.
Правовой статус автономной некоммерческой организации ранее был урегулирован не ГК РФ, а Законом о НО.
Нормы посвященных автономным некоммерческим организациям статей 123.24, 123.25 ГК РФ частично повторяют нормы ст. 10 Закона о НО, частично изменяют и дополняют их.
Основные изменения можно представить следующим образом:
До принятия Закона |
После принятия Закона |
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы*(53) (п. 1 ст. 10 Закона о НО). |
Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя) (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). |
(п. 1 ст. 10 Закона о НО). |
|
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 Закона о НО). |
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью*(54), необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ). |
Порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее определяется учредительными документами (п. 3 ст. 14 Закона о НО). |
Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ)*(55). |
Кроме того, урегулирован порядок управления автономной некоммерческой организацией (ст. 123.25 ГК РФ), тогда как ранее на нее распространялись общие нормы об управлении во всех некоммерческих организациях (ст. ст. 29, 30 Закона о НО):
- управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями;
- по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации;
- учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
2.4. Религиозные организации.
С принятием Закона религиозные организации выделены в отдельную организационно-правовую форму (ранее они являлись одной из разновидностей общественных и религиозных организаций (объединений), в ГК РФ включены статьи 123.26 и 123.27, посвященные религиозным организациям.
В соответствии с п. 2 ст. 123.26 ГК РФ, кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций определяется также Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(56).
Ряд положений ст. ст. 123.26, 123.27 практически повторяют соответствующие нормы Закона о религиозных организациях, в частности, его статьи 6, 8, 10, 15, 21. Положения п. п. 3, 4 ст. 123.28 ГК РФ аналогичны п. 2 ст. 6 Закона о НО.
Часть включенных в ГК РФ норм отсутствует в Законе о религиозных объединениях и Законе о НО:
- в п. 3 ст. 123.26 ГК РФ установлен запрет на преобразование религиозной организации;
- порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами) (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ);
- учредитель религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).
______________________________
*(1) См., например, Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства ("Законодательство", N 10, октябрь 2014 г.).
*(2) Здесь и далее нумерация статей приведена в соответствии с ГК РФ в редакции Закона, если иное не указано в тексте.
*(3) Не совсем понятно, что законодатель подразумевает под "иными юридическими лицами...".
*(4) Далее - ЕГРЮЛ.
*(5) См. п. 7.1. Концепции.
*(6) Статьей 1473 ГК РФ установлены ограничения использования в фирменном наименовании юридического лица слов "Российская Федерация", "Россия", а также слов, производных от них, полных или сокращенных официальных наименований федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
*(7) Далее - Закон об ООО.
*(8) Далее - Закон об АО.
*(9) Далее - Закон о ГУПах.
*(10) Далее - Закон о НО.
*(11) Далее - Закон о регистрации.
*(12) В настоящее время такого порядка законом не установлено.
*(13) В настоящее время установлен порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Закона о регистрации). Для реализации п. 6 ст. 62 ГК РФ потребуется внести изменения в Закон о регистрации.
*(14) Вероятно, это сделано с целью унификации части норм о коммерческих организациях и устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании правового положения некоммерческих организаций.
*(15) Очевидно, это связано с тем, что ст. 65.2. ГК РФ, в отличие от ст. 67 ГК РФ в прежней редакции, распространяется и на некоммерческие организации.
*(16) Подробнее об этом, например: Гражданско-правовые способы защиты прав акционеров в свете реформирования гражданского законодательства (Н.В. Козлова, "Законодательство", N 2, февраль 2013 г.), Восстановление корпоративного контроля как способ защиты нарушенных прав участников хозяйственных обществ (В.А. Русанова, "Законодательство", N 5, май 2011 г.).
*(17) В этот перечень входят вопросы, отнесенные к компетенции высших органов управления обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов в соответствии с ГК РФ в прежней редакции, Законом об ООО, Законом об АО, Федеральным законом от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".
*(18) Е.А. Сухановым критикуется данное положение в связи с тем, что такое по сути тайное соглашение позволяет управлять корпорацией не тем, кто ее создал или является ее участником, а третьим лицом (подробнее об этом: Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства ("Законодательство", N 10, октябрь 2014 г.)).
*(19) С принятием Закона вкладом в имущество могут быть только документарные ценные бумаги (например, векселя), акции, государственные и муниципальные облигации.
*(20) Перечень имущества, которое может быть вкладом в имущество хозяйственных обществ и товариществ, существенно сузился: в него не вошли, например, имущественные права, бездокументарные ценные бумаги. Исключение составляют акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации и интеллектуальные права, которые отдельно поименованы в п. 1 ст. 66.1 ГК РФ),
*(21) К вещам относятся также наличные деньги и документарные ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ).
*(22) Требования об оплате определенной части уставного капитала к моменту государственной регистрации общества Закон об ООО в настоящее время не содержит.
*(23) То есть открытое акционерное общество (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
*(24) В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об АО число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Иными словами, обязательного создания совета директоров в закрытом акционерном обществе законодательство не предусматривало, а обязанность создания совета директоров в открытом акционерном обществе зависело от количества его акционеров (больше или меньше 50).
*(25) Акционерные общества, которые на 01.10.2013 были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести реестры до 01.10.2014. Далее они обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
*(26) Законом или уставом общества, не являющегося публичным, могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).
*(27) Они были предусмотрены ст. 35 Закона об АО.
*(28) Обращает на себя внимание то, что теперь в данной норме речь идет о любых акциях общества, а не только об обыкновенных и иных голосующих акциях, как раньше.
*(29) Как отмечает А.Е.Шерстобитов, нормы ст. 86.1 ГК РФ о правовом положении крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, обнаруживают весьма значительное его сходство с правовым положением производственного кооператива (Проблемы модернизации правил о правовом положении граждан в Гражданском кодексе Российской Федерации (А.Е. Шерстобитов, "Законодательство", N 4, апрель 2013 г.)).
Сухановым Е.А. делается вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства теперь являются разновидностью товариществ, наряду с полным товариществом и товариществом на вере (Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства ("Законодательство", N 10, октябрь 2014 г.)).
*(30) Далее - Закон об общественных объединениях.
*(31) В соответствии со ст. 7 Закона об общественных объединениях, общественные объединения могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме общественной организации
*(32) Эти положения в значительной степени повторяют п. 3 ст. 14 Закона о НО, однако существенно отличаются от ст. 20 Закона об общественных объединениях, что потребует внесения изменений в специальное законодательство.
*(33) В отличие, например, от автономной некоммерческой организации, учредители которой могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 123.24 ГК РФ, п. 4 ст. 10 Закона о НО).
*(34) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает такой организационно-правовой формы, как некоммерческое партнерство (п/п 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ), а к некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) (п/п 5 п. 8 ст. 3 Закона).
*(35) О субсидиарной ответственности (п/п 6 п. 1 ст. 123 ГК РФ в прежней редакции).
*(36) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает таких организационно-правовых форм, как жилищный и жилищно-строительный кооператив, а к таким кооперативам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости (п/п 6 п. 8 ст. 3 Закона).
*(37) Далее - Закон о садоводческих объединениях.
*(38) Далее - казачьи общества.
*(39) Выделение казачьих обществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица критикуется Е.А. Сухановым (см. Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства ("Законодательство", N 10, октябрь 2014 г.)).
*(40) Далее - Закон о казачестве.
*(41) Аналогичная норма предусмотрена и в отношении общин коренных малочисленных народов РФ.
*(42) Далее - Закон о гарантиях прав коренных народов.
*(43) Далее - Закон об общинах коренных народов.
*(44) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о ГУПах).
*(45) Формулировка этой нормы с принятием Закона не изменилась.
*(46) Этот абзац был включен в ГК РФ Законом.
*(47) Вероятно, исключение этих слов из нормы связано с тем, что после принятия Закона п. 3 ст. 56 ГК РФ не допускает установление случаев ответственности собственника имущества юридического лица по его обязательствам уставом юридического лица, а не законом.
*(48) Это изменение можно объяснить запретом унитарному предприятию создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), установленному п. 1 ст. 2 Закона о ГУПах.
*(49) В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
*(50) Эти положения распространяются также на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Закона).
*(51) Общих для всех учреждений норм об управлении установлено не было. Вопрос регулировался, в частности, п. 1 ст. 28 Закона о НО, ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(52) Могла быть применена общая норма п. 3 ст. 56 ГК РФ.
*(53) Это изменение скорее можно назвать редакторской правкой, поскольку преобразование иных юридических лиц в автономную некоммерческую организацию предусматривается ГК РФ в редакции Закона. В частности, потребительских кооперативов (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ), общественных организаций (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ), ассоциаций (союзов) (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ), казачьих обществ (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ), общин коренных малочисленных народов РФ (п. 3 ст. 123.16 ГК РФ), частных учреждений (п. 3 ст. 123.23 ГК РФ).
*(54) Не совсем понятно, почему понятие "предпринимательской деятельности" упоминается в связи с деятельностью некоммерческой организации, тогда как п. 4 ст. 50 ГК РФ оперирует теперь понятием "приносящая доход деятельность".
*(55) Эта норма сформулирована как императивная, то есть не может быть изменена уставом автономной некоммерческой организации.
*(56) Далее - Закон о религиозных объединениях.
<< Раздел 3 : Корпорации |
||
Содержание Реформирование гражданского законодательства о юридических лицах (сравнительный анализ изменений, внесенных с 1 сентября 2014... |