Налоговый кодекс: модернизация администрирования продолжается
Комментарий к Федеральному закону от 23.07.13 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Федеральным законом от 23.07.13 N 248-ФЗ внесены изменения в НК РФ, направленные на совершенствование налогового администрирования, а также поправки юридико-технического характера, уточняющие отдельные нормы НК РФ.
Кроме того, взаимосвязанные поправки внесены:
- в статью 15.6 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение должностными лицами срока представления сведений в налоговые органы (ст. 3 закона N 248-ФЗ);
- статьи 13 и 13.2 Федерального закона от 25.07.02 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан", регулирующие вопросы взаимообмена документами, касающимися миграционного и налогового учёта указанных лиц (ст. 4 закона N 248-ФЗ).
Как следует из статьи 6 закона N 248-ФЗ, он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, а именно 24 августа 2013 года. Исключение составляют отдельные положения закона, вступающие в силу в иные сроки.
Вступление в силу законодательных актов о налогах
Одно из первых уточнений затронуло статью 5 НК РФ, определяющую особенности действия налогового законодательства во времени.
Как правило, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Исключением являются законодательные акты, которые:
- устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (п. 3 ст. 5 НК РФ);
- отменяют налоги, снижают размеры ставок налогов, устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Такие законодательные акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абз. 4 п. 1 ст. 5 НК РФ).
Законодатель скорректировал это положение. Теперь акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу в те сроки, которые прямо предусмотрены этими актами, но, главное, не ранее даты их официального опубликования (п. 3 ст. 1 закона N 248-ФЗ).
Уточнение перечня обязанностей налогоплательщиков
Комментируемым законом уточнён установленный статьёй 23 НК РФ перечень обязанностей налогоплательщиков.
До внесения поправок в подпункт 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны были сообщать в налоговые инспекции (по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Сообщить о таком факте налогоплательщик должен был не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
От редакции. Сообщения об участии в российских и иностранных организациях (начале участия или внесении изменений о доле участия) представляются в налоговые инспекции по форме С-09-2, утверждённой приказом ФНС России от 09.06.11 N ММВ-7-6/362@ (приложение N 2). Структура этого документа предусматривает указание учётных сведений заявителя-налогоплательщика (наименование (для предпринимателей - фамилия, имя, отчество), ОГРН, ОГРНИП, ИНН/КПП) и соответствующей доли участия.
После 24 августа 2013 года обязанность сообщать сведения об участии в российских хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью отменена.
Кроме того, после указанной даты налогоплательщикам не нужно сообщать налоговикам и о реорганизации и ликвидации организаций. Прежние правила предусматривали обязанность налогоплательщика сообщать о таком факте в течение трёх дней со дня принятия такого решения. Теперь подпункт 4 пункта 2 статьи 23 НК РФ, которым была установлена эта обязанность, утратил свою силу.
От редакции. Внесённой поправкой законодатель устранил дублирующие положения НК РФ по предоставлению сведений, необходимых для учёта организаций. Ведь в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщик обязан сообщить об этом факте регистрирующей инспекции. Сообщение представляется по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.11 N ММВ-7-6/362@). А уже в рамках межведомственного и внутриведомственного информационного сообщения документ должен предоставляться всем заинтересованным лицам, в том числе инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учёте.
Изменение порядка передачи налогоплательщикам документов из налоговой инспекции
Законодатель установил общий порядок направления документов налоговиками при реализации своих полномочий (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ), который применяется с 24 августа 2013 года. Налоговики могут передавать документы несколькими способами:
- под расписку;
- по почте заказным письмом, в этом случае документ считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма;
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
От редакции. Уточняя порядок передачи документов, необходимых для реализации налоговыми инспекциями своих полномочий, законодатель в первую очередь указал на то, что должна быть обеспечена возможность личной передачи (под расписку) наиболее важных для налогоплательщика документов. Речь может идти, например, о передаче решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с неуплатой налогов (приложение N 12 к приказу ФНС России от 31.05.07 N ММ-3-06/338@) (форма по КНД 1165020). И только если нет возможности вручить важный документ лично, он может быть направлен налогоплательщику и иными указанными способами.
Тем налогоплательщикам, которые обязаны предоставлять в налоговые инспекции декларации в электронной форме, налоговики будут направлять документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это касается налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
Взаимосвязанные поправки, исключающие дублирующие функции, были внесены и в другие статьи первой части НК РФ. Так, в статьях 101 (п. 15.1) и 101.4 (п. 11) НК РФ исключены указания о способах передачи налоговиками документов.
Новое в формах и правилах выдачи справок
Налоговики обязаны предоставлять налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по их запросу справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании имеющихся в инспекциях данных (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Запрашиваемая справка выдаётся в течение 5 дней (имеются в виду рабочие дни (п. 6 ст. 6.1 НК РФ)) со дня поступления запроса от налогоплательщика или налогового агента.
С 24 августа 2013 года перечень указанных в справке сведений расширился. Теперь налоговики обязаны указывать в справке сведения о процентах, которые бюджет задолжал налогоплательщику (п. 10 ст. 78, п. 10 ст. 176.1 НК РФ) или налогоплательщик должен заплатить в бюджет (например, п. 4 ст. 75, п. 17 ст. 176.1 НК РФ и др.).
Кроме того, после вступления в силу закона N 248-ФЗ налоговики обязаны выдавать справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. Срок выдачи - в течение 10 дней (рабочих) со дня подачи в налоговую инспекцию соответствующего запроса.
Обновление порядка проведения сверки расчётов
За налоговыми инспекциями кодексом закреплена обязанность по проведению с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами совместной сверки расчётов (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Благодаря поправкам, внесённым законом N 248-ФЗ, такая сверка расчётов будет проводиться не только по налогам, сборам, пеням, штрафам, но и по процентам.
Порядок проведения совместной сверки, а также формат обновлённого акта должна утвердить налоговая служба.
Начиная с 24 августа 2013 года налоговики обязаны проводить сверку и с ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ). На основании результатов совместной сверки должен составляться акт. Он будет вручаться, направляться по почте заказным письмом или передаваться ответственному участнику КГН в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после его составления.
Выписки из ЕГРН
ФНС России ведёт Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), в котором содержатся сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п. 8 ст. 84 НК РФ).
Ныне действуют правила ведения ЕГРН, утверждённые постановлением Правительства РФ от 26.02.04 N 110. В своё время приказом Минфина России от 30.09.10 N 116н был утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока не вступил в силу, поскольку в пункте 2 приказа сказано, что он заработает лишь после признания утратившими силу правил ведения ЕГРН, утверждённых постановлением N 110. А этого пока не произошло.
Порядок предоставления пользователям сведений из ЕГРН утверждён приказом ФНС России от 27.02.12 N ММВ-7-6/111@. И этот документ также вступит в силу с той даты, когда утратят силу правила, утверждённые постановлением N 110.
В настоящее время сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, на платной или бесплатной основе в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (п. 12-15 правил). Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днём получения запроса.
Однако в НК РФ не была закреплена обязанность налоговых органов выдавать пользователям выписки из ЕГРН. Законодатель исправил эту оплошность и дополнил пункт 1 статьи 32 НК РФ новым подпунктом 14, устанавливающим новую обязанность.
Поручение на списание и перечисление денежных средств
Чтобы взыскать с налогоплательщика недоимку по налогу, налоговики направляют в банк поручение на списание денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) или поручение на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента).
Законом N 248-ФЗ установлено, что форму и порядок направления в банк поручения налогового органа должна устанавливать налоговая служба. Она же будет утверждать форматы указанных поручений, которые законодатель счёл целесообразным согласовывать с Банком России (дополнения в п. 2 ст. 46 НК РФ).
Кроме того, статья 46 НК РФ дополнена новым пунктом 4.1, которым установлен порядок приостановления действия указанных поручений, возобновления их действия, а также порядок отзыва неисполненных поручений.
Действие поручения налоговой инспекции на списание денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), а также поручения на перевод электронных денежных средств в бюджет приостанавливается в трёх случаях:
- по решению налоговой инспекции в случае принятия решения о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с пунктом 6 статьи 64 НК РФ;
- при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на находящиеся в банке денежные средства, в том числе электронные;
- по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.
Действие указанных поручений возобновляется на основании решения налоговой инспекции об отмене приостановления.
Кроме того, налоговой инспекцией может быть принято решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) указанных поручений в пяти случаях:
- при изменении срока уплаты налога и сбора, а также пеней и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
- при исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, в том числе в случае зачёта переплаты в счёт погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьёй 78 НК РФ;
- при списании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, статьёй 176.1 НК РФ, признанных безнадёжными к взысканию в соответствии со статьёй 59 НК РФ;
- при уменьшении суммы налога, сбора, пеней в связи с представлением уточнённой налоговой декларации в соответствии со статьёй 81 НК РФ;
- при поступлении в налоговую инспекцию от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика или об остатках электронных денежных средств в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76, пункта 2 статьи 86 НК РФ.
Формы перечисленных выше решений устанавливаются налоговой службой. Она же утверждает форматы этих решений по согласованию с Банком России.
Порядок направления в банк указанных решений определяют:
- ФНС России - если документ на бумажных носителях;
- Банк России по согласованию с налоговой службой - если документ в электронной форме.
Изменения в порядке взыскания долгов за счёт имущества гражданина
Если гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вовремя не заплатил налог, то налоговая инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании за счёт имущества налогоплательщика.
В настоящее время сделать это может только та налоговая инспекция, которая направила физическому лицу требование об уплате налога (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Если же гражданин меняет место жительства и снимается с учёта в налоговой инспекции, которая выставила требование об уплате налога, обратиться в суд с заявлением налоговики не могут.
Чтобы избавиться от этой проблемы, законодатель внёс поправки в пункт 1 статьи 48 НК РФ. Теперь при возникновении описанной выше ситуации со снятием гражданина с учёта полномочия по обращению в суд с заявлением о взыскании налога будут переходить к налоговой инспекции по новому месту жительства этого лица.
Аналогичные правила действуют и при взыскании за счёт имущества физического лица задолженности по пеням и штрафам.
Коррективы в правилах округления
С 1 января 2014 года все налоги будут округляться до полных рублей. Сумму налога менее 50 копеек можно будет отбросить, а сумму налога 50 копеек и более необходимо будет округлить до полного рубля (вновь введённый п. 6 ст. 52 НК РФ).
Аналогичная норма, установленная пунктом 4 статьи 225 НК РФ, исключена из главы 23 НК РФ.
Основания для признания недоимки безнадёжной
Недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаётся безнадёжной в установленных статьёй 59 НК РФ случаях. В перечень этих случаев включены:
- ликвидация организации, у которой недостаточно имущества, чтобы погасить задолженность перед бюджетом;
- признание индивидуального предпринимателя банкротом;
- смерть физического лица или объявление его умершим;
- утрата налоговиками возможности по решению суда взыскать недоимку, задолженность по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.
Законодатель дополнил статью 59 НК РФ новым пунктом 4.1. В нём говорится, что основанием для признания недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам является постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки.
Такое постановление выносят судебные приставы-исполнители через пять лет с даты образования недоимки, если её размер в совокупности с задолженностью по пеням и штрафам не превышает определённого размера. Он определяется на основании размера требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Напомним, что в настоящее время для организаций размер этих требований составляет 100 000 руб., для предпринимателей - 10 000 руб. (п. 2 ст. 6 закона N 127-ФЗ).
Решение о признании такой недоимки безнадёжной и её списании будет принимать налоговая инспекция по месту учёта налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Поправки в обязанности банков
Поправка, внесённая в пункт 1 статьи 60, закрепляет обязанность банков перечислять в бюджет на основании инкассового поручения не только денежные средства налогоплательщика (налогового агента), но и его электронные денежные средства.
Прежней редакцией пункта 3.1 статьи 60 НК РФ было определено, что банки обязаны сообщать в налоговые инспекции о невозможности исполнения их поручения на перечисление денежных средств в бюджет в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентском счёте банка. Теперь (с 24 августа 2013 года) банки должны информировать налоговиков и о невозможности исполнения их поручения в связи с отсутствием денежных средств на счёте налогоплательщика.
Договор об инвестиционном налоговом кредите
Изменения в перечне сведений
Законодатель дополнил перечень сведений, которые должны быть отражены в договоре об инвестиционном налоговом кредите.
Помимо порядка уменьшения платежей по соответствующему налогу, суммы кредита, срока действия договора, порядка погашения суммы кредита и начисленных процентов, ответственности сторон в договоре инвестиционного кредита должен содержаться срок погашения суммы кредита и начисленных процентов, а также способ обеспечения обязательств. При этом срок погашения кредита и начисленных процентов не должен превышать срок, на который предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Такие дополнения внесены в пункт 6 статьи 67 НК РФ.
Обновлённый порядок взыскания процентов за нарушение обязательств
Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит в связи с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлением ею особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, то она обязана помимо налога заплатить и проценты. Проценты рассчитываются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки рефинансирования Банка России.
Перечислить в бюджет проценты налогоплательщик обязан не позднее 3 месяцев со дня расторжения договора (п. 9 ст. 68 НК РФ). При нарушении этого срока и после окончания срока исполнения требования об уплате проценты будут взыскиваться в порядке, который предусмотрен статьями 46-48 НК РФ (новая редакция п. 10 ст. 68 НК РФ).
Напомним, что до внесения поправок проценты должны были взыскиваться в порядке, аналогичном тому, который установлен статьёй 176.1 НК РФ (с применением механизма банковской гарантии).
Требование об уплате налога
Если налогоплательщик вовремя не заплатил налог, то у него образуется недоимка по этому налогу. В этом случае налоговики направляют налогоплательщику требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:
- о сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- сроке исполнения требования;
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования.
Что касается срока уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, то эти сведения теперь должны указываться только в требовании об уплате налога, которое направляется физическому лицу (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Законодатель также разрешил выставлять требования об уплате налогов не только тем налоговым инспекциям, в которых налогоплательщики состоят на учёте, но и тем налоговым органам, которые вынесли решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьёй 101.4 НК РФ (п. 5 ст. 69 НК РФ).
Срок направления налогоплательщику требования об уплате налога - не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Законодатель сделал исключение для тех случаев, когда сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, составляет менее 500 руб. В отношении такой задолженности требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Такие дополнения внесены в пункт 1 статьи 70 НК РФ.
Кроме того, законодатель увеличил (с 10 до 20 рабочих дней) срок направления налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ). Этот срок отсчитывается с даты вступления в силу решения ИФНС России.
В таком же порядке и в те же сроки налоговики должны выставлять требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на основании решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Согласно поправкам, внесённым в указанную норму, направлять требование правонарушителю должна та налоговая инспекция, которая выявила соответствующее правонарушение.
Начиная с 24 августа 2013 года налоговики могут выставлять не только требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, но и требования об уплате процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, поскольку правила, предусмотренные статьями 69 и 70 НК РФ, теперь распространяются и на проценты (п. 8 ст. 69 и п. 3 ст. 70 НК РФ).
Расширение сферы применения банковской гарантии
Законодатель расширил сферу применения банковской гарантии. Начиная с 1 октября 2013 года банковская гарантия может использоваться для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Это касается случаев предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, предоставления инвестиционного налогового кредита (п. 5.3, 8 ст. 64, п. 1 ст. 72 НК РФ).
В связи с этим первая часть НК РФ дополнена новой статьёй 74.1 "Банковская гарантия", вступившей в силу 1 октября 2013 года (п. 2 ст. 6 закона N 248-ФЗ). В ней дано определение банковской гарантии, установлены требования к банкам, которые могут её выдавать, а также требования к самой банковской гарантии. Правила, которые предусмотрены этой статьёй, применяются также в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, пеней, штрафов (п. 9 ст. 74.1 НК РФ).
На основании банковской гарантии банк (гарант) должен заплатить за налогоплательщика налоги, если налогоплательщик не сделал это вовремя, а также пени на основании требования налогового органа, выставленного в письменной или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 2 ст. 74.1 НК РФ).
Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение 5 рабочих дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ст. 74.1 НК РФ). При этом гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (п. 8 ст. 74.1 НК РФ). Исключением является только случай, когда такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия.
Банковская гарантия может быть выдана банком, включённым в специальный перечень, который ведёт Минфин России на основании сведений, полученных от Банка России. Указанный перечень должен быть размещён на сайте Минфина России в сети "Интернет".
Для включения в перечень банк должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 3 статьи 74.1 НК РФ. В перечень включены следующие требования:
- наличие выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. рублей;
- соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", на все отчётные даты в течение последних шести месяцев;
- отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27.10.08 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
Банки, которые соответствуют этим требованиям, должны быть включены в перечень в течение 5 рабочих дней со дня выявления этих обстоятельств. Банки, которые не соответствуют установленным требованиям, должны в те же сроки исключаться из перечня.
Что касается банковской гарантии, то она должна отвечать указанным в пункте 5 статьи 74.1 НК РФ требованиям:
- быть безотзывной и непередаваемой;
- не должна содержать указание на предоставление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены статьёй 74.1 НК РФ;
- срок действия должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено НК РФ;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объёме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
- должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
Изменения в порядке приостановления операций по счёту
Внесённые комментируемым законом N 248-ФЗ изменения в первую часть НК РФ коснулись положений статьи 76, регулирующей порядок приостановки операций по счетам в банках организаций и предпринимателей.
В настоящее время банк, в котором приостановлены операции по счетам конкретного налогоплательщика и переводы его электронных денежных средств, не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для указанных переводов (п. 12 ст. 76 НК РФ). При этом в НК РФ нет запрета на открытие нового счёта в других банках, что является пробелом в законодательстве.
С 1 января 2014 года (п. 3 ст. 6 закона N 248-ФЗ) в случае приостановки операций по счёту в одном банке другим банкам также будет запрещено открывать новые счета данному лицу. Об этом говорится в новой редакции пункта 12 статьи 76 НК РФ.
Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам конкретного налогоплательщика будет утверждён ФНС России по согласованию с Банком России. Это положение, внесённое в пункт 12 статьи 76 НК РФ, вступило в силу 24 августа 2013 года (п. 1 ст. 6 закона).
Уточнения в правилах ареста имущества налогоплательщика
Если налогоплательщик вовремя не заплатил налоги, пени или штрафы, налоговики имеют право наложить арест на имущество должника. Сделать это они могут в случае, когда должник может скрыться или скрыть своё имущество (п. 1 ст. 77 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 77 НК РФ арест имущества применяется в качестве обеспечительной меры для взыскания налога, пеней и штрафов за счёт имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьёй 47 НК РФ. При этом чёткой последовательности действий по взысканию долгов не установлено.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 77 НК РФ арест может быть применён только после принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьёй 46 НК РФ. Иначе говоря, арест имущества применяется после того, как налоговики попытаются взыскать налоги, пени и штрафы за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, налогового агента, а также за счёт электронных денежных средств. Если указанных денег окажется недостаточно либо у налоговиков будет отсутствовать информация о счетах налогоплательщика (налогового агента) или о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого для перевода денежных средств, только тогда налоговики смогут наложить арест на имущество должника. Об этом говорится в новой редакции пункта 3 статьи 77 НК РФ.
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении наложения ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей, если на счетах инвестиционного товарищества или управляющих товарищей не окажется денег.
Кроме того, статья 77 НК РФ дополнена новым пунктом 12.1, согласно которому по просьбе организации арест имущества может быть заменён на залог имущества в соответствии со статьёй 73 НК РФ. В этом случае решение об аресте имущества отменяется (новая редакция п. 13 ст. 77 НК РФ). Эти изменения вступили в силу 24 августа 2013 года.
Корректировка порядка зачёта или возврата НДС, подлежащего возмещению налоговой инспекцией
С 1 октября 2013 года при возврате или зачёте НДС, который подлежит возмещению налоговым органом, будут применяться правила, установленные статьёй 78 НК РФ (п. 14 ст. 78 НК РФ). Это изменение коснётся тех решений, которые налоговики примут после указанной даты (ч. 6 ст. 6 закона N 248-ФЗ).
От редакции. Упомянутая автором поправка порядка и сроков возврата (зачёта) НДС коснётся лишь случая предусмотренного пунктом 11.1 статьи 176 НК РФ, то есть когда возврат (зачёт) налога зависит от факта подачи налогоплательщиком заявления в налоговую инспекцию.
Если заявление подано до дня принятия решения о возмещении НДС, то инспекция одновременно примет два решения - по результатам камеральной проверки о зачёте (возврате) налога и решение о возмещении сумм налога (полностью или частично). Казначейство должно перевести деньги в течение пяти рабочих дней со дня получения от налоговой инспекции поручения на возврат НДС. Если этот срок нарушается, то с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении НДС, начисляются проценты (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Если заявление подано после принятия решения о возмещении НДС, то налоговая инспекция должна принять решение о возврате (зачёте) налога в течение 10 рабочих дней или после получения заявления налогоплательщика или после подписания акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) (п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Деньги должны быть перечислены территориальным органом Казначейства России в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если при возврате излишне уплаченного налога нарушаются сроки, то на невозвращённую сумму НДС начисляются проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Новое для предпринимателей в правилах представления сведений о среднесписочной численности работников
В настоящее время сведения о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год представляют все налогоплательщики (п. 3 ст. 80 НК РФ).
После 24 августа 2013 года указанные сведения должны представлять в налоговые органы только организации, а также индивидуальные предприниматели, которые привлекали наёмных работников. Следовательно, если у индивидуального предпринимателя не было работников, то представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности за предшествующий год ему не нужно (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Постановка на учёт в налоговых органах: порядок уточнили
Законодатель уточнил порядок постановки на налоговый учёт:
- управляющей компании закрытого ПИФа (п. 1.1 ст. 83 НК РФ);
- ответственного участника КГН (п. 4.3 ст. 83 НК РФ);
- участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учёта (п. 4.4 ст. 83 НК РФ).
Новый пункт 1.1, которым дополнена статья 83 НК РФ, определяет порядок и место постановки на налоговый учёт управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество. Они подлежат постановке на учёт по месту нахождения этого имущества. При этом если такое имущество расположено на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то постановка на учёт осуществляется в каждой из этих инспекций.
Местом постановки на учёт организации в качестве ответственного участника КГН является налоговая инспекция, в которой зарегистрирован договор о создании консолидированной группы. В течение пяти рабочих дней с даты регистрации договора о создании КГН налоговики обязаны поставить организацию на учёт и выдать соответствующее уведомление (новый п. 4.3 ст. 83 НК РФ).
Постановка на учёт организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учёта, осуществляется по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно. Местом постановки на учёт является налоговая инспекция, в которую направлена копия договора инвестиционного товарищества. Срок постановки на учёт - 5 рабочих дней с даты получения копии договора. В эти же сроки налоговики обязаны выдать управляющему товарищу уведомление о постановке на учёт в налоговом органе.
Совершенствование налогового контроля места нахождения имущества налогоплательщика
Организации и физические лица подлежат постановке на учёт в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств (п. 2 ст. 84 НК РФ). Постановка на учёт и снятие с учёта осуществляются на основании сведений, которые передают налоговикам государственные органы, перечисленные в статье 85 НК РФ.
В соответствии с НК РФ (подп. 2 п. 5 ст. 83) местом нахождения имущества признаётся:
- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для остальных транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Напомним, что в настоящее время транспортные средства регистрируются в ГИБДД:
- за гражданами - по месту жительства собственников либо по месту пребывания (п. 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24.11.08 N 1001)*(1);
- за юридическими лицами - по месту их нахождения (п. 24.3 правил).
В связи с этим законодатель внёс изменения в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ. Начиная с 24 августа 2013 года местом регистрации транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) в налоговых органах является только место нахождения собственника имущества или место жительства собственника.
Правила, установленные пунктом 5 статьи 83 НК РФ, применяются в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности. С 24 августа 2013 года их необходимо применять в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний. Об этом говорится в новой редакции пункта 5.1 статьи 83 НК РФ.
Кроме того, с указанной даты отменяется обязанность налоговых инспекций уведомлять граждан об их постановке на учёт на основании сведений, представленных государственными органами либо самим налогоплательщиком (п. 8 ст. 83 НК РФ признан утратившим силу).
Уточнение срока постановки на учёт граждан...
Постановка на учёт физических лиц осуществляется на основании заявления. В течение 5 рабочих дней после получения заявления налоговой инспекцией гражданин должен быть поставлен ею на учёт. В те же сроки ему выдаётся свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Законодатели уточнили срок постановки на учёт в налоговых органах физических лиц в случае, когда заявление было направлено физическим лицом по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговые органы должны направить запрос для подтверждения содержащихся в заявлении сведений в органы, осуществляющие:
- регистрацию (миграционный учёт) граждан по месту жительства;
- регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85 НК РФ);
- выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ (п. 8 ст. 85 НК РФ).
В такой ситуации постановка на учёт физического лица будет осуществляться в течение 5 рабочих дней со дня получения подтверждения сведений, полученных от указанных органов. В эти же сроки налоговики обязаны выдать физическому лицу свидетельство о постановке на учёт в налоговой инспекции, в случае когда ранее свидетельство о постановке на учёт не выдавалось (новая редакция п. 2 ст. 84 НК РФ).
... и организаций
Законодатель установил срок постановки на учёт:
- российской организации - по месту нахождения её филиала, представительства;
- иностранной некоммерческой неправительственной организации - по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение.
Он составляет 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (новая редакция п. 2 ст. 84 НК РФ). В эти же сроки налоговики должны выдать российской организации уведомление о постановке на учёт, иностранной организации - свидетельство о постановке на учёт.
Кроме того, законодатель разграничил и конкретизировал виды документов, которые выдаются при постановке на учёт или снятии их с учёта по месту нахождения имущества или транспортных средств.
В частности, установлено, что организациям и физическим лицам должны выдавать уведомление о постановке на учёт в налоговом органе по месту нахождения имущества. Нотариусу, занимающемуся частной практикой, и адвокатам выдаётся свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (если ранее оно не выдавалось) или уведомление о постановке на учёт (о снятии с учёта), подтверждающее постановку на учёт в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката).
Постановка на учёт иностранных граждан
Налоговики обязаны поставить на учёт физическое лицо в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления или соответствующих сведений, а также выдать уведомление о постановке на учёт в налоговом органе (абз. 7 п. 2 ст. 84 НК РФ).
Исключением является случай постановки на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства при необходимости оформления разрешения на работу в сокращённые сроки. В этой ситуации налоговики обязаны поставить на учёт иностранца по месту его пребывания в течение трёх дней со дня получения соответствующих сведений от территориального органа ФМС России. В этот же срок налоговики должны направить сведения о постановке на учёт в налоговом органе иностранца в миграционную службу (абз. 8, которым дополнен п. 2 ст. 84 НК РФ).
Указанные положения вступят в силу 1 января 2014 года.
Сроки снятия с учёта организаций
Законодатель установил срок снятия с учёта в налоговых органах:
- российской организации, в том числе в качестве ответственного участника КГН, по месту её нахождения, по месту нахождения её филиала, представительства;
- иностранной коммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение.
Указанных налогоплательщиков налоговые органы должны снять с учёта в течение пяти дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ).
Кроме того, новым пунктом 5.2, которым дополнена статья 84 НК РФ, установлен специальный порядок исчисления срока снятия с учёта организации в качестве ответственного участника КГН. Он исчисляется в течение пяти рабочих дней со дня прекращения действия данной группы. В этот же срок налоговики должны выдать соответствующее уведомление.
Срок снятия с учёта установлен и для организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учёта. Снять с учёта такую организацию налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения в соответствии со статьёй 24.1 НК РФ:
- либо о прекращении договора инвестиционного товарищества;
- либо о прекращении выполнения функций управляющего товарища.
В этот срок налоговики должны выдать организации соответствующее уведомление.
Эти изменения вступили в силу 24 августа 2013 года.
Уточнение обязанностей государственных органов
Законодатель уточнил порядок представления сведений ФМС России.
В частности, новой редакцией пункта 3 статьи 85 НК РФ установлено, что территориальные органы миграционной службы обязаны информировать налоговиков о фактах:
- постановки на миграционный учёт иностранцев - в течение 10 рабочих дней после дня постановки на учёт или снятия с миграционного учёта иностранных работников;
- выдачи иностранцу разрешения на работу или патента - в течение 10 рабочих дней после дня выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учёте по месту пребывания, разрешения на работу или патента;
- постановки на миграционный учёт по месту пребывания иностранцев, которые не состоят на учёте в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы на выдачу разрешения на работу или патента, - не позднее дня, следующего за днём принятия документов.
Указанные сведения территориальные органы ФМС России обязаны передавать в налоговые органы по месту своего нахождения.
Кроме того, на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ возложена обязанность сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей физических лиц, зарегистрированных в России по месту жительства или по месту пребывания. Сведения представляются в налоговые органы по месту нахождения МИД России в течение трёх месяцев после регистрации указанных фактов.
Новая редакция статьи 85 НК РФ действует с 24 августа 2013 года.
Способ вручения требования о представлении документов
При проведении налоговой проверки налоговый инспектор имеет право затребовать необходимые документы. Требование о представлении документов налоговики должны вручить налогоплательщику (руководителю организации, уполномоченному представителю) лично под расписку или отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если такими способами передать требование невозможно, то его следует направить по почте (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Законодатель уточнил, что требование о представлении документов необходимо лично под расписку вручать только в случае, когда налоговики находятся на территории налогоплательщика. Если же это сделать невозможно, то требование направляется налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Уточнения действуют с 24 августа 2013 года.
Штраф за непредставление документов о контрагенте
Налоговый орган вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами или информацией о деятельности такого налогоплательщика, данные документы и информацию (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
За отказ от представления указанных документов контрагент привлекается к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Напомним, что за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений полагается штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За те же деяния, совершённые повторно в течение календарного года, полагается штраф в размере 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
С 1 января 2014 года за отказ от представления документов, истребуемых при проведении налоговой проверки, или непредставление их в установленные сроки соответствующие лица будут наказывать штрафом на основании статьи 126 НК РФ. А за неправомерное сообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации - на основании статьи 129.1 НК РФ.
Законодатель внёс изменения и в пункт 2 статьи 126 НК РФ. С 1 января 2014 года ответственность за нарушения по этой статье будет налагаться не только на организации, но и на граждан. При этом размер штрафа за непредставление сведений по запросу налогового органа составит:
- для организаций и индивидуальных предпринимателей - 10 000 руб.;
- для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - 1000 руб.
Возражения по акту налоговой проверки
Законодатель увеличил с 15 рабочих дней до одного месяца срок, который отводится налогоплательщику для представления письменных возражений на акт выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Такие возражения налогоплательщик может представить в случае, когда он не согласен с фактами, изложенными в акте. Поправка действует с 24 августа 2013 года. При этом законом N 248-ФЗ установлены переходные положения. Если течение срока, предусмотренного новой редакцией пункта 6 статьи 100 НК РФ (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу закона N 248-ФЗ (24 августа 2013 года), этот срок исчисляется по новым правилам (п. 7 ст. 6 закона N 248-ФЗ).
Пример 1
Акт выездной налоговой проверки был передан налогоплательщику 1 августа 2013 года.
По состоянию на 24 августа один месяц ещё не истёк. Поэтому налогоплательщик вправе был представить свои возражения до 1 сентября.
Ознакомление с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий
В настоящее время лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Законодатель уточнил, что для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля проверяемое лицо обязано подать соответствующее заявление. На его основании налоговый орган должен предоставить для ознакомления указанные документы не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Правило действует с 24 августа 2013 года.
Излишне возмещённая сумма налога превращается в недоимку
Статья 101 НК РФ дополнена новым пунктом 8, согласно которому сумма излишне возмещённого на основании решения инспекции налога, которая была обнаружена в ходе проверки, будет признаваться недоимкой. Сумма такой недоимки будет указываться в решении, вынесенном по итогам проверки. При возврате налога указанная сумма признаётся недоимкой со дня фактического получения средств налогоплательщиком, а в случае зачёта - со дня принятия решения о зачёте. Это правило применяется с 24 августа 2013 года.
Возражения по акту о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах
При обнаружении фактов, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, налоговики обязаны составить акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе представить свои возражения в отношении фактов, изложенных в акте (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). Законодатель увеличил срок, который отводится для представления подобных возражений, с 10 рабочих дней (две недели) до одного месяца. Этот срок отсчитывается со дня получения акта.
Поправка действует с 24 августа 2013 года. При этом законом N 248-ФЗ установлены переходные положения. Если течение срока, предусмотренного новой редакцией пункта 5 статьи 101.4 НК РФ (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу закона N 248-ФЗ (24 августа 2013 года), то этот срок исчисляется по новым правилам (п. 7 ст. 6 закона N 248-ФЗ).
Пример 2
Акт о выявленных правонарушениях налогового законодательства был передан налогоплательщику 1 августа 2013 года.
По состоянию на 24 августа один месяц ещё не истёк. Поэтому налогоплательщик вправе был представить свои возражения до 1 сентября.
Грубое нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения
Статьёй 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения.
Если подобные деяния совершены в течение одного налогового периода, то штраф составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если же подобные деяния совершены в течение более одного налогового периода, то размер штрафа возрастает до 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). При совершении тех же деяний, но с занижением налоговой базы штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Напомним, что под грубым нарушением правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения понимается:
- отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского или налогового учёта;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта, в регистрах налогового учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
С 1 января 2014 года к ответственности за нарушения, предусмотренные статьёй 120 НК РФ, будут привлекаться не только организации, но и индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты в тех случаях, когда у них существует обязанность по ведению учёта доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения (п. 3 ст. 6 закона N 248-ФЗ).
Изменение обязанностей по декларированию НДС для "товарищей"
Чтобы понять суть изменения, внесённого комментируемым законом, нужно вспомнить недавнее прошлое. Два года назад Федеральным законом от 28.11.11 N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" статья 174.1 НК РФ была дополнена пунктом 5. Им было установлено, что участник договора простого товарищества, участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учёта, концессионер, доверительный управляющий ведут учёт операций, совершённых в процессе выполнения договоров простого товарищества, инвестиционного товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, они должны представлять налоговую декларацию по НДС по каждому указанному договору отдельно.
При этом нормами НК РФ не предусмотрен раздельный учёт обязательств по НДС, подлежащему уплате в бюджет в связи с выполнением договора простого товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления.
Поэтому участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учёта операций, равно как концессионер и доверительный управляющий, должны представлять одну налоговую декларацию по НДС по всем своим операциям (п. 1 письма ФНС России от 13.04.12 N ЕД-4-3/6289@).
Иными словами, указанные лица не могут выполнить условие, зафиксированное в НК РФ (п. 4 ст. 174.1), и представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации одну декларацию по НДС в отношении основной деятельности и одну декларацию по НДС в отношении каждого из перечисленных ранее договоров.
Законодатель решил скорректировать нормы НК РФ.
Из статьи 174.1 НК РФ был исключён пункт 5. Введённый же пункт 4 статьи 174.1 НК РФ обязал участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учёта, представлять в налоговые органы отдельную декларацию по НДС по каждому договору инвестиционного товарищества. Срок представления остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Кроме того, в пункт 4 статьи 174.1 НК РФ включена обязанность участника договора простого товарищества, участника договора инвестиционного товарищества, концессионера, доверительного управляющего вести учёт операций по каждому договору отдельно.
Указанные поправки вступили в силу 1 октября 2013 года (п. 2 ст. 6 закона N 248-ФЗ).
Альтернативный порядок зачёта (возврата) сумм НДС
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумм НДС, подлежащую уплате в бюджет, полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату) налогоплательщику (п. 1 ст. 176 НК РФ).
Причём зачёт или возврат налога осуществляется на основании заявления налогоплательщика в соответствии с пунктами 7-11 статьи 176 НК РФ (п. 6 ст. 176 НК РФ).
Законодатель дополнил статью 176 НК РФ новым пунктом 11.1, положения которого устанавливают альтернативный порядок зачёта (возврата) суммы налога. В частности, если заявление о зачёте или возврате суммы НДС налогоплательщик не представил до дня вынесения решения о таком возмещении налоговой инспекцией, зачёт (возврат) суммы НДС должен осуществляться в порядке и в сроки, которые установлены статьёй 78 НК РФ. Положения пунктов 7-11 статьи 176 НК РФ применяться в этом случае не должны (см. табл.).
Новое правило применяется с 1 октября 2013 года и распространяется на решения о возмещении НДС, вынесенные после указанной даты.
Порядок возврата суммы НДС (сравнение норм пунктов 7-11 статьи 176 и положений статьи 78 НК РФ)
Составляющие процедуры зачёта и возврата налога | Сроки выполнения | |
п. 7-11 ст. 176 НК РФ | ст. 78 НК РФ | |
Решение о зачёте (возврате) суммы налога, принимаемое налоговой инспекцией | Одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога - в течение 7 рабочих дней после окончания проверки | В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика |
Сообщение (в письменной форме) налоговой инспекцией налогоплательщику о принятом решении о зачёте (возврате) суммы налога | В течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения | |
Направление налоговой инспекцией в территориальный орган Федерального казначейства поручения на возврат налога, оформленного на основании решения о возврате | На следующий день после дня принятия налоговой инспекцией решения о возврате суммы НДС | До истечения 10-дневного срока с даты получения заявления налогоплательщика |
Возврат налогоплательщику территориальным органом Федерального казначейства суммы налога и уведомление налоговой инспекции о дате возврата и сумме возвращённых денежных средств | В течение 5 рабочих дней со дня получения поручения | В течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией заявления о возврате |
Начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения сроков возврата (при возникновении нарушения) | С 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС | После истечения месяца со дня подачи заявления |
Возврат налоговой инспекцией оставшейся неуплаченной суммы процентов | В течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства |
Изменение условий о банковской гарантии
Если налогоплательщик вместе с декларацией по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, представил в налоговую инспекцию банковскую гарантию, он имеет право на применение заявительного порядка возмещения НДС (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включённым в специальный перечень (п. 4 ст. 176.1 НК РФ). Требования, которые предъявляются к банкам, выдающим банковскую гарантию, исключены из статьи 176.1 НК РФ, поскольку они перечислены в пункте 3 введённой в часть первую Налогового кодекса РФ статьи 74.1.
Требования к банковской гарантии теперь перечислены в пункте 5 указанной статьи 74.1 НК РФ.
При оформлении банковской гарантии для заявительного порядка возмещения НДС необходимо учитывать особенности, установленные пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ:
- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы РФ в полном объёме суммы налога, заявляемой к возмещению.
Налогоплательщики - производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии предоставления банковской гарантии (п. 11 ст. 204 НК РФ). При этом банк, который выдаёт такую гарантию, теперь должен отвечать требованиям, установленным статьёй 74 НК РФ (до внесения поправок - статьёй 176.1 НК РФ).
Из перечня требований к банковской гарантии, которые были установлены пунктом 12 статьи 204 НК РФ, законом N 248-ФЗ сохранено условие о сроке действия банковской гарантии и о сумме, на которую она должна быть выдана (подп. 2 и 3 п. 12 ст. 204 НК РФ). Остальные же требования, которые содержались в подпунктах 1 и 4 пункта 12 статьи 204 НК РФ, упразднены, поскольку они перечислены в вышеуказанной статье 74.1 НК РФ.
Указанные поправки действуют с 1 октября 2013 года.
Отмена нормирования расходов
С 1 января 2014 года отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль. Соответствующие изменения внесены в подпункт 13 пункта 1 статьи 264, пункт 38 статьи 270 НК РФ.
Напомним, что до нового года такие затраты признаются в пределах норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 07.12.01 N 861 и от 30.07.09 N 628.
С 1 января 2014 года отменяется также нормирование расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов в целях ЕСХН (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Устранение дублирования норм и корректировка сроков
Из статьи 362 НК РФ исключены пункты 4 и 5, в которых была установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые инспекции сведения, необходимые для расчёта транспортного налога.
Кроме того, из статьи 396 НК РФ исключены пункты 11-13, которыми была установлена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые инспекции информацию, необходимую для расчёта земельного налога.
Дело в том, что подобная обязанность уже зафиксирована в пунктах 4 и 10 статьи 85 НК РФ.
Кроме того, сроки представления информации, предусмотренные пунктом 12 статьи 396 НК РФ (до 1 февраля), противоречили срокам, установленным пунктом 4 статьи 85 НК РФ (до 1 марта). Теперь это противоречие устранено.
Указанные изменения вступили в силу 24 августа 2013 года.
О. Дьячкова,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 10-12, октябрь-декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Государственной думе обсуждается законопроект N 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации". Он содержит важное новшество: автомобиль будет регистрироваться в ГИБДД любого субъекта РФ вне зависимости от места жительства владельца. В результате автовладелец сможет поставить на учёт автомобиль в любом регионе. При регистрации будет вноситься в базу место жительства владельца. А для лиц без постоянного места жительства постановка автомобилей будет осуществляться на определённый срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru