Сверка расчетов ЛПУ с ФНС и внебюджетными фондами
Как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности учреждение проводит инвентаризацию активов и обязательств. Проверяется в том числе счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". Следовательно, необходимо провести сверку расчетов с налоговой инспекцией, а также с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС). Именно об этом пойдет речь в настоящей статье.
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Совместная сверка расчетов осуществляется в соответствии с разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 (далее - Регламент) (Письмо ФНС РФ от 08.05.2007 N СК-6-25/375@).
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - акт сверки) утверждена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
Чтобы провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - сверка расчетов) с налоговой инспекцией, учреждению необходимо представить в ФНС соответствующее заявление. В заявлении также можно перечислить конкретные виды налогов, по которым учреждение хочет провести сверку. Заметим, что форма заявления не утверждена, поэтому его можно подать в произвольной форме.
Приведем пример (данные условные).
В ИФНС по Кировскому району города N
Адрес: 707404, г. N, ул. Радужная, д. 5
От МЛПУ Городская больница
Адрес: 707404, г. N, ул. Фруктовая, д. 33
Тел. 244-99-88, факс: 244-78-55
Адрес электронной почты: bol@.ru
Заявление
о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам,
пеням и штрафам
В связи с составлением бухгалтерской отчетности на основании пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ просьба провести в отношении МЛПУ Городская больница (ИНН 5205802442, КПП 520501001) совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и представить акт совместной сверки по состоянию на 1 декабря 2013 года.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам просим направить по электронной почте: bol@.ru.
15 ноября 2013 года
Главный бухгалтер МЛПУ Городская больница: Рязанова С.И.
Пунктом 3.4.1 Регламента установлено, что заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте.
Если заявление представлено лично, на его втором экземпляре должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставляет отметку о принятии с указанием даты представления заявления.
Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления (п. 3.4.3 Регламента).
Срок проведения сверки, формирования и составления акта сверки не должен превышать:
- 10 рабочих дней - при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика;
- 15 рабочих дней - при выявлении расхождений.
В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки по почте.
Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.
В случае отсутствия в акте сверки расхождений на документе ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику, или отправляется по почте заказным письмом, или передается ему в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение дня, следующего за днем составления такого акта. Если акт сверки вручается лично, на его втором экземпляре ставятся дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).
К сведению. Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.
При выявлении расхождений между сведениями налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий (п. 3.1.4 Регламента).
Если выявлена ошибка, допущенная по вине налогового органа. В этом случае в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший данную ошибку. Срок для исправления ошибки - не более пяти рабочих дней. После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта сверки с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю), а второй остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов.
Если выявлена ошибка, допущенная налогоплательщиком. В такой ситуации учреждению направляется уведомление по форме, приведенной в приложении 2 к Регламенту (п. 3.4.6 Регламента). В этом документе указываются ошибка и налог, по которому она выявлена.
Бухгалтерский учет. В соответствии с положениями Инструкции N 174н*(1), а также Инструкции N 183н*(2) бухгалтерские записи, отражающие переплату или недоплату налогов, будут следующими. Заметим, что данные операции пригодятся и при отражении результатов камеральных, выездных налоговых проверок.
Бюджетные учреждения | Автономные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начислены штрафы (пени) по налогам | |||
2 401 20 290 | 0 303 01 730 2 303 04 730 0 303 05 730 0 303 12 730 0 303 13 730 | 2 401 20 290 | 0 303 01 000 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 |
Перечислены в доход бюджета штрафы (пени) | |||
0 303 01 830 2 303 04 830 0 303 05 830 0 303 12 830 0 303 13 830 | 2 201 11 610 | 0 303 01 000 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 | |
Возвращен из бюджета излишне начисленный и перечисленный налог: СТОРНО - на сумму излишне начисленного налога | |||
2 303 04 730 0 303 05 730 0 303 12 730 0 303 13 730 | 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 | ||
Зачислена сумма излишне перечисленного налога | |||
2 201 11 510 | 2 303 04 730 0 303 05 730 0 303 12 730 0 303 13 730 | 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 | |
* Соответствующий код КОСГУ. |
Сверка расчетов с внебюджетными фондами
Пунктом 9 ст. 18 Закона о страховых взносах*(3) предусмотрено, что совместная сверка уплаченных страховых взносов может быть проведена по предложению их плательщика. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
В какой форме должно исходить такое предложение, в законе не указано. Вероятно, это либо устная, либо (как и в случае с налоговой инспекцией) произвольная форма. Также не определены сроки проведения сверки и процедура получения учреждением составленного акта сверки. По мнению автора, эти вопросы необходимо согласовать с территориальным внебюджетным фондом.
Акты сверки составляются по формам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 979н*(4):
- по форме 21-ПФР;
- по форме 21-ФСС РФ.
Формой акта предусмотрена его отправка лично или по почте, а вот возможность направления акта сверки по телекоммуникационным каналам связи не установлена.
Говоря о результатах сверки расчетов, необходимо отметить, что ст. 26 Закона о страховых взносах регламентирован порядок обращения с суммами излишне уплаченных страховых взносов. В этой же статье предусмотрено, что для целей выявления излишне уплаченных сумм и составляется акт сверки по одной из указанных выше форм.
Итак, в ходе сверки расчетов выявлены излишне уплаченные суммы страховых взносов, что отражено в акте сверки.
В такой ситуации учреждение имеет право на зачет этих сумм: в счет предстоящих платежей, погашения задолженности по пеням и штрафам, за правонарушения, предусмотренные Законом о страховых взносах (например, за несвоевременную или не в полном размере уплату страховых взносов), или на их возврат ему.
Во всех случаях учреждению необходимо подать заявление по форме, приведенной в Приказе Минздравсоцразвития РФ N 979н:
- заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 22-ПФР);
- заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 22-ФСС РФ);
- заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ПФР);
- заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ФСС РФ);
- заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 24-ПФР);
- заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 24-ФСС РФ).
Обратите внимание! Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 13 ст. 26 Закона о страховых взносах).
После получения соответствующего заявления учреждения или подписания акта сверки контролирующий орган в течение 10 дней должен принять решение о зачете или возврате ему излишне уплаченных сумм.
Формы данных решений также утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 979н.
О принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в таком зачете (возврате) сообщается учреждению в течение пяти дней со дня его принятия. Учреждению необходимо знать о следующих моментах:
1) не допускается зачет излишне уплаченных в бюджет одного государственного внебюджетного фонда страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда;
2) не производится возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете переплату или недоплату страховых взносов отражают следующими проводками (данный учет необходим и при отражении результатов проверок, проводимых контролирующими органами по поводу уплаты и начисления страховых взносов).
Бюджетные учреждения | Автономные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начислены штрафы (пени) по страховым взносам | |||
0 401 20 290 | 0 303 00* 730 | 0 401 20 290 | |
Перечислены в доход бюджета штрафы (пени) | |||
0 303 00* 830 | 0 201 11 610 | ||
Возвращены из бюджета излишне начисленные и перечисленные страховые взносы: СТОРНО - на сумму излишне начисленных страховых взносов | |||
0 303 00* 730 | 0 303 00* 730 | ||
Зачислена сумма излишне перечисленных страховых взносов | |||
2 201 11 510 | 0 303 00* 730 | 0 303 00* 730 | |
* Соответствующие группа и вид кода синтетического счета. ** Соответствующий код КОСГУ. |
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"