Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Куликовой В.Б.,
судей Борисовой Е.Е., Козырь О.М.
рассмотрела в судебном заседании заявление Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, г. Чебоксары о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2012 по делу N А79-9757/2012, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.05.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Елочка-сервис", г. Чебоксары (далее - общество) к Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом (далее - комитет), Администрации города Чебоксары (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации и комитета, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления о реализации обществом преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого объекта муниципальной собственности - нежилого помещения N 02, находящегося в нежилом здании (литер А), расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Эльгера, д. 20.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена индивидуальный предприниматель Разумова И.В. (независимый оценщик; далее - ИП Разумова И.В.)
Суд установил:
решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.05.2013, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - заявитель) считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что решение о приватизации не принималось, так как в судебном порядке оспаривалось заключение о рыночной стоимости арендуемого помещения, и на комитет необоснованно возложено совершение указанных судом действий, так как решение об условиях приватизации муниципального имущества города Чебоксары принимается распоряжением администрации. Заявитель приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушающие права и законные интересы муниципального образования "Город Чебоксары".
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что общество "Елочка-сервис" арендует указанное нежилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования, на основании договора от 20.06.2003 N 199, заключённого с комитетом. Названное общество 09.09.2011 обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьями 3, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ; Закон).
Комитет письмом от 17.10.2011 N 039-4730 уведомил общество о том, что заявление принято к рассмотрению и находится на стадии определения рыночной стоимости нежилого помещения, и после принятия решения об условиях приватизации помещения в адрес заявителя будет направлен проект договора купли-продажи.
С целью оказания услуг по определению рыночной стоимости муниципального имущества, в том числе арендуемого обществом объекта, комитет заключил с ИП Разумовой И.В. муниципальный контракт от 10.08.2011 N 89.
Общество 13.12.2011 и 26.12.2011 обращалось в комитет с заявлениями о предоставлении возможности ознакомиться с отчетом независимого оценщика, и письмом от 30.12.2011 уполномоченный орган сообщил обществу об отсутствии такого отчета.
Отчет об оценке имущества был подготовлен независимым оценщиком 06.02.2012 и направлен им в Чувашское республиканское отделение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которое оформлено положительное заключение на данный отчет.
Указанный отчет 13.03.2012 поступил также на рассмотрение постоянно действующей Комиссии по приватизации объектов муниципальной собственности города Чебоксары и был направлен на экспертизу в Общероссийскую общественную организацию "Российское общество оценщиков". Эта организация на отчет от 06.02.2012 подготовила положительное экспертное заключение от 02.05.2012 N 245/2012.
На основании положений части 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ при получении от субъекта малого или среднего предпринимательства, соответствующего требованиям, установленным статьей 3 этого Закона, заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
На подготовленный экспертом отчет от 06.02.2012, поступивший к уполномоченному органу 13.03.2012, были получены в последующем положительные заключения, исходя из положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки, что свидетельствовало о наличии условий для совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Однако в установленные Законом сроки вышеназванные действия уполномоченными органами муниципального образования не были совершены.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.10.2012 по другому делу N А79-9872/2012 комитету было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным упомянутого выше отчета независимого оценщика и о признании недостоверной рыночной стоимости имущества.
Как установлено судами по материалам настоящего дела, действия, указанные в положениях части 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, необходимые для реализации обществом, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, уполномоченными органами муниципального образования не совершены на день рассмотрения судом дела по заявлению общества.
Поскольку уполномоченными органами было допущено нарушение норм названного Федерального закона, а также прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, заявленные им требования судом удовлетворены.
Выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах Закона.
Анализ доводов заявителя показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А79-9757/2012 Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 11.10.2012, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.05.2013, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Е.Е. Борисова |
Судья |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда от 1 октября 2013 г. N ВАС-13087/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А79-9757/2012
Истец: ООО "Елочка-сервис"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом
Третье лицо: Разумова И. В., Администрация города Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом