Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N ВАС-1870/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи В.В. Попова,
судей Е.Е. Борисовой и Ю.В. Гросула
рассмотрела в судебном заседании администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" (далее - администрация) (г. Звенигово) от 07.02.2013 N 410 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.04.2012 по делу N А38-6049/2011, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2012 по тому же делу по заявлению администрации о признании недействительным представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее - Управление Росприроднадзора, уполномоченный орган) от 02.11.2011 N 64, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению рекультивации земельного участка, площадью 2,4 га, расположенного в квартале 53 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества ГКУ "Звениговское лесничество", в 2,2 км северо-восточнее д. Нурда, в 3 км от автодороги Йошкар-Ола - Казань, съезд с трассы, напротив ОАО "Химзавод "Сайвер" (далее - представление).
Третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл, государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Звениговское лесничество", открытое акционерное общество "Красногорский комбинат автофургонов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 10.04.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.07.2012 и постановлением суда кассационной инстанции от 19.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора администрация указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу в соответствии со статьей 304 АПК РФ являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Как установлено судами, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора от 10.10.2011 N 366-п в период с 17 по 21.10.2011 осуществлены проверочные мероприятия по выявлению и пресечению организации несанкционированных свалок на территории Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.
На основании результатов проверки 02.11.2011 заместитель руководителя Управления Росприроднадзора вынес оспариваемое представление.
Полагая, что такое представление уполномоченного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, орган местного самоуправления обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.08.2003 N 247 (далее - постановление N 247) и исходили из того, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
При этом суды установили, что указанный земельный участок находится на территории муниципального образования "Звениговский муниципальный район".
В силу подпункта 12 пункта 2.1 Положения об администрации, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Звениговский муниципальный район" от 18.08.2010 N 97, решение вопроса об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к её компетенции.
Установив, что 17.06.2003 Управление Росприроднадзора, исполняющее функции территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, выдало заключение о согласовании изъятия обозначенного земельного участка из состава земель лесного фонда для размещения свалки твердых бытовых отходов, на основании которого 07.08.2003 Правительство Республики Марий Эл приняло постановление N 247, в связи с чем спорный земельный участок стал относиться к категории земель промышленности и иного специального назначения, суды разъяснили, что признание указанного постановления утратившим силу не свидетельствует о том, что спорный земельный участок автоматически вновь приобрел статус земель лесного фонда.
Доводы заявителя, изложенные в рассматриваемом заявлении, были рассмотрены судами апелляционной и кассационной инстанций и им была дана соответствующая правовая оценка.
Таким образом, коллегия судей пришла к выводу, что доводы, приведенные в заявлении о пересмотре дела в порядке надзора, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и в силу статьи 304 АПК РФ не являются основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд определил:
в передаче дела N А38-6049/2011 Арбитражного суда Республики Марий Эл в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 10.04.2012, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судья |
Е.Е. Борисова |
Судья |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N ВАС-1870/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А38-6049/2011
Истец: Администрация МО Звениговский муниципальный район, Администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РМЭ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл
Третье лицо: Администрация МО Шелангерское сельское поселение, ГКУ РМЭ "Звениговское лесничество", Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл, ОАО "Красногорский комбинат автофургонов", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, ТУ ФАУГИ в РМЭ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл, Министерство лесного хозяйства РМЭ