Новшества в порядке оплаты труда работников образования
С 01.09.2013 начал действовать Закон N 273-ФЗ*(1), который регулирует в том числе оплату труда работников образования. С этого дня Закон об образовании*(2) и Закон N 125-ФЗ*(3) признаются утратившими силу. Рассмотрим в статье, какие гарантии предусмотрены для работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также какие изменения в порядке оплаты труда существуют сегодня и ожидаются в будущем в связи с принятием нового закона.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Обращаем ваше внимание на то, что Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, которое вступило в силу с 01.09.2013.
Гарантии педагогическим работникам
В статье 47 Закона N 273-ФЗ педагогическим работникам предусмотрены, в частности, следующие трудовые права и социальные гарантии:
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ. На сегодняшний день Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установлена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724. Данная гарантия закреплена и в ст. 334 ТК РФ. Продолжительность такого отпуска составляет от 42 до 56 календарных дней в зависимости от занимаемой должности и места работы;
- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года утверждено Приказом Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570. Аналогичная норма закреплена в ст. 335 ТК РФ;
- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
- право на предоставление вне очереди педагогам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
В пункте 6 ст. 47 Закона N 273-ФЗ уточнено, что в рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включаются:
- учебная (преподавательская), воспитательная работа;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- научная, творческая и исследовательская работа;
- другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, а именно методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
При этом конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогов определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года устанавливается соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями ТК РФ и с учетом Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 (п. 7 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения таких расходов устанавливаются Правительством РФ, а педагогам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов РФ (п. 8 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).
Что касается иных работников образовательных организаций, их права, обязанности и ответственность устанавливаются законодательством РФ, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами (п. 3 ст. 52 Закона N 273-ФЗ).
Особенности формирования оплаты труда педагогических работников
В статье 8 Закона N 273-ФЗ сказано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, в частности, относится обеспечение государственных гарантий расходов на оплату труда в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.
На сегодняшний день особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений представлены в гл. IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, которые утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 (протокол 11).
Кроме этого, в новом законе об образовании сказано, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения им уровня средней заработной платы за выполняемую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Указанные расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов РФ в нормативы, устанавливаемые исходя из пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации (ст. 99 Закона N 273-ФЗ).
В статье 101 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные организации вправе осуществлять свою деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. При этом данные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных средств. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг возвращаются оплатившим названные услуги лицам.
Нюансы применения Закона N 273-ФЗ в части формирования заработной платы
Согласно п. 11 ст. 108 Закона N 273-ФЗ с 01.09.2013:
- в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются надбавки за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу Закона N 273-ФЗ с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней;
- в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленная по состоянию на 31.12.2012.
К сведению. Согласно п. 8 ст. 55 Закона об образовании, действовавшего до вступления в силу Закона N 273-ФЗ, ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями составляла:
- 150 руб. - в федеральных государственных образовательных учреждениях ВПО и соответствующего ДПО;
- 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
Такие разъяснения представлены в Письме Минобрнауки РФ от 29.05.2013 N АП-867/04.
При этом до 01.01.2014 финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ (п. 13 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
Повышение уровня заработной платы
В середине 2012 года президент подписал Указ N 597*(4), согласно которому поручил Правительству РФ обеспечить:
- доведение к 2013 году средней зарплаты педагогов дошкольных образовательных учреждений до средней зарплаты в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- доведение к 2018 году средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней зарплаты в соответствующем регионе;
- повышение к 2018 году средней зарплаты врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
На основании данного указа и Постановления N 583*(5) разработана Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы*(6) (далее - Программа).
Мероприятия Программы. Они включают в себя:
1. Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок, которое будет осуществляться исходя из более полного учета сложности труда работников на основе разработки:
- профессионально-квалификационных требований к работникам, ПКГ, устанавливаемых Минтрудом;
- типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804;
- норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
- содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством РФ порядком;
- рекомендуемых органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням ПКГ.
2. Установление компенсационных выплат.
3. Совершенствование системы стимулирующих выплат, которое будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых госуслуг на основе:
- введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;
- установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
- отмены неэффективных стимулирующих выплат;
- использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых госуслуг независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
Кроме этого, предусматривается внесение изменений в Постановление N 583 в части уточнения норм по содержанию примерных положений об оплате труда с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей, показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностей регулирования оплаты труда работников госучреждений и руководителей.
С учетом указанного Правительство РФ установит базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по ПКГ.
Что должны сделать учреждения? На уровне учреждений с учетом мнения представительного органа работников локальными нормативными актами будут утверждены:
- системы нормирования труда;
- изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
В связи с названными изменениями в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат. Кроме этого, необходимы мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, которые будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
К сведению. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении 3 к Программе.
Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг.
Для осуществления вышесказанного федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, будут разработаны типовые нормы труда в установленном порядке, а также будет оказываться методическая помощь учреждениям по их применению.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту РФ с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту РФ, определенных указами N 597 и N 761 *(7). При этом с 2013 года предусмотрено соотношение предельного уровня средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
Ресурсное обеспечение реализации Программы. Работа по формированию нормативной правовой базы, предусмотренной мероприятиями Программы, а также организационные мероприятия будут проводиться федеральными органами власти различного уровня в пределах средств, предусмотренных на их текущую деятельность. В связи с реализацией программы будут внесены изменения в планы финансово-хозяйственной деятельности соответствующих бюджетных и автономных учреждений в части расходов на оплату труда (с учетом всех источников формирования фонда оплаты труда).
Для поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2013-2015 годы предусмотрено предоставление бюджетам субъектов РФ дополнительной финансовой помощи в виде дотаций из федерального бюджета ежегодно в размере 100 млрд. руб.
Этапы реализации Программы. Предполагается три этапа:
I этап (2012-2013 годы):
- формирование нормативной правовой базы для реализации Программы;
- повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами N 597 и N 761;
- организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с названными указами;
- актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников;
- заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта;
- введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
II этап (2014-2015 годы):
- актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых госуслуг;
- заключение трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
- совершенствование квалификационных требований к работникам (разработка профессиональных стандартов) с учетом современных требований к качеству услуг, а также установление базовых окладов по ПКГ.
III этап (2016-2018 годы):
- завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
- обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами N 597 и N 761, и средней заработной платы в субъектах РФ.
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные планом мероприятий Программы.
Реализация указов Президента РФ в Нижегородской области. В Постановлении Правительства Нижегородской области N 468*(8) говорится, что с 01.10.2013 нужно увеличить:
1) на 10%:
- минимальные оклады по ПКГ должностей педагогических работников по должностям преподавателя, преподавателя основ безопасности жизнедеятельности, руководителя физического воспитания государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области;
- минимальные оклады по ПКГ должностей педагогических работников по должности мастера производственного обучения государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Нижегородской области;
2) на 7%:
- минимальные оклады по ПКГ должностей работников государственных образовательных и иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области;
- минимальные оклады по ПКГ должностей работников муниципальных образовательных и иных муниципальных учреждений Нижегородской области.
При этом в постановлении сказано, что оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений производится за счет средств субвенций из областного бюджета на общее образование.
Е. Соболева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(3) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
*(4) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
*(5) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(6) Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
*(7) Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
*(8) Постановление Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"