Судебные споры по компенсационным выплатам медицинским работникам
В силу ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ*(1) в 2013 году медицинским работникам, изъявившим желание переехать на работу в сельский населенный пункт, производятся единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. руб. на одного работника. Аналогичные выплаты осуществлялись в 2011-2012 годах. Предлагаем рассмотреть материалы судебных дел, связанных с осуществлением единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с участием ФФОМС.
С 2012 года в России действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности. Ее основные положения установлены в следующих нормативных актах РФ:
1) в Федеральном законе N 326-ФЗ;
2) в Постановлении Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях";
3) в совместном Приказе Минздравсоцразвития РФ N 1556-н и Минфина РФ N 174-н от 16.12.2011 "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
В 2013 году в адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) поступили материалы более чем по 30 судебным делам по исковым заявлениям медицинских работников, не получивших единовременную компенсационную выплату. В целях правильного применения Федерального закона N 326-ФЗ в части реализации права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 данного закона чиновники ФФОМС подготовили Письмо от 08.07.2013 N 5124/80-1/и. Как отмечено в письме, обязательным условием для предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве нового специалиста в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Частью 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ определены критерии, по которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн. руб.:
1) возрастной критерий - единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику в возрасте до 35 лет;
2) требования к образованию - наличие у медицинского работника высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры;
3) время начала работы в учреждении здравоохранения субъекта РФ или муниципального образования, которое находится на территории сельского населенного пункта, - в 2011-2012 годах:
- прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения;
- переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров в 2011-2012 годах:
- трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения;
- договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В случае если учреждение здравоохранения находится в городском населенном пункте, а его структурное подразделение (отделение), где осуществляется медицинская деятельность, расположено в сельском населенном пункте, медицинский работник, прибывший на работу в структурное подразделение (отделение) учреждения здравоохранения, имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты.
Далее, как отмечено в Письме N 5124/80-1/и, компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Наиболее распространенной причиной отказа медицинским работникам в выплате единовременной компенсации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ является факт расторжения трудового договора медицинским работником и последующего повторного заключения им трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением.
Чиновниками ФФОМС в качестве примера приводятся два судебных решения:
- Александровского районного суда Ставропольского края от 12.04.2013 N 2-167/2013;
- Верещагинского районного суда Пермского края от 31.05.2013 N 2-310-13.
В обоих случаях медицинские работники работали в участковых больницах, из которых уволились по собственному желанию. Узнав о государственной поддержке молодых медицинских специалистов, они возобновили договорные отношения с прежними работодателями без переезда в другой сельский населенный пункт.
Как отмечено в Решении Александровского районного суда Ставропольского края, в соответствии с ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Суд признал обоснованными позицию и доводы ФФОМС о том, что в случае расторжения трудового договора и повторного заключения трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением работник не является прибывшим на работу в 2011-2012 годах и не имеет права на получение единовременной компенсационной выплаты.
Иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии вышеуказанного федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта, а также компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты и неудобства, обусловленные менее комфортными по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами условиями проживания.
Как было установлено судом, ни условия работы, ни условия проживания работника в 2012 году не изменились, каких-либо неудобств, связанных с возвращением на прежнее место работы на должность врача-терапевта, он не претерпел.
С учетом последовательных действий истца, выразившихся во временном выезде из сельской местности, где он имел постоянную работу, с последующим возвращением к прежним условиям работы и проживания, а также в создании видимости его переезда на постоянную работу в сельскую местность из другого населенного пункта, суд не признал его лицом, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ.
Аналогичные решения приняты:
- Сабинским районным судом Республики Татарстан от 28.03.2013 N 2-344/2013;
- Ставропольским районным судом Самарской области от 11.02.2013 N 2-321/13.
* * *
В заключение отметим, что в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ медицинский работник обязан отработать пять лет в должности врача в учреждении здравоохранения субъекта РФ, которое расположено в сельской местности. По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам и рабочим поселкам необходимо руководствоваться ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой наделение муниципальных образований определенным статусом осуществляется законами субъектов РФ об административно-территориальном устройстве, в связи с чем указанный вопрос относится к полномочиям субъекта РФ.
В случае если медицинский работник не выполнил условия трудового договора и не отработал пять лет в учреждении здравоохранения субъекта РФ, он обязан возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально отработанному времени, в бюджет субъекта РФ. Исключением является прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
В качестве примера приведем Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13.05.2013 N 33-5425/13, которым исковые требования о взыскании денежных средств по договору на осуществление единовременной компенсационной выплаты удовлетворены в пользу Минздрава субъекта. Высшая судебная инстанция указала: ввиду того что молодой специалист добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, в связи с увольнением без уважительных причин до истечения данного срока он обязан возвратить часть компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"